Библиографическое описание:

Петракова О. Д. Исследование рынка общественного питания Калининградской области // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 532-536.

 

 

В данной статье приводятся результаты исследования рынка общественного питания Калининградской области, выявляется основные тенденции и потребительские предпочтения. На основании результатов исследования делаются прогнозы и рекомендации.

Ключевые слова: показатели динамики, общественное питание, опрос, прогноз.

 

На сегодняшний день как в целом по России, так и в частности по Калининградской области, существует великое множество всевозможных заведений общественного питания, начиная от столовых и заканчивая шикарными ресторанами. Сфера общественного питания не перестает разрастаться, что не может не вызывать определенного рода опасений. Тяжело переоценить актуальность статистического исследования данной сферы, ведь с помощью него можно выявить определенную динамику ее развития, основные тенденции, а также возникающие проблемы и пути их решения.

В качестве методов исследования были выбраны анализ рядов динамики и анонимный опрос жителей Калининграда и Калининградской области. Это позволит выявить определенные тенденции данного рынка и сделать некоторые прогнозы.

В рамках практической части статистического исследования сферы общественного питания на примере Калининградской области были проанализированы данные Федеральной службы государственной статистики за последние 10 лет (период с 2005 по 2014 года). Был проведен анализ динамики оборота предприятий общественного питания, выявлены определенные тенденции.

Данные и расчеты представлены в Таблице 1.

По результатам расчетов были сделаны следующие выводы. Объемы реализации по сравнению с базисным 2005 годом постоянно увеличивались. Причем наибольший прирост наблюдался в 2014 году, он составил практически 5 млрд. руб. (4998 млн. руб.). В соотношении с базисным годом прирост составил 237 %. А наименьший прирост был отмечен в 2006 году и составил 594 млн. руб. (28 %).

 

Таблица 1

Показатели динамики оборота предприятий общественного питания Калининградской области

Период

Оборот предприятий общественного питания, млн. руб.

Абсолютный прирост, млн. руб.

Темп роста

Темп прироста

Цепной

Базисный

Цепной

Базисный

Цепной

Базисный

2005

2110

-

0

-

1

-

0

2006

2704

594

594

1,28

1,28

0,28

0,28

2007

3367

663

1257

1,25

1,60

0,25

0,60

2008

3908

541

1798

1,16

1,85

0,16

0,85

2009

3885

-23

1775

0,99

1,84

-0,01

0,84

2010

4206

321

2096

1,08

1,99

0,08

0,99

2011

4587

381

2477

1,09

2,17

0,09

1,17

2012

5139

552

3029

1,12

2,44

0,12

1,44

2013

6136

997

4026

1,19

2,91

0,19

1,91

2014

7108

972

4998

1,16

3,37

0,16

2,37

Средний

4315

555,33

2205

1,30

1,35

0,30

0,35

 

Оборот предприятий в течение 10 лет (2005–2014) в основном имел тенденцию к повышению. Причем максимальный прирост по отношению к предыдущему году наблюдался в 2013 году, он составил 997 млн. руб. или 19 %. Так же наблюдался один год с отрицательным приростом. в 2009 году наименьший прирост составил 23 млн. руб. или 1 % от оборота предприятий в 2008 году.

Для более наглядного иллюстрирования тенденции развития оборота общественного питания по Калининградской области был построен график и проведено аналитическое выравнивание на основании уравнения прямой. График представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Тенденция развития оборота общественного питания

 

Таким образом, на основании аналитического выравнивания был сделан вывод, что ежегодный прирост оборотов по реализации предприятий общественного составляет в среднем 486, 21 млн. руб.

На основе выявленных тенденций был сделан прогноз развития данной до 2018 года, который показал, что при сохранении выявленной тенденции и при прочих равных условиях прогнозный оборот предприятий на 2018 год составит приблизительно 8448 млн. руб. Однако при сохранении тенденции и при учете сезонных колебаний общий оборот предприятий может вырасти до 18008 мл. руб.

С помощью анализа рядов динамики удалось выявить основные тенденции развития системы общественного питания в Калининграде и области, а для конкретизации и более детального рассмотрения проблем и их решения был проведен анонимный онлайн-опрос.

Для изучения потребительских предпочтений жителей Калининграда и Калининградской области в сфере общественного питания, а также выявления проблем в данной сфере был проведен интернет-опрос с использованием онлайн-опросника GoogleForms. Всего в опросе приняли участие 142 респондента.

В ходе опроса жителей города Калининграда, проводимого в рамках статистического исследования общественного питания, было выяснено, что большинство респондентов посещают кафе/бары/рестораны города. На вопрос «Пользуетесь ли Вы услугами заведений общественного питания в Калининграде?» положительный ответ дали более 88 % опрошенных.

Те респонденты, которые предпочитают готовить и питаться дома, разочарованы ценой в заведениях общественного питания. Так же было выяснено, что приблизительно 40 % опрошенных не довольны качеством блюд, и столько же считают питание вне дома просто нецелесообразным занятием.

Результаты опроса так же показали, что более половины опрошенных ходят в кафе/бары/рестораны города пару раз в месяц (52 %), лишь менее 2 % из опрошенных питается исключительно в кафе. Из опрошенных респондентов 21 % практически не посещают подобные заведения, а 24 % заходят 1–2 раза в неделю.

На основе вопросов анкеты «Какой тип заведений для вас наиболее предпочтителен? Почему?» были сделаны следующие выводы:

                    В основном жители города Калининграда и Калининградской области предпочитают дневные кафе — этот вариант выбрали 64 % респондентов. В большей степени данный ответ люди аргументировали приятной, спокойной атмосферой в заведениях данного типа, умеренными ценами, а также соответствием графику работы или учебы, то есть возможностью перекусить во время трудового дня.

                    Вторым по популярности типом заведений общественного питания являются бары, их предпочитают посещать 24 % опрошенных. В основном люди оценивают бары по ассортименту алкоголя. Так же была отмечена необходимость звучания хорошей, расслабляющей музыки. По мнению респондентов, это несомненно способствует приятному отдыху.

                    Наименьший интерес вызывают у респондентов палатки с фаст-фудом и дорогие рестораны. Их выбрали соответственно 2 % и 7 % опрошенных.

Наглядно основные результаты опроса представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Какой тип заведений общественного питания для Вас предпочтителен?

 

На вопрос «Какое Ваше любимое заведение в городе?» было получено множество разнообразных ответов, но все же несомненным лидером среди заведений города является кафе «Табаско». В своих ответах его упомянули 17 % респондентов.

Чтобы выявить недостатки сферы общественного питания, респондентам был задан открытый вопрос «Какие, на Ваш взгляд, недостатки в сфере общественного питания в Калининграде?». В основном люди отмечают несоответствие между ценой, которую оглашают заведения города за свои услуги и самим качеством этих услуг. Многие отмечали недовольство вкусовыми качествами предлагаемых блюд во многих заведениях города. Также респонденты отмечали некачественное обслуживание и долгое приготовление блюд. Некоторые отмечали тот факт, что заведений в городе более чем достаточно, но найти что-то, что удовлетворяло бы запросам того или иного респондента порой оказывается очень тяжело. Интересно, что работники сферы общепита в качестве основного недостатка отмечали антисанитарию на кухне, из-за чего очень часто страдало качество блюд и скорость их подачи.

Для определения наиболее важных критериев при оценке заведения, респондентам был задан вопрос «Что Вы в первую очередь оцениваете в заведении, которое посещаете впервые?». Выяснилось, что большая часть опрашиваемых оценивает качество и вкус блюд (63 %), а 23 % в первую очередь обращают внимание на уровень обслуживания. (Рис. 3)

Рис. 3. Что Вы в первую очередь оцениваете в заведении, которое посещаете впервые?

 

Для того, чтобы получить максимально развернутые ответы и узнать, что респонденты действительно ценят в заведениях общепита и чего действительно не хватает в этой сфере жителям города Калининграда и области был задан вопрос «Как бы Вы описали Ваш идеальный бар/кафе/ресторан?». Как показал анализ результатов, наравне с качеством предлагаемой еды и напитков, грамотным обслуживанием и вежливым персоналом, жители города хотели бы видеть в идеальном заведении общественного питания столики, которые располагаются либо совершенно изолированно, например, разделены с помощью перегородки, либо располагаются на достаточном расстоянии друг от друга. Более того, для респондентов оказалось очень важным обилие света в зале и приятный вид из окна, желательно на водоем, будь то озеро или море.

После анализа возраста и рода занятий респондентов был сделан вывод о том, что основной категорией опрашиваемых являлась категория учащихся высших и средне-специальных учебных заведений (их доля в общей структуре опрашиваемых составила 47,6 % возрастом от 18 до 23 лет 73,8 %. Совмещают учебу и работу 26,2 % опрошенных, только работают 23,8 % человек, не работает и не учится 2,4 % респондентов. В возрастную категорию 23–30 лет попадают 14,3 % респондентов от общего их числа, а больше 30 лет лишь 11,9 %  респондентов.

Таким образом, цель исследования, заключавшаяся в изучении сферы общественного питания в Калининградской области, была достигнута.

Что касается проблем сферы общественного питания, то здесь были выделены основные и наиболее явные недостатки, такие как:

                    несоответствие фактического заявленного уровня заведений включающий в себя уровень обслуживания, качество подаваемых блюд и напитков;

                    неоправданно высокие цены в заведениях города.

Для решения проблем подобного характера необходимо провести санацию всей сферы, исключить все заведения, не соответствующие ожиданиям потребителей, а также вести более жесткий контроль над качеством открывающихся заведений.

 

Литература:

 

  1.                Национальный стандарт Российской Федерации «Услуги общественного питания, классификация предприятий общественного питания». ГОСТ Р 50762–2007.
  2.                Сирый, В. К. Ресторанный бизнес: управляем профессионально и эффективно. Полное практическое руководство / В. К. Сирый и др. — М.: Эксмо, 2008. — 352 с.: ил. — (Профессиональные издания для бизнеса).
  3.                Информационное агентство «РБК.research» [Электронный ресурс]. URL: www.research.rbc.ru.
  4.                Обзор российского рынка общественного питания Маркетинговое исследование и анализ российского рынка общественного питания http://www.marketcenter.ru/content/doc-2–12999.html
  5.                Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области. Электронный ресурс: http://kaliningrad.gks.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle