Библиографическое описание:

Невоструева Н. Г. Личностно-ориентированный подход в воспитании // Молодой ученый. — 2015. — №24.2. — С. 30-31.



 

Сегодня воспитание ребенка не просто должно опираться на стандартную схему, оно обязано ставить своей целью дать обществу яркую личность, изумляющую и удивляющую красками своей натуры и характера. Этого требует динамично развивающееся общество. На жизненную арену выходят люди нового типа раскрепощенные, прагматичные в мыслях и действиях, независимые и свободные от шаблонов.

Личностно-ориентированный подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса. Личностный подход как направление деятельности педагога – это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе. Личностный подход предполагает помощь педагогу и ребенку в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии их возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно-значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.

На основании данного утверждения можно сделать актуальный вывод о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.

Личностно-ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, воспитания и развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса (Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: 2000 г.). Следует отметить актуальность данной тематики, поскольку личностно-ориентированное обучение используется в педагогической практике нашего времени довольно часто. Личностно-ориентированная педагогика создает образовательную среду, где реализуются индивидуальные интересы и потребности реальных детей, эффективно накапливается детьми личный опыт.

Личностно-ориентированное воспитание – это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Личностный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе.

Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса. В отличие от индивидуального подхода он требует знания структуры личности и ее элементов, их связи как между собой, так и целостной личностью. В связи с этим следует выделить идею личностного подхода, суть которой в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать воспитателю президентского кадетского училища в своей повседневной работе. Он должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый кадет чувствует себя личностью, ощущает внимание воспитателя только к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить.

Вместе с тем не только теория, но и современная практика доказывают, что личностный подход реализуется при наличии гуманной системы воспитания. Только коллектив педагогов-единомышленников способен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребенка. Именно личность кадета и личность педагога – главное мерило наличия и развития воспитательной системы. Воспитатель имеет дело с целостной личностью ребёнка. Каждый интересен своей уникальностью, и личностно-ориентированное воспитание позволяет сберечь эту уникальность, вырастить личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого "Я" и целью нашей работы является раскрытие этой личности. Воспитание, формирование личности ребёнка осуществляется нами каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность кадета стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для него является сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с трудностями, успехами и неудачами.

Ни с чем нельзя сравнить радость, которую доставляют общение с одноклассниками, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания. Каждый кадет – в чём-то не хуже других, а может быть, и превосходит в чём-то: кто-то хорошо уметь писать стихи, кто-то — танцевать, кто-то знает математику лучше других, кто-то — русский язык, а кто-то читает много книг... Надо только помочь ребёнку раскрыться. При этом важно отметить старания ребёнка и усилия, прилагаемые им для достижения хороших результатов в учении, труде, творчестве. Ведь, как показывает опыт, в каждом ребёнке есть задатки таланта, но если их не развивать, то ничего и не получится. Когда наш коллектив начал работать с кадетами, то мы ориентировались на личность каждого ребёнка, на его индивидуальность.

Известно, что обучение и воспитание взаимосвязаны. И личностно- ориентированное воспитание способствует успешному обучению, служит профилактикой стрессовых психических состояний у ребёнка в процессе обучения. Каждый кадет должен в чём-то самоутвердиться. На первых порах важно оценивать успехи кадета не в сравнении с успехами других, а оценивать достигнутые им результаты, сопоставляя его нынешние успехи с прошлыми, подчёркивая его развитие и продвижение. Для большинства детей успех — сильный стимул к дальнейшему совершенствованию. Выход за рамки привычного, стандартного всегда сопутствует творчеству. В начале каждого учебного года перед педагогическим коллективом стоят задачи по дальнейшей адаптации кадет к условиям жизни и обучения в кадетском училище, формированию и укреплению классного коллектива, раскрытию талантов кадет, выработке единой системы обоснованных, последовательных требований, совершенствованию норм взаимоотношений между одноклассниками и воспитателями.

За прошедший год педагоги и воспитатели училища выявляли, кто на что способен, чтобы в дальнейшем в процессе работы по возможности развивать способности детей, чтобы каждый из них чувствовал себя на своём месте. Кадеты нашего курса являются активными участниками и победителями проводимых мероприятий в училище, доказательством является наличие грамот, наград и кубков. Множество побед завоевано кадетами в олимпиадах по учебным предметам, по итогам конкурсов проектов и исследовательских работ. Дополнительным образованием во внеурочное время охвачено 100% кадет. Они посещают кружки и секции по интересам. Проводимые репетиции по подготовке мероприятий, которые организуются в классах, на курсе имеют большое значение в воспитании кадет, так как во время их проведения они общаются и незаметно для себя показывают то, на что они способны. Распределение ролей исходя из сил, способностей и желания каждого, происходит на глазах всего коллектива. На этих мероприятиях нет деления на способных и неспособных — роли доступны всем, а не только одарённым детям. Кадеты учатся писать стихи, рассказы, сказки и параллельно этому учатся быть хорошими людьми. Встречи, организованные с неординарными личностями, как поэты, актеры, музыканты, то есть творческими людьми, оказывает положительное влияние на воспитание кадет. Для учреждения образования нового типа, которое работает в режиме развития, такому как наше Севастопольское президентское кадетское училище, очень важно, чтобы все было направлено на развитие личности ребенка, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Таким образом, личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования.

 

Литература:

  1. Осипова И. Личностно ориентированные способы конструктивной коммуникации с учащимися. 2006.
  2. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: 2000.
  3. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996.
  4. www.openclass.ru
  5. www.edu.ru Особенности планирования воспитательной работы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle