Библиографическое описание:

Штина М. Ю. Актуальные проблемы формирования профессиональных компетенций педагога ДО, работающего в сфере НОО // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1058-1062.

 

В статье раскрываются проблемы формирования профессиональных компетенций педагога дополнительного образования, работающего с младшими школьниками. Автор рассматривает взаимосвязь дополнительного образования и внеурочной деятельности, а также их различия. В статье дано обоснование и подтверждение данных проблем, проведён опрос. Также, в статье подробно рассказывается о двух значительных проблемах формирования профессиональных компетенций педагога, таких как: смешивание понятия дополнительное образование и внеурочная деятельность, а также проблема не достаточного знания своей должностной инструкции и не достаточно хорошее знание документов, связанных с профессиональной деятельностью работника образования.

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых, компетенции, педагог дополнительного образования, зона интеграции, трудовые функции.

 

В свете реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) дополнительное образование основательно вошло в общую систему учебного процесса. На основе этого вышел профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых, который предусматривает трудовые и обобщённые трудовые функции педагога. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования (далее ДО) направлен на реализацию основной цели вида профессиональной деятельности. Целью является организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ [1 п.1].

Реализация данной цели ведёт к формированию и развитию гармоничной и разносторонне развитой личности. Такой выпускник начальной школы будет не только успешен на дальнейших ступенях образования, но и будет чётко представлять жизнь за школьными стенами, будет готов к труду и поиску информации, её применению и апробации. Иными словами, к концу обучения в начальной школе мы получим полноценную личность, гражданина и человека, обладающего духовно-нравственными ориентирами и умением реализовать свои цели, идеи на благо обществу.

Но получение такого высокого и значимого для общества результата не так просто, как это кажется на первый взгляд. Существует ряд проблем и трудностей, которые встают перед педагогом дополнительного образования детей.

Первой и самой главной проблемой являются недостаточные знания педагога ДО, трудность в отличии дополнительного образования детей от внеурочной деятельности. Необходимо помнить о том, что организация внеурочной деятельности младших школьников является составной частью основной общеобразовательной программы НОО, которая призвана обеспечить развитие способностей обучающихся в разных сферах деятельности, формирование высокого уровня самосознания воспитанников, умения сделать правильный нравственный выбор, а также позволяет решить среди других проблему свободного времени в рамках системно-деятельностного подхода к организации культурно-творческой, интеллектуальной, оздоровительной деятельности, рациональной самоорганизации обучающихся начальной школы [3, с.107].

Существуют зоны интеграции между дополнительным образованием, внеурочной и урочной деятельностью. Педагогу стоит очень хорошо представлять данную модель, имеющую зоны пересечений.

В рамках проделанной работы была изучена и адаптирована модель, представленная Рассказовым Ф. Д. и Соловьёвым Е. О. в статье «Работа педагогов по соблюдению эффективной внеурочной деятельности младших школьников» [3.c.109]. С помощью кругов Эйлера-Венна не сложно изобразить такую модель (рис.1).

Рис.1. Общая модель деятельности педагогов

 

Пояснение модели:

Зона интеграции 1 — кружки и занятия по подготовке детей к различным предметным олимпиадам, по метапредметным конкурсам.

Зона интеграции 2 — концерты, выставки, праздники, праздничные выступления.

Зона интеграции 3 — курсы по выбору, концерты, выставки, экскурсии, конкурсы рисунков, поделок, чтецов, фотографий; посещение музеев, выставок, театров.

Зона интеграции 4 -дни науки, праздники, фестивали художественной самодеятельности.

Из данной модели следует, для получения конкретного результата в каждой и представленных сфер образования нужно чётко понимать, какие зоны интеграции существуют и как реализовать непрерывный и взаимосвязанный педагогический процесс. Для этого педагогу нужно:

  1.                Иметь прочные знания в своей области преподавания и воспитания детей, а также умение их применить в практической деятельности;
  2.                Знание должностных инструкций и профессионального стандарта педагога.
  3.                Умение выстраивать образовательный процесс в соответствии с изменениями в жизни страны, общества и интересов подрастающего поколения (детей).

Автором проведено исследование данной проблемы, в котором участвовали 7 педагогов дополнительного образования детей младшего школьного возраста, работающих в различных центрах дополнительного образования и 13 учителей начальных классов, работающие в таких школах как: МАОУ «Лобановская средняя школа», МАОУ «Платошинская средняя общеобразовательная школа», «Лицей № 1» г.Лысьва. Также приняли участие родители детей «Лобановской средней школы», которые представили своё мнение по данной проблеме. Результаты первого опроса представлены в диаграмме (рис.2).

Рис. 2. Мнение педагогов дополнительного образования

 

Пояснение диаграммы:

Педагогам дополнительного образования был задан вопрос «В чём заключаются отличия дополнительного образования детей и внеурочной деятельностью?» В результате было выявлено, что педагоги в основном видят разницу, но не все могут обосновать своё мнение, знаний не достаточно.

Тот же самый опрос проведёт среди учителей, которые ведут факультативы, кружки у детей младшего школьного возраста. Результаты второго опроса представлены на диаграмме (рис.3).

Рис. 3. Мнение педагогов дополнительного образования

 

Пояснение диаграммы:

Таким образом, установлено, что данная проблема существует, действительно, следует отводить большее внимание подготовке учителей, знакомить с новыми стандартами и теоретической составляющей внеурочной деятельности и дополнительного образования.

По мнению большинства опрошенных родителей, был сделан вывод о недостаточном качестве внеурочной деятельности. Они считают, что внеурочная деятельность не является эффективным средством развития ребёнка в отличие от дополнительного образования. Результатом дополнительного образования они считают места, занимаемые детьми на конкурсах и олимпиадах, которыми они не всегда довольны. Но это не является существенным аргументом качества дополнительного образования, ведь возможно влияние ряда других факторов, таких как:

                    Индивидуальные особенности ребёнка;

                    Профессионализм преподавателя и его образование;

                    Стаж работы преподавателя в данной области.

Второй проблемой не достаточного профессионализма педагога ДО, является незнание свих должностных обязанностей. С ними можно ознакомиться как в трудовом договоре, так и в профессиональном стандарте педагога дополнительного образования [2]. Преподаватель должен уметь работать по образовательным программам, что предусматривает организацию деятельности обучающихся, направленную на освоение дополнительной общеобразовательной программы, организовывать досуговую деятельность обучающихся, обеспечивать взаимодействие с родителями, проводить педагогический контроль и оценку освоения дополнительной общеобразовательной программы, разрабатывать программно-методическое обеспечение реализации данной программы [2, с.2]. Кроме данных трудовых функций нужно помнить и об обобщённых, таких как организационно-методическое и организационно — педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Педагог дополнительного образования должен помнить, что существуют требования к образовательному уровню, опыту практической работы и особые условия допуска к работе [2, с.3]. Владение теоретическими знаниями должно быть обязательно дополнено необходимыми умениями, такими как проводить диагностики предрасположенности (задатков) детей к освоению выбранного вида искусств или вида спорта, использовать профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности, анализировать и привлекать ресурсы внешней социокультурной среды для реализации программы, повышения развивающего потенциала дополнительного образования. Также преподаватель должен уметь использовать ИКТ, быть грамотным в использовании электронных образовательных и коммуникационных ресурсов.

В соответствии с современными тенденциями развития образования предполагается реализация новой модели воспитательного процесса, основанная на компетентностной образовательной парадигме, активной роли всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, развитии творческих способностей обучающихся, оптимальном сочетании индивидуальных и коллективных интересов [1, с.1].

Выше сказанное ведёт к совершенствованию и развитию профессиональной компетенции педагога ДО. Основным образовательным результатом является воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих знаниями, навыками и компетенциями.

Кроме рассмотренных проблем формирования профессиональной компетентности педагога, существуют ещё и такие, как отсутствие компетенций в области личностных качеств (эмпатийность и социорефлексия, самоорганизация и общая культура). Также существует ряд проблем, направленных на постановку целей и задач педагогической деятельности (не умение перевести тему занятий в педагогическую задачу, вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач), организацию и педагогической деятельности (не умение устанавливать субъект-субъектные отношения, проводить педагогическое исследование).

Таким образом, рассмотренные проблемы не позволяют говорить о достаточной грамотности и компетентности педагогов дополнительного образования, работающих с младшими школьниками. Для преодоления каждой из проблем существует ряд решений:

  1.                Знать основные модели внеурочной деятельности;
  2.                Знание теоретических основ в сфере ДО;
  3.                Грамотная работа в соответствии с должностной инструкцией и стандартом педагога дополнительного образования детей и взрослых.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы её реализации как факультативы, школьные научные сообщества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору [4, c.23–24].

В соответствии с рассмотренными актуальными проблемами формирования профессиональных компетенций педагога ДО, работающего в сфере НОО следует говорить о том, что ему необходимо повышать свой профессиональный уровень с помощью различных курсов, семинаров, лекций и других форм образования с ориентиром на достижение поставленной образовательной цели, а так же для того, чтобы избежать снижения качества образования, ухудшения его эффективности.

 

Литература:

 

  1.                Гальковская И. В., Мардвина Н. Д. Новые формы воспитательной работы как средство реализации оптимизационной модели организации внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с ФГОС./ Муниципальное образование: инновации и эксперимент № 1, 20013.
  2.                Профессиональный стандарт педагога ДО детей и взрослых.
  3.                Рассказов Ф. Д., Соловьёв Е. О. Работа педагогов по соблюдению эффективной внеурочной деятельности младших школьников./Вестник ЧГПУ 12.02.20013.
  4.                Рыжкова Е. М. Современные проблемы управления образовательной деятельностью и повышения компетентности педагога и родителей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle