Библиографическое описание:

Карушева А. В., Урутина Т. М., Агеева Л. Г. Взаимодействие родителей со старшеклассниками в период выбора профессии // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1077-1081.

 

Статья посвящена изучению взаимодействия родителей со старшеклассниками в период профессионального самоопределения, также в ней представлены результаты теоретического и эмпирического исследования по данной проблеме.

Ключевые слова: родители, профориентация, старшеклассники, выбор профессии.

 

Проблема предпринятого исследования обусловлена спецификой развития системы современного школьного образования и состоянием рынка труда. Проблема подготовки квалифицированных кадров всегда находилась в центре внимания психолого-педагогических исследований, однако, в условиях перехода к новым стандартам образования была поставлена задача, обеспечить оптимальный уровень подготовленности выпускников школ к выбору профессиональной деятельности уже в среднем звене школы при выборе профиля обучения. Постоянное изменение рынка труда не позволяет отследить всю динамику в мире профессий и учесть ее при подготовке образовательных программ.

В связи с этим старшеклассники чаще всего решают вопрос выбора профессии самостоятельно. Основную помощь в данном случае оказывает ближайшее окружение старшеклассника — его родители. Однако в этом случае нередко нельзя избежать проблем во взаимодействии старшеклассников и их родителей. Установка родителей на доминирование в отношениях с детьми приводит к конфликтам и ошибкам при выборе профессии.

Теоретической основой предпринятого исследования стали труды ведущих отечественных психологов: проблема выбора профессии представлена в трудах Е. А. Климова, И. С. Кона, А. В. Мудрика, Н. С. Пряжникова и др.; особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте изучались Л. И. Божович, А. Е. Голомштоком, Г. В. Резапкиной и др.; работа педагога-психолога по вопросам профориентации изучалась Н. П. Зазнобиным, Е.Н., Прошицкой, М. Х. Титма и др.

Оптимальный стиль взаимодействия родителей и старшеклассников приобретает особое значение в период выбора профессии. Причина этого в том, профессиональный выбор в старших классах осуществляется не только как собственное решение молодого человека, он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни и нуждается в поддержке со стороны взрослых, прежде всего родителей.

Помогая подростку выбрать профессию, родители не только обсуждают с ним преимущества и недостатки отдельных профессий и возможности получения образования по этим профессиям. Родители при этом неизбежно становятся как бы психологами, так как необходимо раскрыть потребности, мотивы, способности старшеклассника, оценить соотношение между ними.

По мнению Т. В. Кудрявцева и А. И. Сухаревой складывание профессиональных намерений молодого человека на первой стадии профессионального становления личности происходит под влиянием множества факторов, каждый из которых в какой-то определенный момент может оказаться решающим. Условно авторы делят эти факторы на две категории: факторы, воздействующие непосредственно, и факторы, действующие опосредованно [4].

К факторам первой категории авторы относят внешние побуждения: требования родителей, взрослых родственников, школьной администрации, отбор профессионального обучения по определенным показателям и отказ по противопоказаниям. Эти побуждения имеют определяющее значение лишь в подростковом и отчасти в раннем юношеском возрасте. Наибольшее значение для выбора профессии имеет мнение родителей. Причем отношение родителей к труду вообще, их высказывания о различных профессиях, рассказы о собственной работе, а вернее, проявляющееся в них отношение к работе с раннего детства накапливается в сознании и подсознании детей и влияет на определение своего будущего уже выросшими сыновьями и дочерьми.

К факторам второй категории относятся интерес к тем или иным областям знаний, жизненные идеалы и образы, традиции семьи, влияние товарищей, взрослых, социальный престиж профессии и другие. Значимость этих факторов повышается с возрастом, когда молодой человек уже заканчивает среднюю школу и встает перед необходимостью выбора своего дальнейшего пути.

Для подробного изучения проблемы взаимодействия родителей со старшеклассниками и их влияния на выбор будущей профессии учащихся было проведено эмпирическое исследование.

Исследование проводилось в МБОУ СОШ № 14 г. Арзамаса Нижегородской области. В исследовании принимали участие 20 испытуемых 10 класса, в возрасте 15–16 лет, женского и мужского пола (9 юношей, 11 девушек). Данные учащиеся обучаются в классе возрастной нормы по традиционной программе. В обследуемой группе 5 учащихся воспитываются в семьях, где оба родителя имеют высшее образование и 6 учащихся воспитываются в семьях, где один из родителей имеет высшее образование. В 9-ти семьях родители имеют среднее профессиональное образование.

В целом классные руководители и педагоги-предметники характеризуют учеников положительно. Учащиеся успешны в учебе (10 учащихся обучаются на «4» и «5»), активно участвуют в жизни школы — в соревнованиях, общешкольных мероприятиях и т. д.

Диагностика сформированности профессионального самоопределения включала в себя следующие методики: методика «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой [2]; дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» Е. А. Климова [1]. Психодиагностика мотивов выбора профессии позволила получить следующие результаты (см. Таблицу 1 и Рис. 1):

 

Таблица 1

Результаты изучения мотивов выбора профессии старшеклассниками в зависимости от уровня образования их родителей (в %)

Уровень образования родителей

Мотивы выбора

Внутренние индивидуальные

Внутренние социальные

Внешние положительные

Внешние отрицательные

Оба родителя с высшим образованием

0

0

40

60

Один из родителей с высшим образованием

0

50

50

0

Средне специальное

56

22

22

0

Общий результат

19 %

24 %

37 %

20 %

 

Рис. 1. Сравнительные результаты изучения мотивов выбора профессии старшеклассниками в зависимости от уровня образования их родителей (в %)

 

Проанализировав результаты исследования, можно отметить, что в семьях, где оба родителя имеют высшее образование, 60 % учащиеся исследуемой группы руководствуются внешними отрицательными мотивами при выборе профессии. К этим мотивам относятся: престиж, позиция родителей, мнения друзей и др. Выбор данных мотивов показывает, что старшеклассники не выработали собственной позиции по отношению к выбору профессии, они ориентируются на внешние обстоятельства, которые либо не имеют отношения к самой профессии, либо являются ее второстепенными характеристиками.

40 % учащихся этой исследуемой группы при выборе будущей профессии опираются на внешние положительные мотивы: близость к любимому предмету из школьной программы, высокая заработная плата, переезд в другой город. Это говорит о том, что учащиеся имеют активную позицию в отношение к выбираемой профессии, но поверхностное знание о той области, в которой они будут работать.

В семьях, где только один из родителей имеет высшее образование, мы выявили, что 50 % учащихся при выборе профессии руководствуются внутренними социально-значимыми мотивами. Среди таких мотивов возможность увеличить профессиональное мастерство, высокое чувство ответственности, возможность приносить другим людям пользу и пр. Выбор названных мотивов говорит о том, что старшеклассники осознают общественную значимость трудовой деятельности.

Следующие 50 % учащихся из этой же исследуемой группы при выборе будущей профессии опираются на внешние положительные мотивы, то есть учащиеся имеют активную позицию в отношение к выбираемой профессии, но имеют поверхностное знание о той области, в которой они будут работать.

В семьях, где оба родителя имеют среднее образование, мы выявили, что 56 % учащихся при выборе профессии руководствуются внутренними индивидуально-значимыми мотивами. Они осуществили профессиональный выбор, опираясь на такие мотивы, как помощь физическому и умственному развитию, соответствие имеющимся способностям, возможность общаться с различными людьми и пр. Подобный выбор демонстрирует, что данные учащиеся ориентируются на результат труда. Они стараются дать объективную оценку своим возможностям и сравнить их с требованиями, которые предъявляет выбранная профессия.

Следующие 22 % учащихся из исследуемой группы при выборе будущей профессии опираются на внутренние социально-значимые мотивы. Выбор названных мотивов говорит о том, что старшеклассники осознают общественную значимость, которую несет трудовая деятельность.

Следующие 22 % учащихся из исследуемой группы при выборе будущей профессии опираются на внешне положительные мотивы. Это говорит о том, что учащиеся имеют активную позицию в отношение к выбираемой профессии, но поверхностное знание о той области, в которой они будут работать.

Обобщая результаты диагностики, можно утверждать, что 20 % испытуемых руководствуются внешними мотивами и соответственно не подготовлены к выбору профессии. Большая часть испытуемых старшеклассников (43 %) осознают индивидуальную и социальную значимость выбранной профессии. Они обладают определенными сведениями, характеризующими сущность профессии и ее отличительные признаки. Хотя выбор мотивов свидетельствует об активной позиции в профессиональном самоопределении, необходимо, чтобы выбранная профессия соответствовала способностям и склонностям выбирающего, поэтому в данном случае старшеклассникам необходима профессиональная психолого-педагогическая помощь для прояснения собственной жизненной перспективы и восполнения знаний о содержании современных профессий. Остальные испытуемые (37 %) старшеклассники оказались слабо подготовленными к выбору профессии. Об этом свидетельствуют низкая информированность о сущности выбранной специальности и пассивная позиция в выборе, которая проявляется во влиянии родителей. Поскольку профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, такая мотивация при выборе профессии представляет серьезную психолого-педагогическую проблему. В перспективе это может приводить к серьезным внутриличностным конфликтам из-за несоответствия трудовой деятельности характеру, способностям и склонностям старшеклассника.

Психодиагностика профессиональной направленности на основе анализа предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности позволила получить следующие результаты (см. Таблицу 2 и Рис.2)

 

Таблица 2

Результаты изучения профессиональных предпочтений старшеклассников в зависимости от уровня образования родителей (в %)

Тип профессии

Образование родителей

Оба с высшим образованием

Один с высшим образованием

Средне специальное

человек-природа

0

50

0

человек-техника

37,5

0

0

человек-человек

12,5

0

67

человек-знаковая система

50

0

0

человек-художественный образ

0

50

33

 

Рис. 2. Сравнительные результаты профессиональных предпочтений старшеклассников (в %)

 

Проанализировав результаты исследования, можно отметить, что в семьях, где оба родителя имеют высшее образование, 50 % испытуемых ориентированы на профессии типа «человек-знаковая система». Для них подходят любые профессии, которые, так или иначе, связанны с буквами и цифрами, включая музыку. Представители данного типа имеют системность в работе, аккуратность, скрупулезность. И 37,5 % учащихся ориентированы на тип «человек-техника». Они отличаются добросовестностью, аккуратностью, деловитостью, отличным чувством ответственности, эмоциональной сдержанностью, а также способностью работать самостоятельно. 12,5 % учащихся выбрали тип «человек-человек». Такой тип хорошо вступает во взаимодействие с другими людьми, имеют развитую сферу общения и сбалансированную социальную направленность.

В семьях, где один родитель имеет высшее образование, 50 % испытуемых ориентированы на тип «человек-природа». Таким учащимся подходят все профессии, которые так или иначе связаны с лесным хозяйством, растениями и животными. 50 % учащихся имеют тип «человек-художественный образ». Для представителей этой сферы лучше всего подходят все специальности, относящиеся к творчеству. Характерными чертами таких людей выступают художественный такт, хорошо развитое чувство эстетики, нестандартное мышление.

В семьях, где родители имеют среднее образование, 67 % испытуемых ориентированы на тип «человек-человек». И 33 % учащихся ориентированы на тип «человек-художественный образ». Для представителей этого типа лучше всего подходят все специальности, относящиеся к творчеству. Характерными чертами таких людей выступают художественный такт, хорошо развитое чувство эстетики, нестандартное мышление.

Обобщая результаты исследования, можно сказать, что в исследуемой группе в семьях, где оба родителя имеют высшее образование, 50 % испытуемых ориентированы на профессии типа «человек-знаковая система», 37,5 % учащихся ориентированы на тип «человек-техника» и 12,5 % учащихся выбрали тип «человек-человек». В семьях, где один родитель имеет высшее образование, 50 % испытуемых ориентированы на тип «человек-природа». 50 % учащихся имеют тип «человек-художественный образ». В семьях, где родители имеют среднее образование, 67 % испытуемых ориентированы на тип «человек-человек». И 33 % учащихся ориентированы на тип «человек-художественный образ».

Таким образом, проведенное исследование показало, что влияние родителей на выбор профессии достаточно велико. Так, например, свыше половины испытуемых при выборе профессии руководствовали внешними мотивами. Часто профессия выбиралась под влиянием ближайшего окружения. Психодиагностика показала, что старшеклассники предпочитают профессии типа «человек-человек» и «человек-техника», при этом сущность и требования профессий данных типов учащимся не всегда известны. Кроме того, профессии, требующие повышенного внимания, высокой ответственности и творческого подхода, не отвечают складу характера большинства испытуемых.

 

Литература:

 

  1. Климов Е. А. Как выбрать профессию — М.: Просвещение, 1990. — 158 с.
  2. Кудрявцев Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания. — М.: МЭИ, 1987. — 143 с.
  3. Ратанова Т. А., Шляхта И. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. — М.: Педагогика, 1998. — 267 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle