Библиографическое описание:

Быстрова Е. В., Митичева Т. И. Психолого-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ подростками в условиях общеобразовательного учреждения // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1071-1074.



 

В статье представлен материал, отражающий проблему психолого-педагогической профилактики употребления психоактивных веществ подростками в условиях общеобразовательного учреждения. С этой целью автором представлен анализ статистических данных по росту наркозависимых подростков, раскрыта сущность проблемы употребления психоактивных веществ ими в психолого-педагогической литературе. Проанализированы причины употребления психоактивных веществ подростками и выявлены основные эффективные стратегии позитивной психолого-педагогической профилактики употребления психоактивных веществ подростками в условиях общеобразовательной школы. На основе данного материала изучена склонность подростков к употреблению ПАВ в условиях общеобразовательной школы и предложена программа позитивной профилактики употребления психоактивных веществ подростками в условиях общеобразовательных учреждений.

Ключевые слова: подростки, психоактивные вещества, стратегии профилактики, позитивная профилактика, пропаганда здорового образа жизни.

 

Наряду с происходящими социально-экономическими преобразованиями в нашей стране, наиболее тревожную ситуацию вызывает тенденция роста употребления подростками психоактивных веществ в России. Возникновение социально опасных форм отклоняющегося поведения подростков связано с ростом криминальных группировок, занимающихся ввозом и распространением в нашей стране наркотических веществ, появлением новых их видов (дизайнерские «легальные» наркотики, спайс и др.).

Статистические данные свидетельствует о том, что в России более пятисот миллионов людей с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ и их количество ежегодно повышается. По данным Центра социологических исследований, в России в 2014 году в возрастной группе от 11 лет до 24 года: уровень потребления наркотических средств среди подростков и молодежи в РФ составляет 13,1 % (около 3 миллионов подростков и молодежи), алкоголя — 80,8 % (14 миллионов несовершеннолетних и молодежи), табакокурения 49,5 % (12,3 миллионов). Это связано, прежде всего, с несколькими психологическими, социальными и экономическими причинами, такими как:

                    наблюдается ослабление и дисфункции социальных институтов в обществе;

                    оказывает влияние изменение системы ценностей, бездуховность и низкий уровень культуры молодежи;

                    наблюдается рост числа молодежи и подростков с психической неустойчивостью личности;

                    происходит быстрое увеличение и появление числа новых наркотических средств, расширение их ассортимента;

                    недостаточный уровень профилактической работы как в правоохранительных учреждениях, так в общеобразовательных учреждениях и др.

Наряду с этим, необходимо отметить, что проблема обострения наркотической ситуации в нашей стране требует обращения внимания к вопросу о необходимости изменений в плане организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами подростками в условиях образовательной среды.

На современном этапе в профилактической работе в основном используются такие методы работы по профилактике злоупотребления психоактивных веществ, которые основаны на «запугивании» детей и подростков. Результаты последних исследований в данной области доказывают, что результативность такой профилактической работы мала и нужны совершенно новые подходы в профилактической работе специалистов общеобразовательных учреждений. Поэтому, изучению данного вопроса было посвящено наше проведенное экспериментальное исследование.

Перед нами стояла задача рассмотреть вопрос об организации позитивной профилактики употребления психоактивных веществ подростками в условиях общеобразовательных учреждений. Для её решения нами была проанализирована психолого-педагогическая литература, в которой рассматривается данный вопрос.

Изучению данного вопроса посвящены многие научно-исследовательские работы ученых. Нельзя не оставить без внимания и тот факт, что данной проблемой занимаются исследователи из самых разных областей науки и практики: медиков, психиатров, психологов, педагогов. Во многих современных публикациях и научных статьях освещается не только вопрос важности проведения профилактической работы с молодежью и подростками, но и вопрос использования в данной работе новых эффективных стратегий работы.

Научным основанием в вопросе профилактики наркомании в России послужили работы А. С. Вирениуса, И. И. Горбунова-Посадова, П. Ф. Лесгафта и др. В работах таких ученых, как Ю. П. Азарова, Н. М. Амосова, В. С. Битенский, Б. С. Братусь, А. М. Буянова, Н. В. Вострокнутова, Н. А. Гринченко, М. Г. Данильченко, А. В. Карпова, Д. В. Колесова и др., рассматривается вопрос профилактики употребления психоактивных веществ старшими подростками.

Как показывает краткий анализ проведенных исследований в области психолого-педагогической профилактики употребления ПАВ, сделано немало, однако, в условиях общеобразовательных учреждений специалисты нуждаются в специализированных профилактических программах работы с подростками.

Таким образом, мы отмечаем, что к настоящему времени сложилось противоречие между необходимостью психолого-педагогической профилактики употребления ПАВ подростками в условиях общеобразовательной школы и недостаточной разработанностью соответствующих технологий в практической деятельности педагога-психолога.

На основе выдвинутого нами противоречия была сформулирована проблемаисследования: каковы возможности психолого-педагогической профилактики употребления ПАВ подростками в условиях общеобразовательной школы.

Решение сформулированной проблемы составляет цельисследования.

Объектом исследования является профессиональная деятельность педагога-психолога.

Нами в работе был определен предмет исследования: психолого-педагогическая профилактика употребления ПАВ подростками в условиях общеобразовательной школы.

Проблема, цель и предмет исследования позволяют выдвинуть следующую гипотезу: психолого-педагогическая профилактика употребления ПАВ подростками в условиях общеобразовательной школы становится достаточно эффективной, если разработана и реализована программа, направленная на формирование мотивации подростков к здоровому образу жизни и уверенного поведения в проблемной ситуации, развитие навыка позитивного отношения к себе, тренировку навыков самопомощи в преодолении стресса.

Сформулированные проблема, объект, предмет и гипотеза исследования обусловило решение следующих задач:

Для решения первой задачи нами в исследовании была раскрыта сущность проблемы употребления ПАВ подростками в психолого-педагогической литературе. Проанализировав различные подходы авторов к данной проблеме, нами было взято за основу в нашей работе определение понятия психоактивные вещества. Психоактивные вещества(ПАВ) — это любые вещества, которые при введении в организм человека оказывают влияние на психические процессы: восприятие, настроение, внимание, способность к познанию, поведение и т. д. Некоторые из психоактивных веществ отнесены к наркотическим (морфин, героин, амфетамин и др.), другие не отнесены (алкоголь, никотин, кофеин и т. д.).Психическая зависимость основана на желании продолжать принимать препарат, включенный в обмен веществ, чтобы получать удовольствие или облегчать напряжение и избегать дискомфорта) [3, с 13].

Исследованию проблемы влияние ПАВ на развитие детей подросткового возраста посвящены труды отечественных и зарубежных ученых: А. Е. Личко, Ц. П. Короленко, Б. Г. Херсонский, Н. С. Курек, В. Файн, Г. Штилер, А. Эйчхорн и др.

В исследованиях таких авторов как Н. И. Григорьев, А. М. Коровин, В. Ю. Завьялов, И. Г. Ураков, М. С. Попова, О. Л. Романова, Т. И. Петракова, У. Брем, Р. Мос и других, рассмотрен вопрос о механизме формирования различных видов зависимости у подростков (алкогольная, наркотическая). Многие исследователи считают, что данные виды зависимости у молодого поколения являются параметром неблагополучия микросоциальной среды.

Вторая задача нашего исследования заключалась в том, чтобы определить причины употребления психоактивных веществ подростками и выявить основные эффективные стратегии психолого-педагогической профилактики употребления ПАВ подростками в условиях общеобразовательной школы.

К причинам и факторам,способствующимупотреблению старшими подростками психоактивных веществ, мы отнесли:

                    социально-педагогические: (асоциальный тип семьи, академическая неуспеваемость, несформированность личных жизненных планов, отсутствие устойчивого интереса к здоровому образу жизни);

                    психологические: (психологический инфантилизм, негативизм, поиск ситуации риска, высокий уровень личностной тревожности, недооценка последствий злоупотребления психоактивными веществами, отсутствие успеха в социально-значимой деятельности);

                    медико-биологические: (низкий уровень стрессоустойчивости личности и адаптивных возможностей организма индивида; задержка и отклонение в половом созревании; неврозы, гиперактивность и разнообразные невротические нарушения, наследственная предрасположенность к употреблению психоактивных веществ) [4].

Изучив причины и факторы, способствующих употреблению подростками психоактивных веществ, мы перешли к рассмотрению вопроса об организации психолого-педагогической профилактики употребления ПАВ подростками в условиях общеобразовательной школы. За основу в исследовании мы опирались на новые стратегии работы по оказанию позитивной профилактики употребления психоактивных веществ. В связи с этим, мы использовали в работе понятие позитивной профилактики, под которой понимается «….та форма работы, которая позволяет через развитие личности формировать установки на здоровый образ жизни, не «запугивая» детей и подростков» [2].

Смысл позитивной профилактики заключается в том, чтобы у подростков, склонных к алкогольной и наркотической зависимости, развивать личностные качества, социальные навыки, проводить их обучение с целью овладения новыми адекватными формами поведения, а также формировать у них стрессоустойчивость в различных возникающих ситуациях и способность самостоятельно выстраивать свой жизненный путь. В соответствии с Концепцией профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде, именно эта стратегия профилактической деятельности является приоритетной.

В зависимости от тактики профилактической работы мы предлагаем использовать в работе специалистов следующие подходы:

  1.                Информационный подход.
  2.                Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении.
  3.                Подход, основанный на формировании жизненных навыков.
  4.                Подход, основанный на учете роли социальных факторов.
  5.                Подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности.
  6.                Подход, основанный на укреплении здоровья.

Проанализировав данные подходы, мы пришли к выводу, что в работе специалистов очень важно использовать подход, направленный на формирование здорового образа жизни среди подростков и молодежи и изученную стратегию позитивной профилактики. Кроме того, мы определили, что наиболее результативным путем профилактики употребления психоактивных веществ в работе педагога-психолога является сочетание психолого-педагогических и здоровьесберегающих методов и средств [1].

Для реализации третьей задачи исследования мы подобрали диагностические методики, по которым изучили склонность подростков к употреблению ПАВ в условиях общеобразовательной школы. Нами был проведен опрос 30 учащихся 15–16 лет в одной из школ г. Арзамаса. В исследовании были использованы:

  1.                Методика «Может ли…», целью которой было исследование оценочного компонента установки учащихся по отношению к употреблению ПАВ (алкоголя, табака, наркотиков); формирование и развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском приобщения к ПАВ.

По результатам анкетирования, 71 % учащихся контрольной группы и 68 % учащихся экспериментальной группы были убеждены в невозможности нормального существования потребителя психоактивных веществ. 29 % учащихся и 32 % соответственно, дали сомнительные ответы «не знаю». По результатам методики можно сделать вывод, что хотя в экспериментальной группе большинство учащихся знают про невозможности нормального существования потребителя психоактивных веществ, но все же остается 29 % учащихся, которые не знают про данную проблему, следовательно, они нуждаются в проведение программы по профилактике.

  1.                Методика Цветовой тест отношение (ЦТО) Эткинда проводился нами с целью изучения оценочного компонента установки по отношению к употреблением ПАВ; изучение системы отношений ребенка к себе и другим значимым людям в семье и школе. Нами было проведено индивидуальное исследование совместно с каждым подростком, который составлял список значимых людей из непосредственного окружения ребенка.

Согласно результатам теста высокую степень принятия к таким понятиям, как «Алкоголик» и «Наркотики» соответственно проявили 5 % учащихся контрольной группы и 7 % учащихся экспериментальной группы; и 14 % контрольной группы и 13 % учащихся экспериментальной группы соответственно, а также 48 % учащихся контрольной группы и 51 % учащихся экспериментальной группы воспринимают понятие «Мой друг курит». Таким образом, можно констатировать, что с одной стороны, с понятием «Алкоголик» большинство подростков себя не соотносят, с другой стороны понятие «Наркотики» для них значимее и авторитетнее. И третье, понятие «Мой друг курит» осознается ими как выражение личности и свободой воли.

  1.                Опросник «Группы риска аддиктивности» (ГРА) (Б. И. Хасан, А. Тюменева) был проведен с целью определения динамики степени (актуальности) риска, появления зависимого поведения в условиях системы образования. Опросник представляет собой ряд биполярных утверждений, которые разнесены по трем диагностическим шкалам. 1. Шкала «поведение в ситуации риска» 2. Шкала «интерес к наркотикам» 3. Шкала «социальные установки».

По результатам опросника, и в контрольной и экспериментальной группах, были выявлены учащиеся, которых можно отнести в группу «нерискующих» по каждой из вышеперечисленных шкал. Вызывает интерес данные, которые подтверждают, что «интерес к наркотикам» в данной группе проявляют из любопытства 13 % и 14 % соответственно. К первой группе риска «потенциально готовые к пробе» в контрольной группе «интерес к Наркотикам» проявили 21 % учащихся и 19 % учащихся соответственно. Во вторую группу риска «совершившие пробу» «интерес к Наркотикам» в контрольной группе проявили 3 % учащихся и 2 % учащихся в экспериментальной группе. И, в контрольной и в экспериментальной группах, были выявлены учащиеся, которые были выделены в третью группу риска «аддиктивное поведение», куда относятся 4 % учащихся контрольной группы и 2 % учащихся экспериментальной группы.

Полученные результаты исследования показали, что значительной части подростков требуется психолого-педагогическая помощь в профилактике употребления ПАВ, в информированности по ПАВ, по снятию уровня тревожности, повышению уровня мотивации достижения успеха. Таким образом, проведенное нами диагностическое исследование, подвело нас к выводу, что с подростками необходимо проводить систематическую работу по пропаганде здорового образа жизни, профилактике употребления психоактивных веществ среди молодежи и пагубного влияния вредных привычек на их здоровье.

Для решения четвертой задачи нами на основании результатов первичной диагностики была разработана профилактическая программа, включающая 10 занятий, состоящих из 4–5 упражнений, которая будет реализована в следующем году. Занятия будут проводиться три раза в неделю по 50–60минут. Все профилактические мероприятия данной программы в связи с этим опираются на:

                    формирование у подростков представлений о здоровом образе жизни;

                    формирование у подростков умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность;

                    формирование мотивов отказа от «пробы» и приема психоактивных веществ;

                    системную подготовку педагогов к работе с подростками по формированию устойчивого развития личности к асоциальным проявлениям в обществе.

Подводя итог проведенного исследования, необходимо отметить, что полученные результаты диагностического исследования свидетельствуют о том, что необходима целенаправленная системная работа с подростками, которая будет осуществляться педагогами-психологами образовательных учреждениях с использованием современных тактик эффективного воздействия. Поэтому, разработанная нами программа психолого-педагогической помощи подросткам, на наш взгляд, даст позитивную динамику в личностной сфере подростков, в частности снижения количества подростков, употребляющих ПАВ.

 

Литература:

 

  1.                ПисьмоМинобрнауки, МВД России и ФСКН России от 21 сентября 2005 г. № ВФ-1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях».
  2.                ПриказМинистерства образования РФ от 28 февраля 2000 г. № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде».
  3.                Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью[Текст] /Под науч. ред. Л. М. Шипицыной, Л. С. Шпилени. — СПб., 2003–167 с.
  4.                Свади Х. Злоупотребление психоактивными веществами среди подростков./2000. Цит. поhtth//www.psyobsor.org/1998/12/5–1php.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle