Библиографическое описание:

Колчина Н. А. Тьюторская позиция педагога-воспитателя как инновационный параметр качества профессиональной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №24.2. — С. 15-19.

 

Согласно требованиям ФГОС в образовании в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узко предметными навыками и знаниями. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности кадета, направленной на решение реальных жизненных задач.

Новые принципы образования требуют от каждого воспитателя овладения и применения современных педагогических технологий и новых методов обучения и воспитания.

«Тьютор» — в переводе с английского означает «наставник».

Тьютор — особая педагогическая позиция, сущность которой заключается в обеспечении совместной с воспитанником рефлексии его деятельности. «Детей необходимо «не только учить, развивать и контролировать, но и быть на стороне их интересов. Рядом с ребенком должен быть еще кто-то более опытный, кто защищал бы его, помогал отстаивать свои права» (Олег Газман).

Назначение тьютора:

• помощь ученику в создании образа самого себя, концепции личности, а также в осознании собственной уникальности;

• помощь в осознании своих образовательных и профессиональных интересов, составлении ресурсной карты для их реализации, выработке ИОП;

• обеспечение индивидуального предметного движения в разных областях научного знания;

• работа с индивидуальными учебными стилевыми характеристиками;

• помощь воспитанникам в освоении технологий (а не суммы знаний), обеспечивающих возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе образовательного процесса;

• развитие индивидуальной социальной активности самого ребенка. В основе взаимодействия тьютора и воспитанника лежит субъектная активность воспитанника.

Тьютор занимает позицию сопровождения деятельности ученика, т. е. цели этой деятельности определяются кадетом на основе его индивидуальных интересов, направленностей. Обучаемый самостоятельно осуществляет реальную деятельность, а тьютор обсуждает и анализирует эту деятельность вместе с кадетом: зачем ему эта деятельность, каковы результаты деятельности, что они означают, к каким переменам ведут, в чем причины успеха или неудачи и т. д.

Тьюторская позиция — это гуманитарная позиция, основанная на признании тьютором права ребенка на самостоятельность, индивидуальность. Вместе с тем тьюторская позиция — это отражение культурного опыта в той предметной сфере, в которой работает ребенок, а также тех культурных способов деятельности (уже существующих в культуре), которые позволят кадету быть эффективным.

Основными задачами воспитательной работы педагога с тьюторской позицией являются:

 формирование ценностного отношения к природе как общему дому человечества;

 формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни;

 формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности

 формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;

 формирование образа жизни, достойной Человека;

 формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Как реализовать эту цель и задачи на практике? Действительно, каким правилам должен подчинить свои действия воспитатель с тьюторской позицией, формируя у своих воспитанников образ жизни, достойной Человека?! Этих правил много. Одни рождаются в той или иной педагогической ситуации и уходят на второй план, когда ситуация разрешается. Человек становится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. Когда обретает способность реализовать свои природные силы и задатки, когда реализует себя в соответствии со своим предназначением, когда исполняет миссию Человека на Земле. Это и есть та высота, на которой человек может называться существом разумным, обладающим интеллектуальными способностями.

Задача тьютора — построить достижение подопечного в поле достижений, где существует идеальное (культурные образцы) и реальное (человеческие желания, интересы).

Цель развития кадета — индивидуальность и я пытаются работать над созданием нового уклада жизни, при котором кадет будет саморазвиваться, стремиться стать успешным.

Какой должна стать образовательная среда, чтобы быть успешной, каким должен быть воспитатель, чтобы быть успешным, каким должен быть воспитуемый, чтобы быть успешным? Ответ не простой. Какая ответственность лежит перед педагогами, которые должны заложить в маленьком человечке доброту, надежду, любовь, научить азам школьной премудрости…

Успех — это не просто хорошая оценка результатов деятельности. Успех — это состояние человека, качественная характеристика деятельности воспитанника, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов. Такие ощущения возникают у человека при достижении полного физического, душевного и социального благополучия.

Успешным кадет может стать в условиях только той образовательной среды, которая способна обеспечить соблюдение его прав, создать ему комфортные условия для получения образования, реализует личностно-ориентированные подходы в образовании, использует технологии обучения, позволяющие сохранять здоровье учащихся.

В современном мире быть успешным — это значит идти на риск, уметь жить в поле проб и ошибок, строить это поле, быть готовым реализовать свой шанс. Я стараюсь научить детей всматриваться в окружающее, видеть в нем новое, интересное. И очень важно не утрачивать с возрастом эти способности.

Для осуществления данной цели во многом помогает педагог с тьюторской позицией, который помогает кадетам анализировать, рефлексировать и конструировать свою деятельность с целью понимания им своих достижений, осознания своих затруднений, формулировки задач и корректировки действий.

Педагог с тьюторской позицией старается научить воспитуемых изменять обстоятельства, творить собственное пребывание в действительности, проецировать достойную жизнь и выстраивать по мере сил достойное поведение, невзирая на обстоятельства. Надо и говорить о Человеке, и осмысливать Человека, но и быть Человеком каждую минуту своей школьной жизни, постепенно набирая опыта и духовных сил. Это всё порождение гуманистической идеи, требующей от педагога с тьторской позицией неуклонного введения ребенка в контекст современной высокой культуры, не поранив его души и не уничтожая своеобразия личности.

Основная задача педагога с тьюторской позицией — научить ребенка понимать себя и самостоятельно разрешать проблемные ситуации. Необходимо создание ситуации успеха — это субъективное проживание человеком своих личностных достижений в контексте своей жизни и индивидуального развития. В повседневной жизни в событии с кадетами педагог с тьюторской позицией использует все способы и поводы для акцентирования внимания детей на форме ценностного отношения к жизни, увлекая и обучая детей одновременно.

Одно из методических направлений — упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте. Это организация всей жизни кадет, в которой дети постоянно и осмысленно вступают в реальные отношения с ценностями и видят за каждым предметом и явлением человека. В своей работе, я часто использую различные методики, которые помогают мне работать с детьми по воспитанию Человека. Эти методики, конечно, включены в план работы, но часто их приходится менять местами, т. к. конкретную методику определяет жизнь класса, жизнь города, страны. Дети приходят к нам совершенно разные, и мы о них мало что знаем, кроме изученных портфолио, характеристик бывших классных руководителей и данных о семье. В начале года я предложила им вопросы о знании. Я использовала эти вопросы на нашем первом празднике общения, тем самым было интересно услышать ответы на них. Их ответы дали мне возможность услышать их мотивацию обучения в нашем училище. В начале учебного года, когда еще не все ребята знают друг друга хорошо, мы проводим час общения «Давайте познакомимся», «Нет друга — ищи, нашел — береги», «Мир моих увлечений».

Была проведена ролевая игра «Мир моих увлечений», посвященная знакомству кадет с их увлечениями, в котором все воспитанники рассказали и демонстрировали друг другу чем они увлекаются, о своем хобби. Кадеты ближе узнавали друг друга, так как увлечения людей отражают и их внутренний мир. Кто-то находит общие интересы и это их сближает.

C:\Users\386\Desktop\1.jpg

Педагог с тьюторской позицией ведет ребенка, старается помочь кадету стать нравственнее, честнее, порядочнее. Педагог не может сказать кадету: «Ты плохой», но его задача помочь стать ему другим.

С годами я поняла, что, сколько бы мы не говорили, о том, что нас волнует, дети нас слышат плохо. Надо, чтобы взгляд на проблему «шел» от них самих. Говорить о вреде курения, алкоголя, наркомании можно много, но это будут слова воспитателя. В мероприятиях, которые я проводила на своем курсе, кадеты готовили сами материал, учили сценки, подбирали видеосюжеты.

Например, мы провели классный час «Мы против курения», я взяла лишь маленькое вступительное слово, кадеты сами подготовили и разыграли сценку по мотивам известного стихотворения Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» Перефразируя некоторые четверостишья, кадеты применили нетленное произведение поэта непосредственно к проблеме курения. Получилось довольно убедительно и интересно. В завершении нашей беседы я предложила кадетам поучаствовать в рекламной антитабачной акции. Под мелодию гимна зимней олимпиады в Сочи, пропагандирующего здоровый образ жизни, кадеты экспромтом придумывали и изготавливали рекламные флайеры, отображающие их отношение к курению.

C:\Users\386\Desktop\9.jpgC:\Users\386\Desktop\88.jpg

C:\Users\386\Desktop\8.jpgC:\Users\386\Desktop\DSC04658.JPG

С радостью кадеты ожидают «День добрых дел», когда необходимо каждый час сделать одно, хотя бы небольшое доброе дело.

В преддверии 70-летия Великой Победы у нас в училище проходила межрегиональная акция «Письмо ветерану». Кадеты моего курса приняли активное участие и проявили инициативу в составлении текста поздравления.

Вместе с кадетами выезжали в почтовое отделение города Севастополя и отправляли письма.

C:\Users\386\Desktop\333.jpgC:\Users\386\Desktop\222.jpg

Создавали «Дерево наших желаний» в начале года, и было интересно посмотреть через год, сбылись ли наши желания.

C:\Users\386\Desktop\IMG_4373 (2).JPG

Во всех проводимых мной мероприятиях я стараюсь участвовать вместе с моими кадетами.

Когда это произошло впервые, я поняла, они хотят видеть меня рядом, слышать меня, и поэтому, каждый раз, в любой методике я участвую на равных: рисую, пишу сочинение, отвечаю на вопросы, пою и т. д. Все эти методики основаны на диалоге.

Диалогическое воспитание — это стиль тьюторского педагогического взаимодействия. Диалогическое воспитание — это организация такой жизни кадета, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т. д. и т. п. Образ жизни, достойной Человека, не может сформироваться, если у кадета не развито философическое отношение к Человеку как к «наивысшей ценности, если нет мировоззренческого видения Человека как дитя природы и культуры, как созидателя и творца всего, что нас окружает.

Литература:

  1. Долгова Л. М. — Тьюторство в аспекте результативности образования — Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика, 2004 г. — http://thetutor.ru/pro/articles02.html
  2. Касицина Н., Михайлова Н., Юсфин С. — Четыре тактики педагогики поддержки — Речь, СПб, 2010 — http://pedlib.ru/Books/2/0073/2_0073–6.shtml
  3. Ковалева Т. М. — Свобода выбора образовательной системы — один из важнейших принципов Полисистемной школы // Ежегодный педагогический журнал альтернативной школы «Эврика-развитие». — Томск, 2003.
  4. Ковалева Т. М. — Практика работы с процессом индивидуализации (анализ локальных практик) // Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации: Сборник научных трудов по материалам 4 Всероссийской научной тьюторской конференции. — М. — Томск, 2009
  5. Ковалева Т. М. — О возможном соотношении системы развивающего обучения и педагогики развития // Педагогика развития: замыслы, достижения, возможности. — Красноярск, 2012.
  6. Ковалева Т. М. — К вопросу о тьюторском сопровождении как образовательной технологии // Основные тенденции развития современного образования: Материалы международной научно-практической конференции — М., ИТОиП РАО, 2012
  7. Перекрестки психологии и педагогики, Роль и место тьютора/ Екатерина Александрова/ «1 сентября» http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200700306
  8. «Кто такой тьютор и нужен ли он российской школе?» http://forum.pridnestrovie.com/topic/?id=9281

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle