Библиографическое описание:

Ахраменко Е. В. Рефлексия современного учителя // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 912-914.



 

В статье рассматривается роль рефлексивных умений в структуре общепрофессиональных умений учителя. Автором рассмотрены такие понятия как «профессиональная самоидентификация», «профессиональное самосознание», «профессиональное самоуважение». Дан анализ уровням и видам педагогической рефлексии. Предложены методы, которые способствуют формированию рефлексивной культуры личности.

Ключевые слова: рефлексия, профессиональная компетентность, профессиональное самоуважение, рефлексивная культура, рефлексивные методы.

 

В соответствии с современной образовательной парадигмой учитель должен постоянно контролировать и корректировать свой личностный рост, осуществлять рефлексию результатов своей профессиональной деятельности.

Профессиональная рефлексия учителя ‒ это его способность отображать «внутреннюю картину мира» ученика [1, с. 60]. В педагогической деятельности рефлексия рассматривается как процесс мысленного анализа какой-либо профессиональной проблемы, в результате которого возникает личностно окрашенное осмысление сущности проблемы и новые перспективы ее решения [1].

Профессиональный портрет современного учителя должен дополняться такими понятиями как «профессиональная самоидентификация», «профессиональное самосознание», «профессиональное самоуважение» [2].

Профессиональная самоидентификация учителя помогает ему осознать свою принадлежность к данной профессии и принять правила и критерии оценки деятельности, установленные в данном сообществе.

Профессиональное самосознание учителя включает профессиональную компетентность, способность к непрерывному образованию.

Профессиональное самоуважение подразумевает обретение уверенности в собственных силах, сведение к минимуму риска потери профессионального авторитета.

В соответствии с содержанием педагогической деятельности Н. В. Кузьмина выделяет пять компонентов, которые требуют рефлексии [3]:

                    специальная компетентность — квалификация и опыт деятельности в области преподаваемого предмета;

                    методическая компетентность — владение различными методами обучения;

                    психолого-педагогическая компетентность — умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения;

                    дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых — умение строить взаимоотношения с коллегами, учащимися;

                    аутопсихологическая компетентность — знание о способах профессионального самосовершенствования, желание самосовершенствоваться.

Рефлексивный учитель умеет:

                    обобщать опыт своей практической работы и применять в своей практике опыт своих коллег;

                    адаптировать, или изменять учебный план, формы и методы обучения соответственно конкретным условиям с целью достижения оптимальных результатов;

                    «владеть» классом: поддерживать дисциплину, создавать рабочее настроение;

                    прогнозировать последствия своих профессиональных действий;

                    анализировать педагогическую ситуацию как составную часть широкого социального контекста;

                    проявлять высокую профессиональную готовность при выполнении своих обязанностей в любых обстоятельствах.

Выделяют следующие функции рефлексии в педагогическом процессе [1]:

  1.                диагностическая;
  2.                коррекционная;
  3.                организаторская;
  4.                проектировочная;
  5.                смыслотворческая;
  6.                мотивационная;
  7.                коммуникативная.

Исходя из функций рефлексии, выделяют следующие ее виды:

  1.                Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Здесь могут быть использованы следующие приемы:
  1. «Солнышко». Закончи предложение: «Мое настроение похоже на:

                    солнышко;

                    солнышко с тучкой;

                    тучку;

                    тучку с дождиком;

                    тучку с молнией.

  1. «Состояние моей души». Изображается лесенка с пятью ступенями. Первая ступень — крайне скверно; вторая — плохо; третья — хорошо; четвертая — уверен в своих силах; пятая — комфортно.
  1.                Рефлексия деятельности. В качестве приемов могут быть использованы следующие:
  1. «Лесенка успеха». Нижняя ступенька — у «человечка» руки опущены (у меня ничего не получилось); средняя ступенька — у «человечка» руки разведены в стороны (у меня были проблемы); верхняя ступенька — у «человечка» руки подняты вверх (мне всё удалось).
  2. «Дерево успеха». Зелёный лист — нет ошибок, жёлтый лист — 1 ошибка, красный лист — 2–3 ошибки.
  3. «Закрой глаза». Учащиеся с закрытыми глазами отвечают на вопросы:

                    Что нового я узнал сегодня на уроке?

                    Что было особенно интересным и познавательным?

                    В чем я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днем?

  1.                Рефлексия содержания учебного материала.

В конце урока подводятся его итоги. Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1.                сегодня я узнал…
  2.                было интересно…
  3.                было трудно…
  4.                я выполнял задания…
  5.                я понял, что…
  6.                теперь я могу…
  7.                я приобрел…
  8.                я научился…

Учащиеся могут также выразить свои ощущения в конце урока.

  1.                Я ощущал себя:

                    хорошо;

                    уверенно;

                    смело;

                    гордо;

                    комфортно;

                    неуверенно;

                    испуганно;

                    сердито.

  1.                Больше всего мне понравилось …
  2.                Урок навел меня на размышления …
  3.                Своей работой на уроке я доволен (не доволен), потому что …
  4.                Я выбирал эти задания, потому что:

                    они мне нравятся;

                    они легче остальных;

                    затрудняюсь ответить.

Выделяют три уровня педагогической рефлексии:

  1.                Практический уровень. На этом уровне цели обучения, учебный процесс не рассматриваются учителем как проблемные. Свои практические действия учитель анализирует и оценивает как «правильные» или «неправильные» в зависимости от степени их соответствия конкретным профессиональным знаниям.
  2.                Каузальный уровень. Учитель анализирует причины своих действий и их последствия, рассматривает конкретную ситуацию как проявление общих психологических и педагогических закономерностей.
  3.                Критический уровень. Цели, средства, контекст обучения рассматриваются учителем как проблемные, открытые к постоянному переосмыслению и развитию.

Использование специальных методов организации рефлексии способствует формированию рефлексивной культуры личности. В качестве рефлексивных методов могут быть использованы следующие.

  1.                Рефлексивный круг.

Все участники садятся в круг. Ведущий задаёт алгоритм рефлексии:

                    Что нового Вы узнали?

                    Что Вы почувствовали?

                    Каковы причины этого?

                    Как Вы оцениваете своё участие в занятии?

Все участники высказывают своё мнение. Ведущий завершает рефлексивный круг, обобщая полученную информацию.

  1.                Рефлексивная позициональная дискуссия.

Данный метод обеспечивает разработку микро проекта решения творческой задачи. Участники делятся на три группы. Каждая из групп выполняет определенную роль в процессе совместной деятельности. Первая из них разрабатывает проект решения проблемы. Излагая свое видение решения проблемы, они должны обосновывать свою позицию. Вторая группа должна найти альтернативные ходы относительно предложенного варианта и, основываясь на этом, опровергнуть утверждения первой группы. Отклонив выдвинутые предложения, вторая группа предлагает свою программу действий. Третья группа анализирует и ищет интегрированные пути решения. Далее группы меняются «позициональными ролями» по кругу и весь процесс повторяется снова до прохождения полного цикла.

  1.                Рефлексивный полилог.

На начальном этапе данного метода необходимо выявить уровень компетентности каждого участника относительно тех проблем, которые предстоит решать. Осуществляется это при помощи самодиагностики. Прежде чем непосредственно организовать процесс взаимодействия, основываясь на методе «полилога», руководитель знакомится с результатами самодиагностики, для того, чтобы разработать механизм будущей дискуссии.

Рефлексия позволяет учителю критически отнестись к себе и своей педагогической деятельности. Умение рефлексировать означает способность педагога анализировать сложившуюся педагогическую ситуацию, прогнозировать последствия своих профессиональных действий.

 

Литература:

 

  1.                Бизяева, А. А. Психология думающего учителя / А. А. Бизяева. — Псков. — 2004. 216 с.
  2.                Корчажкина, О. М. Построение рефлексивной модели современного учителя / О. М. Корчажкина // Педагогика. — 2012. ‒ № 3. — С. 65–70.
  3.                Метаева, В. А. Рефлексия как метакомпетентность / В. А. Метаева // Педагогика. ‒ 2006. ‒ № 3. — С. 56–61.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle