Библиографическое описание:

Соколова В. Е. Понятие «модный образ» с позиции художника-модельера и непосредственного носителя образа // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 890-892.



 

Модный образ, обозначающий особенный идеал красоты и представления об уникальной характеристике внешнего облика, отражает характер, дух и нравы общества, которые соотносятся с определённой исторической эпохой. Модный образ складывается под влиянием многих факторов: социально-экономических, политических, природно-климатических. В период до XIX века модный образ диктовали короли и высшая аристократия, в начале XIX века — творческая интеллигенция и представители высшего света, в XX веке — звезды кино, а чуть позже и телеиндустрии. С началом XXI века модный образ определяют компетентные специалисты — команда стилистов, дизайнеров и художников-модельеров в купе с самими потребителями предлагаемых образов.

Современное общество с его духовными и материальными ценностями даёт предпосылки для формирования модного образа в рамках творческой деятельности. Индивидуальное творчество и эксперименты с модным образом основываются на использовании не только различных материально-искусственных оболочек, но и всевозможных внешних атрибутов новейших модных тенденций и их оставляющих: одежды, обуви, аксессуаров, макияжа, причёски и стиля поведения. В соответствии с этим, деятельность художника-модельера, направленная на формирование и обозначение модного образа, позиционируется не только как объект его творческой деятельности, но и как отражение потребительского запроса. Образ в целом характеризует явление, творчески интерпретируемое в художественное произведение, а понятие «мода» дополняет его социальными и культурными феноменами, как правило, непродолжительно господствующими в обществе и определяющими популярные вкусовые предпочтения большинства. Таким образом, модный образ есть не что иное, как явление, господствующее в современном обществе, занимающее в нём определяющую позицию и выраженное при помощи художественных и материальных атрибутов. Мода проявляется во всех сферах социальной и культурной жизни общества, и особенно в одежде. Одежда позволяет моде наиболее активно и быстро внедриться и распространиться, а сам костюм становится одним из главных объектов модного творчества и одним из ведущих составляющих модного образа [1, с. 380].

Возникновение новых стилей, форм и образов строится на базе современных модных тенденций. Система образов, ориентированная на «внешнее», является определяющей характеристикой современного общества. Именно благодаря этой характеристике, современная модная индустрия базируется не просто на предлагаемых в новом сезоне модных силуэтах, покроях, формах, но всецело на полном модном образе. И модный образ становится поистине модным, если он востребован у большинства потребителей. В основу модного образа сегодня закладываются человеческие ценностные ориентиры, такие как, добро и справедливость, независимость и свобода выбора, стремление к самосовершенствованию и самореализации, что определяет на сегодняшний день востребованность модного образа, создаваемого художником-модельером, а значит, является залогом успеха его творческой деятельности [2, с. 160].Тем не менее, творческая и креативная составляющая зачастую является нерентабельной в силу её несоответствия коммерческой составляющей модного процесса: оригинальные коллекции одежды бывают коммерчески неоправданными.

На сегодняшний день существует множество способов формирования модного образа. СМИ, Интернет, телевидение, глянцевые издания оказывают существенное влияние на формирование вкуса и стилевых предпочтений. Это порождает массу спорных и сомнительных моментов, когда слепое следование идеализированным образцам, которые «навязывают» обществу, начинает порождать творческую ограниченность на пути формирования внешнего облика. Модный образ выступает как модель поведения, соответственно влияя на человеческое сознание.

Мода живет современностью, что определяет её основную значимость. Всё соотносимое с понятием «современное» отождествляется с передовым и авангардным, расположенным к переменам и творческому выражению. Сегодня многие модные атрибуты прошлого кажутся нелепыми, безвкусными и получают клеймо «антимодное». Поэтому модный образ становится синонимичным понятиям «хорошо» и «правильно».

Потребность человека соответствовать модному образу и менять свой образ в целом, неслучайна [3, с. 340]. Существует множество теорий, объясняющих данное человеческое стремление. Самой первостепенной является теория естественного природного процесса. Согласно этой теории человек, вопреки животным, птицам и насекомым, изначально не наделён ярким покровом. Обнажённое тело позиционируется как объект для творческого преображения. Именно поэтому челочек брал природные материалы для того, чтобы придать своему облику той или иной вид или образ. Человек использовал покровы животных и птиц, их текстуру и фактуру, красители и пигменты растений, и постепенно превращал своё тело и лицо в объект творчеств и прикладного искусства. Ни одна часть человеческого тела не осталась без внимания; человек на протяжении столетий обыгрывал каждую деталь своего облика, увеличивал или уменьшал, искажал или преображал, порой доводя до нелепости и несуразности. Постижение гармонии и красоты происходило путём поиска модных образцов. Позже и сам модный образ стал предметом эстетики, выражающий абсолют во всех проявлениях и вызывающий эстетическое наслаждение.

Модный образ отождествляется с реальностью, мыслительным процессом, отображающим сокрытые в глубине сознания познавательный и творческий потенциал. Творчество художника-модельера, основанное на рождении и воплощении творческого замысла, подвластно особым художественным законам. Гармония и единство всех составляющих, идейная оправданность и пропорциональное соответствие, личностное мировоззрение находят отражение в создаваемом образе, формируя индивидуальность. Индивидуальный стиль важный компонент модной индустрии, обеспечивающий в большей степени признание и одобрения со стороны потребителя. Востребованность многих модельеров, признанных мэтров мировой модной индустрии, связана с проявлением коммерчески успешной индивидуальности.

Источником вдохновения для создания современного модного образа могут служить как исторический костюм — его разнообразное декоративное решение, конструкция линий, необычность форм, так и декоративно-прикладное искусство, литература, киноиндустрия, окружающий мир, личные впечатления и воспоминания. Способность чувствовать, видеть и слышать окружающее пространство, умение извлекать сенсорный опыт — всё это способствует выражению модного образа. Выстраивание модного образа отождествляется с определённой степенью ответственности перед потребителем образа. Именно в соответствии с этой позицией, роль подлинного формирования внешнего облика отводится уже не столько творцу, сколько самому носителю образа. Творец, «самовыражаясь» с помощью модного образа, предоставляет шанс на самовыражение и самореализацию и тому, кто примеряет на себя модный образ. Это отражение характера и отличительных черт, мировоззрения и «жизненного» настроя.

Обращая внимание на свою внешность, индивид создаёт себе определённую позицию в обществе, наделяя пространство вокруг теми данными, которые сам считает необходимыми и важными. Действия, направленные на поддержания модного образа, предполагает определённые усилия и стремления. Индивидуальная активность в этом направлении ориентирована на исключение несоответствий, что зачастую приводит к слепому копированию модных образцов, а в результате к отсутствию рационального творческого подхода к решению своего внешнего облика. Индивид может неосознанно вложить совершенно иную информацию о себе, обмануть себя и окружающих, имитировать успех и самореализацию созданием дорого модного образа.

Сегодня мода особенно становится неизменной составляющей образа жизни, приспособляясь к изменчивому окружающему пространству. Определить истинное предназначение моды и её творческого и смыслового аспекта возможно только при условии глубинного понимания собственной природы, обозначения себя и как индивида, и как личность. Принятие моды и её предназначения — главный шаг на пути непростого выбора между различными ценностями и образцами поведения.

 

Литература:

 

  1. Козлова Т. В. Костюм. Теория художественного проектирования. Учебник для вузов. — М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2005.
  2. Козлова Т. В., Ильичева Е. В. Стиль в костюме XX века. Учебное пособие для вузов. — М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2003.
  3. Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. — М.: Астрель, АСТ, Люкс, 2005.
  4. Макарова Т. Л. Мода как процесс формирования информационно знаковых систем в костюме. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / МГТУ им. А. Н. Косыгина. Факультет прикладного искусства. — М., 2004.
  5. Орлова Л. В. Азбука моды. — М.: Просвещение, 1989.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle