Библиографическое описание:

Киракосян К. Э., Савенко Т. М. Психологическая грамотность и компетентность современного педагога // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1081-1083.



 

Психологическая грамотность представляет собой «азы» психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей, это — «язык» культуры. Решая проблему стандартизации ожидаемого результата образовательной деятельности и разработки диагностического аппарата в понятиях культуры, мы выделили эту характеристику, строящуюся на основе отдельных знаний и умений.

Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т. д.), умениями, символами, правилами и нормативами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т. д.

Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации и т. д. Естественно, можно обладать определенной житейской психологической культурой, не владея сложными понятиями и терминами, не зная сложных психологических закономерностей.

Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности способами психологического познания. Причем речь идет не только о знаниях, но и их применении, исполнении норм, правил на уровне ролевого поведения, социальных функций, традиций.

Наше представление в целом согласуется с характеристикой психологической грамотности как минимального необходимого уровня развития психологической культуры, данной Е. А. Климовым. Мы понимаем под грамотностью необходимую минимальную ступень и образованности, и компетентности, и культуры в целом. «Грамотность — важнейшая первооснова культуры, тот исходный рубеж, который необходимо взять на пути к знанию». [4,с.18] Психологическая грамотность — это ступень в освоении культуры, доступная каждому нормально развивающемуся человеку. Разумное и обоснованное ее повышение не должно приводить как к негативным последствиям в развитии личности, так и к беспредельному увеличению учебной нагрузки, снабжением невостребованными знаниями в школе.

Приобщение к культуре не обязательно начинается с повышения уровня грамотности. Важно «подвести» учащихся к желанию изучать себя и других людей, осознанию необходимости этого в жизни, осознанию своих возможностей, своего «исходного» уровня, внутренних противоречий и на этой мотивационной основе повышение грамотности и компетентности будет более эффективным. Многие зарубежные ученые практически не разделяют понятия грамотности и компетентности. Грамотность ими рассматривается как «начальный» уровень компетентности. Вместе с тем культура личности — производное от активности, деятельности человека, и в ее структуре должны найти отражение порождающие ее деятельности. Именно в компетентности наиболее явно выражается процессуально-деятельностный, поведенческий компонент психологической культуры. В компетентности зафиксирован наиболее ценный опыт, приобретенный человеком в жизни, который нашел свое подтверждение, применение на практике, позволяет получить положительные результаты.

В зарубежной литературе понятие компетентности связывается с осведомленностью, знанием и пониманием сущности какой-либо сферы деятельности, жизни, способностью адекватно использовать, применять полученные знания и навыки. В нашей стране психологические исследования по проблеме компетентности начались в 70–80-е годы. Наиболее детально была изучена сущность социально-психологической и интеллектуальной компетентности.

В определении психологической компетентности мы придерживаемся определения компетентности, данного в работе М. А. Холодной: «Компетентность — это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности». [8,с.64]

Компетентность — составляющая не только профессиональной культуры, она также может быть общей, допрофессиональной. Отличие профессиональной психологической компетентности от общей состоит в круге решаемых задач, проблем, а также в уровне их решения.

Психологическая компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность деятельности (внешней и внутренней) на основе психологической грамотности, т. е. означает эффективное применение знаний, умений для решения стоящих перед человеком задач, проблем. Психологическая компетентность предполагает адекватное использование собственного прошлого опыта, опыта других людей и общественно-исторического. Она предполагает соединение обобщенных психологических знаний с знаниями о себе, конкретном человеке, конкретной ситуации. Грамотный человек знает о чем-то абстрактно, а компетентный — может на основе знания конкретно и эффективно решать какую-либо психологическую задачу, проблему. В то же время компетентность означает отказ от прямого копирования чужого опыта, норм, традиций, образцов, свободу от стереотипов, чьих-то указаний, предписаний, установок.

В психологической компетентности могут быть выделены следующие общие элементы:

          освоение и адекватное использование психологических средств познания и самопознания, общения, игры и др.;

          анализ прошлого опыта и его адекватное использование для решения актуальных психологических проблем;

          овладение знаниями, навыками, умениями, необходимыми для решения психологических проблем, задач и их адекватное использование, перенос в конкретные условия;

          выработка эффективных программ поведения, деятельности в различных ситуациях.

В работах психологов рассматриваются отдельные стороны психологической компетентности: компетентность в общении, интеллектуальная компетентность, социально-психологическая компетентность и т. д.

Критерии коммуникативной компетентности впервые были сформулированы Т. Гордоном. Он определил ее как умение выйти из любой ситуации, не потеряв внутренней свободы и в то же время, не дав потерять ее партнеру по общению. Таким образом, основным критерием компетентности является партнерская позиция в общении «на равных». [7,с.119]

В последние десятилетия в связи с широкой практикой внедрения программ по развитию компетентности в общении в различных сферах, в том числе в образовании, многими психологами интенсивно разрабатывается эта проблема.

В работах Ю. И. Емельянова, Л. А. Петровской и др. под коммуникативной компетентностью понимается «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. [3,с.38]

В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса».

Л. Д. Столяренко предлагает аналогичную характеристику: «Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. [1,с.109] Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия».

В словаре Н. И. Конюхова предлагается следующее определение: «Компетентность коммуникативная (социально-психологическая) — ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях, навыках, умениях, чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия» [5.с.67]

М. А. Холодная считает, что «интеллектуальная компетентность — это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности (в том числе и в экстремальных условиях)».

Какой тип организации знаний отличает компетентного человека?

По мнению М. А. Холодной, знания такого рода должны отвечать следующим требованиям:

          разнообразие (множество различных знаний о разном);

          артикулированность (элементы знания четко выделены, при этом все они находятся в определенных взаимосвязях между собой);

          гибкость (как содержание отдельных элементов, так и связи между ними могут быстро меняться под влиянием тех или иных объективных факторов, в том числе и в том варианте, когда знание превращается в незнание);

          быстрота актуализации в данный момент и в нужной ситуации (оперативность и легкодоступность знания);

          возможность применения в широком спектре ситуаций (в том числе способность к переносу знания в новую ситуацию);

          выделенность ключевых элементов (в многообразии знаний относительно данной предметной области факты, положения, определения осознаются как самые важные, решающие для понимания);

          категориальный характер (определяющая роль того типа знаний, которые представлены в виде общих принципов, общих подходов, общих идей);

          владение не только декларативным знанием (знанием о том, «что»), но и процедурным, конструктивным знанием (знанием о том, «как»);

          рефлексия, т. е. знание о широте и глубине собственных знаний.

Р. Ульрих и Р. Ульрих используют понятие «социальная компетентность» и называют следующие характеристики социально компетентного человека:

          принимает решения относительно самого себя и стремится к пониманию собственных чувств;

          забывает блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность;

          представляет, как следует достигать цели наиболее эффективным способом;

          правильно понимает желания, ожидания и требования других людей, взвешивает и учитывает их права;

          анализирует область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей и включает эти знания в собственное поведение;

          представляет, как, с учетом конкретных обстоятельств и времени, вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования;

          отдает себе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью и предполагает уважение прав и обязанностей других людей.

Таким образом, основное отличие психологической грамотности от компетентности заключается, на наш взгляд, в том, что грамотный человек знает, понимает, а компетентный — реально и эффективно может использовать знания в решении тех или иных проблем, способен перейти от слов к делу, от общих рассуждений к обоснованным поступкам. Грамотный человек знает «о психологии», а компетентный реально и эффективно эти знания использует, т. е. знает и реально учитывает психологию людей. Задача развития психологической компетентности — не просто больше и лучше знать человека, а включение этих знаний в «психологическую практику» жизни.

 

Литература:

 

  1.      Библер, Б. С. К проблеме человека в психологии [Текст]/ Б. С. Библер — Вопросы психологии. 1997. М 5. С. 3–19.
  2.      Газман, О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы / Под ред. А. В. Петровского // Новое педагогическое мышление. М., 1989. С. 221–237
  3.      Емельянов, Ю. И. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности [Текст]/ Ю. И. Емельянов — М., 1995.
  4.      Климов, Е. А. Введение в психологию труда [Текст]/ Е. А. Климов — М., 1988.
  5.      Конюхов, Н. И. Словарь-справочник практического психолога. [Текст]/ Н. И. Конюхов — Воронеж, 1996.
  6.      Лифинцева Н. И. Факторы и условия формирования профессионально-психологической культуры учителя [Текст]/ Н. И. Лифинцева // Сб. науч. статей.- Курск, 2000.- 0,5 П.Л.-С.91–97.
  7.      Обозов, Н. И. Психологическая культура отношений [Текст]/ Н. И. Обозов-СПб., 1995.
  8.      Холодная, М. А. Психология самопознания личности [Текст]/ М. А. Холодная — М., 1993.
Основные термины (генерируются автоматически): психологической компетентности, Психологическая грамотность, психологической культуры, психологической грамотности, коммуникативной компетентности, Психологическая компетентность, определении психологической компетентности, профессиональной психологической компетентности, стороны психологической компетентности, развития психологической, Критерии коммуникативной компетентности, тип организации знаний, «азы» психологической культуры, совершенствования коммуникативной компетентности, «начальный» уровень компетентности, компетентности в общении в различных, литературе понятие компетентности, развития психологической культуры, с характеристикой психологической грамотности, социально-психологической и интеллектуальной компетентности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle