Библиографическое описание:

Ефимович Я. А. Методическая разработка «Технологическая карта внеурочного мероприятия по ФГОС» // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 945-948.



 

В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.

Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане.

Успеху внеурочной воспитательной работы содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач. При выборе содержания, организацией форм всегда необходимо соблюдать принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

Так как многие нравственные ориентиры в современном обществе сейчас утрачены, общество больно бездуховностью, чёрствостью, равнодушием, хотелось бы акцентировать внимание учащихся на таких нравственных ценностях, как любовь, дружба, семья. Настоящий человек начинается там, где есть настоящая дружба.

Внеурочное мероприятие по теме «Поговорим о дружбе… Настоящий ли ты друг?»

Цель: Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению.

Задачи:

  1. Формирование умений вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения.
  2. Формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить и беречь дружбу.
  3. Способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личности учащегося.

Оборудование: презентация, песни о дружбе («Вместе весело шагать», «давай дружить», «Песенка друзей»), видеоролики из фильмов («Приключение Петрова и Васечкина», «Приключение Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен», «Гарри Потер», Ералаш «Настоящий друг»), тест «Хороший ли ты друг?», высказывания о дружбе, толковый словарь С. И. Ожегова, листы бумаги, фломастеры, стикеры, ватман.

Предварительная работа: организовать пространство в классе (расставить столы для трех команд).

 

Таблица 1

Этапы

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

1.Организация класса (5 мин.)

«Приветствие локтями»

Приветствует учащихся.Стимулирование мотивации на занятие. Включение песни «Давай дружить».

 

Раздаются карточки с номерами групп № 1,2,3.

Приветствуют учителя.Учащиеся здороваются локтями. Осознают важность и интерес выполнения задания и активно включаются в процесс.

 

Учащиеся занимают места согласно карточкам.

Коммуникативные: управление поведением партнера и себя, планирование сотрудничества со сверстниками.

Личностные: развитие эмоционально — нравственной отзывчивости, доброжелательности.

Регулятивные: целеполагание. Планирование и регуляция своей деятельности. Прогнозирование.

2.Основная часть

(5 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

(7 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(12 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(7 мин.)

Метод образного сравнения.

На презентации появляется пословица «Человек без друзей, что дерево без корней». Учитель задает вопросы:

—Ребята, давайте подумаем над этими словами. Как вы понимаете эту пословицу?

—Корни дереву зачем нужны?

—А что подразумевается под корнями человека?

—Как дерево не может жить без корней, так и человек не может жить без друзей и поддержки.

—Чтобы дерево питалось энергией, росло. Корни удерживают дерево от ветра.

—Это опора и поддержка со стороны близких и друзей.

Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Регулятивные: Проявление познавательной инициативе в сотрудничестве.

Познавательные: Формирование умения самостоятельно формулировать и выделять цель всего мероприятия.

«Осколки»

Учитель предлагает каждой группе, разрезанные на отдельные слова, пословицы и высказывания о дружбе.

1. Лучший /способ/сохранить/своих друзей/-не/предавать их.

2.Нет/друга/-ищи,/ а нашел/-береги.

3.Старый/друг/-лучше/новых/двух.

Учащиеся работают в группах, каждая группа работает со своими пословицами и высказываниями.

После завершения задания, каждая группа делится своими результатами.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, участвовать в работе группы.

Регулятивные: Выдвигать версии, выбирать средства для достижения цели.

Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать эмоции окружающих.

Познавательные:сосредоточивание, рассмотрение, создание обобщений, самостоятельный выбор критериев, установление аналогий, определение понятий, структурирование знаний.

Помещение в ситуации.

Демонстрируется видеоролик Ералаш «Настоящий друг».

Как вы считаете, это правильная дружба?

Учитель предлагает высказать свое мнение по следующим ситуациям.

—Твой друг совершил плохой поступок и об этом все знают. Твои действия.

— Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получил ты. Твои мысли по поводу данной ситуации.

—Твой друг получил приз на конкурсе чтецов. Ты отлично знаешь, что надо подойти к нему и сердечно поздравить с победой. Но ты сам рассчитывал получить награду и не можешь пережить успех друга.

Учитель демонстрирует сцены дружбы из фильмов «Приключение Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен», «Гарри Потер».

— Я считаю, что это дружба. Это использование другого человека для своей выгоды. Так настоящий друг не поступит.

—Я скажу другу, что так делать нельзя, потому что это безнравственно, нужно поступать по совести и по закону.

—Я буду добиваться справедливости.

 

—Переборю в себе зависть и поздравлю его.

Дети смотрят отрывки из фильмов, делают для себя вывод, что дружба занимает важное место в жизни любого человека.

Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции

Личностные: Формирование положительной мотивации, самооценки, развитие доброжелательности и эмоционально — нравственной отзывчивости.

Познавательные: Построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: Постановка и формулирование проблемы, планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками, готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей, волевая соморегуляция.

Беседа

-Ребята, а кто для вас есть друг?

—Какими качествами он должен обладать??

А в словаре С. И. Ожегова: ДРУГ — это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью и любовью.

-Человек, которому я доверяю, который не предаст.

—Человек, который придет всегда на помощь.

 

—Ответственность

—Доброта

—Преданность

—Отзывчивость

Коммуникативные: Участвовать в работе группы.

Личностные: Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Рефлексия

(9мин.)

Синквейн

Учитель предлагает выполнить Синквейн.

1 строчка — тема синквейна, выраженная в 1 слове (название объекта, про который и пойдет далее речь);

2 строчка — 2 прилагательных, описывающий объект.

3 строчка — 3 глагола, описывающие действия, совершаемые объектом;

4 строчка — 4 слова, составляющих фразу, семантика которой должна отображать авторское отношение к объекту;

5–1 слово, характеристика описываемого объекта.

Ребята выполняют задание.

1.Друг

2.Отзывчивый, преданный.

3.Помогать, уважать, любить.

4.Друг не бросит в беде.

5.Доверие.

Личностные: Воспитание бережного отношения к дружбе.

Коммуникативные: Формирование коммуникативных действий, ведение диалога.

Регулятивные: Умение планировать свои действия в соответствии с задачей.

Познавательные:сосредоточивание, рассмотрение, создание обобщений, самостоятельный выбор критериев, установление аналогий, определение понятий, структурирование знаний.

 

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

 

Литература:

 

  1. Байкова Л. А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — М., 2001.
  2. Зверева Н. М. Практическая дидактика для учителя.– М., 2001
  3. Равкин З. И. Педагогическое стимулирование нравственного развития и познавательной активности школьников: — Киров — Йошкар-Ола: КГПИ, 1975. — 47с.
  4. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. — М., 1971. — 352с.
  5. Япрынцева Е. В. Индивидуальная самоорганизация как фактор творческой идентичности личности. Белгород: Лит. Караван, 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle