Библиографическое описание:

Макарова А. Д. Сравнительный анализ банковских систем РФ и КНР // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 494-496.



 

В данной статье автором проводится сравнительный анализ банковских систем Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Рассматриваются элементы банковских систем, их значение и функции. В ходе сравнения автором подчеркиваются основные различия, а также предлагаются возможные пути усовершенствования банковской системы РФ посредством заимствования некоторых эффективных аспектов банковской системы КНР.

Ключевые слова: банковская система РФ, банковская система КНР, сравнительный анализ.

 

Банковская система — это совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Национальный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций. Банковская система играет важную роль в экономике, управляет системой платежей и расчетов в государстве, способствует ускорению оборота денег путем аккумуляции временно свободных денежных средств и их передачи из сфер накопления в сферы использования [1].

30 ноября Международный валютный фонд (МВФ) принял решение о включении китайского юаня (женьминьби) в корзину резервных валют SDR (специальных прав заимствования) [2]. Уже 1 октября 2016 года юань станет пятой валютой в корзине, тем самым доказывая, что экономика Китая является одной из наиболее устойчивых и развитых экономик мира. Исходя из этого, для России можно считать актуальным развитие банковской системы опираясь на опыт Китая.

В России, как и в большинстве стран мира действует двухуровневая банковская система. Центральный банк Российской Федерации образует ее первый уровень, а кредитные организации составляют второй. Центральный банк подотчетен Государственной Думе Российской Федерации, которая назначает его Председателя, по представлению Президента России, и независим от исполнительных и распорядительных органов государственной власти. Основными функциями ЦБ РФ являются: проведение единой государственной денежно-кредитной политики; разработка и проведение политики развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка РФ; монопольное осуществление эмиссии наличных денег; контроль и организация наличного денежного обращения; осуществление эффективного управления золотовалютными резервами Банка России; надзор за банковской деятельностью в стране; организация и осуществление валютного контроля; анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикация статистических данных [3].

Кредитные организации подразделяются на банки, небанковские кредитные организации и филиалы и представительства иностранных банков. Основной формой кредитных организаций в РФ являются коммерческие банки. Они делятся на частные банки, банки с государственным участием и банки с участием иностранного капитала. Коммерческие банки в России действуют как универсальные кредитные учреждения. Они совершают широкий круг операций на финансовом рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов; привлечение средств во вклады; покупка, продажа и хранение иностранной валюты и ценных бумаг; посреднические и доверительные операции; осуществление расчетов; выдача гарантий, поручительств и других обязательств и т. д. Банкам запрещается осуществлять деятельность в сфере материального производства, торговли материальными ценностями, всех видов страхования.

Банки в России могут создаваться на основе любой формы собственности: частной, коллективной, акционерной, смешанной, государственной. В целях оперативного кредитно-расчетного обслуживания клиентов, территориально удаленных от места расположения коммерческого банка, он может организовывать филиалы и представительства. Небанковские кредитные организации делятся на небанковские кредитно-депозитные организации, расчетные небанковские кредитные организации и небанковские кредитные организации инкассации. Небанковские кредитные организации имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные в законодательстве.

В отличие от РФ, банковская система КНР состоит из трех уровней. Первый уровень — Народный банк КНР (НБК), который выполняет все функции центрального банка. Однако, в Китае первый уровень банковской системы также включает в себя подконтрольные государству крупнейшие банки, такие как специализированные банки развития: Государственный банк развития, Экспортно-импортный банк, Банк развития сельского хозяйства Китая; и «большая четверка» коммерческих банков с государственным участием: Банк Китая, Торгово-промышленный банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая, Народный строительный банк Китая. На «большую четверку» банков Китая приходится около 50 % всех выданных кредитов по стране, а также данные банки имеют наибольшее количество филиалов в иностранных государствах. Торгово-промышленный банк Китая, Народный строительный банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая и Банк Китая соответственно занимают первые четыре места в рейтинге лучших банков мира по общей сумме активов на 2015 год. В совокупности общая сумма активов «большой четверки» превышает 11 триллионов долларов [4]. Через банки развития правительство Китая выделяет средства на стимулирование и развитие отдельных отраслей. Государственный банк развития ответственен за поддержку основных отраслей промышленности, строительство инфраструктуры и поддержку развития отдельных территорий. Экспортно- импортный банк в основном обслуживает кредиты на осуществление экспорта крупногабаритного оборудования и электроники и кредиты иностранным правительствам. Банк развития сельского хозяйства Китая выдает государственные кредиты в поддержку развития сельского хозяйства [5].

Основными функциями НБК являются: формирование и осуществление денежной политики в соответствии с законом и обеспечение стабильности стоимости юаня; выпуск юаня и контроль за его обращением; регулирование финансового сектора; осуществление надзора и контроля за финансовым рынком; хранение и осуществление управление государственными золотовалютными резервами, государственной казной; обеспечение нормальной деятельности системы платежей; осуществление надзора за статистикой банковской отрасли, произведение прогнозов; участие в международных финансовых мероприятиях в качестве центрального банка [6]. Для осуществления регулирования и надзора за финансовыми институтами, принимающими вклады, выдающими кредиты, проводящими расчеты по счетам и осуществляющими другую банковскую деятельность в КНР функционирует комиссия по регулированию банковской деятельности.

Наиболее разнообразным по составу кредитных учреждения является второй уровень банковской системы КНР. В него входят крупные акционерные коммерческие банки; городские коммерческие и кооперативные банки (минимальный размер уставного капитала — 100 млн юаней); сельские коммерческие и кооперативные банки; корпорации по управлению активами, трастовые и инвестиционные компании; финансовые и лизинговые компании.Коммерческий банк в Китае вправе заниматься следующими операциями: сбор денежных вкладов с населения; выдача краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных ссуд; выдача гарантий и поручительств; обеспечение внутреннего и международного расчетного обслуживания; осуществление операций и оказание агентских услуг в сделках с иностранной валютой; оказание агентских услуг в денежных сборах и произведении оплаты и т. д. В Китае, в отличие от России коммерческим банкам разрешено оказывать агентские услуги по страхованию денежных средств. Следует также отметить, что, согласно закону КНР «О коммерческих банках», лицо, имеющее в своей биографии один из нижеперечисленных факторов не имеет права претендовать на высшие позиции в банке: 1. Приговоренное к тюремному заключению или лишенное политических прав по статьям о даче или получении взяток, нелегального завладения имуществом или хищение народной собственности; 2. Служившее в качестве директора в совете директоров, являвшееся директором или менеджером компании, которая затем обанкротилась из-за плохого управления, и несущее личную ответственность за это банкротство. 3. Бывшее юридическим представителем компании, чья лицензия на осуществление деловых операций была отозвана из-за нарушений закона, и несущее личную ответственность за эти нарушения. 4. Не сумевшее выплатить крупный долг [7]. Автор считает, что данное ограничение целесообразно было бы ввести и в Российской Федерации с целью профилактики хищения средств, коррупции, а также банкротства банков, и для повышения уровня доверия населения к банковскому сектору страны.

Третий уровень системы представлен почтовыми отделениями связи и деятельностью многочисленных сельскохозяйственных и городских кредитных кооперативов. Существование данного уровня определяется тем, что правительство Китая стремится обеспечить доступность к финансовым услугам для всех граждан страны. Кредитные кооперативы являются ключевыми организациями в кредитовании малых предпринимателей и сельских жителей. Для России было бы целесообразным изучить вышеописанный опыт Китая по созданию кредитных организаций в городах и населенных пунктах. Данные кредитные организации функционировали бы за счет капитала местного правительства, местных физических и юридических лиц и, возможно, даже зарубежных инвесторов. Такое нововведение могло бы не только сделать кредиты для малых и средних предприятий более доступными, но и оказать позитивное влияние на инфраструктуру слаборазвитых регионов страны.

Таким образом, российская и китайская банковские системы имеют не только сходства, но и различия. На современном этапе развития, в Китае действует хорошо скоординированная, устойчивая и конкурентоспособная банковская система. Для Российской Федерации перенимание опыта Китая в развитии и управлении банковской системой безусловно является одним из путей ее совершенствования. Конечно же, необходимо учитывать тот факт, что не все элементы из банковской системы КНР можно интегрировать в российскую, в связи с существенными различиями между рассматриваемыми государствами. Однако, некоторые аспекты китайской банковской системы, при правильном подходе, можно успешно использовать в России. Сотрудничество российских и китайских банков также является немаловажным условием развития банковской системы Российской Федерации. Правительству необходимо способствовать созданию благоприятных условий для межбанковского сотрудничества с КНР и для привлечения китайских инвестиций в банковскую систему России.

 

Литература:

 

  1.      Центр управления финансами — [Электронный ресурс]- http://center-yf.ru/
  2.      Ежедневное интернет-издание «ЭКД!» — [Электронный ресурс]- http://ekd.me/2015/12/yuan-falling/
  3.      Федеральный закон РФ от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
  4.      Banks around the world — [Электронныйресурс]- http://www.relbanks.com/worlds-top-banks/assets
  5.      Официальный сайт финансовой компании «Интерфин трейд»- [Электронный ресурс]- http://www.iftr.ru/main/china/business/banks
  6.      Официальный сайт НБК — [Электронный ресурс]-http://www.pbc.gov.cn/english/130712/index.html
  7.      Официальный сайт «UGLCorporation» — [Электронный ресурс]-http://law.uglc.ru/capital.htm/4

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle