Непрерывное образование и проблемы наращивания интеллектуального капитала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.12.2015

Статья просмотрена: 301 раз

Библиографическое описание:

Демченко, С. В. Непрерывное образование и проблемы наращивания интеллектуального капитала / С. В. Демченко, В. Н. Муха. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 653-655. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24518/ (дата обращения: 19.04.2024).



 

В статье представлен анализ роли непрерывного образования в сохранении и наращивании интеллектуального капитала организации. Рассматриваются основные теоретические подходы трактовки интеллектуального капитала, обосновывается необходимость развитии системы непрерывного профессионального образования. На материалах пилотажного социологического исследования показано влияние непрерывного образования на динамику интеллектуального капитала в ООО «Газпром добыча Краснодар» (г. Краснодар).

Ключевые слова: непрерывное образование, организация, организационные структуры интеллектуальный капитал

 

В настоящее время концепция непрерывного образования и наращивание интеллектуального капитала на протяжении всей жизни приобрела ключевое значение. На современном этапе социального и экономического развития многими специалистами, в том числе и в области социологии управления, регулярно выделяется усиление роли знаний в различных общественных процессах, явлениях и событиях. Знание является как бы ответом на вызов, которые бросает нам мир, в котором изменения происходят с быстрой скоростью. Знание на сегодняшний день становится одним из важнейших ресурсом не только самого общества в целом, но и отдельной организации, определяет их конкурентоспособность. Необходимость в возобновлении образования, профессиональной подготовки, навыков и умений возникает каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, нововведениями современного мира, появляющимися в его профессиональной и личной жизни. Так же обновление знаний привело к появлению концепции непрерывного образования, когда получение новых и обновление старых знаний всесторонне включено в систему жизнедеятельности как молодого поколения, так и взрослых членов общества. Вместе с тем, обладание различными знаниями в большинстве случаев стали называть как фактор, который определяет социальное неравенство, социальную дифференциацию индивидов и групп.

Многими науками уже давно осмысленна необходимость изучения непрерывного образования и развития интеллектуального капитала организационных структур. Постоянное пополнение и обновление полученных знаний, повышение квалификации — одни из главных факторов развития производительности и эффективности любой организации в целом.

В странах с динамично растущей экономикой, для которых свойственно наукоемкое производство, проблемы непрерывного образования играют большую роль. В связи с этим можно рассмотреть опыт различных зарубежных стран в совершенствовании системы непрерывного образования. Их опыт значительно смягчает социальную напряженность как в организации, так и в обществе в целом. Социальная напряженность возникает при появлении безработицы, что характерно многим странам мира.

Цель непрерывного образования — целостное развитие человека как личности на протяжении всей его жизни, повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире, развитие способностей обучающегося, его стремлений и возможностей [1].

Необходимость современного общества в развитии системы непрерывного профессионального образования обусловлена тем, что существует постоянная потребность в повышении квалификации, подготовке и переподготовке кадров, а также необходимостью решения разнообразных по содержанию и характеру задач в повседневной жизни. Высокой конкуренцией на рынке труда и быстрый рост технологичности экономики в первую очередь влияют на систему непрерывного профессионального образования и соответственно влекут за собой определенные организационные процессы.

Реальный анализ современной практики непрерывного образования и научные исследования свидетельствуют о необходимости эволюции существующих организационных структур непрерывного образования от мономоделей, ориентированных на формирование специалиста для технократической цивилизации, к полифункциональной модели, предназначенной для саморазвития специалиста и его рефлексии [2, с. 291].

В современном информационном обществе наличие и использование такого ресурса, как интеллектуальный капитал является главной основой деятельности каждого человека, или же экономического субъекта. Интеллектуальный капитал влияет на эффективность и стабильность их функционирования. Значимость данного фактора производства возрастает с каждым днем, поскольку в современном мире приоритет отдается именно интеллектуальной (творческой) деятельности индивидов. «Умственный запас» становится базой развития человечества, именно поэтому влияние интеллектуального капитала на деятельность субъектов и ее результаты становится чрезвычайно актуальной темой.

Многие ученые уделяют большое внимание исследованию сущности категории «интеллектуального капитала», они отмечают, что для правильного использования интеллектуального капитала весьма важной остается проблема определения данной категории. Несмотря на то, что данный факт является в настоящее время малоизученным, можно с точностью сказать, что интеллектуальный капитал является новой формой капитала.

Одним из первых определение интеллектуальному капиталу дал Л. Эдвинссон. Он рассматривал его как «совокупность человеческого капитала, организационного (или структурного) капитала и клиентского капитала, каждый из которых может быть заемным или собственным» [3, с. 430].

В целом позиции ученых и практиков весьма различны. Интеллектуальный капитал определяют как:

                    совокупность интеллектуальных активов и трудовых ресурсов (И. Д. Егорычев, Л. И. Лукичева);

                    нематериальные активы, усиливающие конкурентные преимущества (Э.Брукинг) [4];

                    научные и обыденные знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, общение и организационную структуру, информационные сети и имидж фирмы (В. Л. Иноземцев) [3];

                    совокупность человеческого, организационного и клиентского капитала (Л.Эдвиссон) [3].

Рассматривая данную тему можно заметить, что большая часть определений интеллектуального капитала опирается на роль интеллекта и знаний исключительно в экономическом аспекте.

Таким образом, вся совокупность различных компонентов и их элементов являются составной частью интеллектуального капитала. Эти компоненты формируют совершенно новые продукты интеллектуального труда, который, так или иначе, отличаются от предыдущих продуктов. Так же они развивают, и совершенствуют их, качественно преобразовывая окружающую реальность в нечто новое.

Стоить отметить и то, что непрерывное образование — это постоянный процесс роста и развития образовательного (общего и профессионального) ресурса личности в течение всей его жизни. А обеспечивает работу этого процесса — система государственных и общественных институтов, а так же определенные потребности личности и общества.

В свою очередь, интеллектуальный капитал выступает в виде довольно сложного, неоднородного по своему составу, характеру использования, степени влияния на результаты деятельности индивидов, субъектов власти, субъектов хозяйствования ресурс.

В связи с вышесказанным мы задались целью исследовать влияние непрерывного образования на интеллектуальный капитал организации. Мы исходили из того, что непрерывное образование каждого члена организации влияет на динамику интеллектуального капитала организации: Чем меньше заинтересованность в обучении, тем ниже уровень интеллектуального капитала.

С целью исследования влияния непрерывного образования на динамику интеллектуального капитала организации был выбран метод опроса. В исследовании приняли участие 30 респондентов (20 мужчин и 10 женщин) в возрасте от 25 до 35 лет, являющихся работниками ООО «Газпром добыча Краснодар» (г. Краснодар).

На основании данных опроса специалистов, работающих в «Газпроме», было установлено, что в первую очередь, получают право пользования услугами системы непрерывного образования любые сотрудники, чья квалификация нуждается в повышении (63 %). А во вторую очередь любые сотрудники, вне зависимости от квалификации (37 %).

Так же 70 % считают, что непрерывное образование является обязательным условием для продвижения по карьерной лестнице. При этом более 80 % опрошенных, принимали участие в программах непрерывного образования один раз за все время и это было их первичное обучение.

Абсолютное большинство респондентов уверены в том, что заинтересованность в обучении влияет на прирост интеллектуального капитала организации, что составило 83 %. И это при том, что все 100 % респондентов сами заинтересованы в непрерывном образовании.

80 % опрошенных считают, что если исключить систему непрерывного образования как обязательного элемента работы организации, то уровень интеллектуального капитала придет в упадок и только 10 % ответили, что уровень интеллектуального капитала останется на прежнем уровне.

Итак, необходимо отметить, что в «Газпроме» развита система непрерывного образования сотрудников. В процессе работы все сотрудники организации проходят первичное обучение как обязательный элемент работы в организации. Также необходимо отметить, что программа непрерывного образования является необходимым условием для продвижения по карьерной лестнице.

В целом, можно заключить, что непрерывное образование каждого члена организации влияет на динамику интеллектуального капитала организации: чем меньше заинтересованность в обучении, тем ниже уровень интеллектуального капитала.

Таким образом, интеллектуальный капитал и система непрерывного образования имеет стратегическое значение для современного предприятия. Эффективное управление интеллектуальным капиталом, стимулирующее творческий подход к решению проблем будет способствовать повышению конкурентоспособности и развитию предприятия в современных условиях, что обуславливает актуальность исследования особенностей интеллектуального капитала и системы непрерывного образования в организациях.

 

Литература:

 

  1.                Волпянская О. И. Характеристика системы непрерывного образования в Российской Федерации // Научные исследования в образовании. 2011 № 7. С. 11–14.
  2.                Резинкина Л. В. Непрерывное образование взрослых: муниципальный аспект // Международный научный журнал «символ науки». 2015. № 6. С. 290–292.
  3.                Эдвинссон Л., Мэлоун М. Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компании // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Академия, 2013. С. 429–447.
  4.                Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / Пер. с англ. Под ред. Л. Н. Ковалик. СПб.: Питер, 2013. 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): непрерывное образование, интеллектуальный капитал, интеллектуальный капитал организации, краснодар, непрерывное профессиональное образование, карьерная лестница, клиентский капитал, первичное обучение, современный мир, социальная напряженность.


Ключевые слова

непрерывное образование, организация, организационные структуры интеллектуальный капитал

Похожие статьи

Интеллектуальный капитал: социально-философский анализ

Интеллектуальный капитал: социально-философский анализ. Автор: Ибрагимли Зульфугар Ибрагим.

По мнению Рошера, формирование невещественного капитала опирается на развитие образования.

Образование как инвестиции в человеческий капитал

Несмотря на то, что существуют различные формы инвестиций в человеческий капитал, образование в современном мире является одной из основных. Каждое инвестиционное решение предполагает дилемму между потреблением...

Интеллектуальный капитал: как фактор повышения...

К интеллектуальному капиталу относят человеческий капитал и структурный капитал, внутренний и внешний по отношению к организации. Под человеческим капиталом понимается совокупность знаний, компетенций и связей, которые имеют работники организации.

Оценка интеллектуального капитала предприятия

В современном обществе интеллектуальный капитал становится основой богатства.

Потребительский (клиентский) капитал — это капитал, который складывается из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями.

Особенности и инструменты развития интеллектуального...

интеллектуальный капитал, местное самоуправление, эффективное развитие, развитие, результат деятельности, первостепенный характер, организационный капитал, внешняя среда, карьерный рост...

Интеллектуальный капитал и его роль в высшей школе

Интеллектуальный капитал — это интеллект и профессионализм работников, совокупность их способностей и возможностей обеспечивать эффективное функционирование организации.

Покупательский (клиентский, рыночный) капитал — это совокупность знаний, которые...

Интеллектуальный капитал и инновации: особенности...

Интеллектуальный капитал и инновации: особенности взаимосвязи. Автор: Томчук Дмитрий Анатольевич.

Потребительский капитал организации – это система устойчивых связей и отношений с клиентами и потребителями.

Развитие человеческого капитала как фактор экономического...

экономический рост, человеческий капитал, система управления, человеческое развитие, компания, метод компетенций, основной ресурс развития компаний, растущая профессиональная компетенция, интеллектуальный капитал...

Похожие статьи

Интеллектуальный капитал: социально-философский анализ

Интеллектуальный капитал: социально-философский анализ. Автор: Ибрагимли Зульфугар Ибрагим.

По мнению Рошера, формирование невещественного капитала опирается на развитие образования.

Образование как инвестиции в человеческий капитал

Несмотря на то, что существуют различные формы инвестиций в человеческий капитал, образование в современном мире является одной из основных. Каждое инвестиционное решение предполагает дилемму между потреблением...

Интеллектуальный капитал: как фактор повышения...

К интеллектуальному капиталу относят человеческий капитал и структурный капитал, внутренний и внешний по отношению к организации. Под человеческим капиталом понимается совокупность знаний, компетенций и связей, которые имеют работники организации.

Оценка интеллектуального капитала предприятия

В современном обществе интеллектуальный капитал становится основой богатства.

Потребительский (клиентский) капитал — это капитал, который складывается из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями.

Особенности и инструменты развития интеллектуального...

интеллектуальный капитал, местное самоуправление, эффективное развитие, развитие, результат деятельности, первостепенный характер, организационный капитал, внешняя среда, карьерный рост...

Интеллектуальный капитал и его роль в высшей школе

Интеллектуальный капитал — это интеллект и профессионализм работников, совокупность их способностей и возможностей обеспечивать эффективное функционирование организации.

Покупательский (клиентский, рыночный) капитал — это совокупность знаний, которые...

Интеллектуальный капитал и инновации: особенности...

Интеллектуальный капитал и инновации: особенности взаимосвязи. Автор: Томчук Дмитрий Анатольевич.

Потребительский капитал организации – это система устойчивых связей и отношений с клиентами и потребителями.

Развитие человеческого капитала как фактор экономического...

экономический рост, человеческий капитал, система управления, человеческое развитие, компания, метод компетенций, основной ресурс развития компаний, растущая профессиональная компетенция, интеллектуальный капитал...

Задать вопрос