Библиографическое описание:

Насибуллина Э. Ш. Перспективы использования зарубежного опыта в практике регулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 749-752.



 

Актуальность исследования методов управления конфликтом интересов в сфере государственного управления вызвана негативными проявлениями деструктивного поведения государственных чиновников под воздействием конфликта интересов.

Безусловно, изучение и применение зарубежного опыта в использования технологий предупреждения и разрешения конфликта интересов на государственной (муниципальной) службе способно оказывать положительное воздействие на процессы управления профессиональной компетентностью российских чиновников.

При разработке возможных механизмов предупреждения и урегулирования конфликта интересов в судебных органах Республики Башкортостан, необходимо обратить особое внимание на опыт других государств.

В соответствии с существующими европейскими стандартами, можно выделить сферы возникновения конфликта интересов на государственной гражданской (муниципальной) службе, не предусмотренные в России, опираясь на существующие европейские стандарты:

          можно выделить сферу декларирования и регистрации личной заинтересованности (в управлении контрактами; в отношении принимаемых решений или голосования; в участии и подготовке или даче советов относительно политики);

          также выделяются некоторые семейные ограничения на право собственности частных компаний;

          введение системы четких этических стандартов в общественной жизни и судебной сфере;

          нельзя не отметить систему выявления и расследования конфликта интересов, реализуемую независимым специализированным органом с широкими полномочиями, включая долгосрочную защиту осведомителей, наказания за предоставление заведомо ложной (недостоверной) информации и пр, в том числе и законодательную защиту при раскрытии личной информации и должностных разоблачениях;

          также выделяется совместимость и взаимодополняемость уголовных и административных наказаний за действия или бездействия в отношении реального или потенциального конфликта интересов.

В настоящее время в России практически не урегулированы, не соответствуют европейским стандартам и требуют более подробной проработки следующие сферы:

          не проработаны процессы отстранения, дисквалификации и увольнения в процессе принятия государственных решений;

          не регулируются декларирование, ограничение и контроль за подарками и иными формами благ;

          плохо прописаны в законодательстве ограничение и всесторонний контроль за трудоустройством после увольнения с должности;

          недостаточно регулируется внешняя деятельность в процессе занятия государственной должности [2, С. 363–366].

Примечательно, что на данный момент времени в России формально предусмотрен более жесткий законодательный контроль за конфликтом интересов, чем в государственном секторе девяти европейских стран — Франции, Германии, Италии, Португалии, Испании, Великобритании, Венгрии, Латвии и Польше.

К примеру, декларирование личных доходов (Франция, Германия, Великобритания), декларирование семейных доходов (только в Польше в обязательном порядке); декларирование личного имущества (Германия, Великобритания) отсутствуют [1].

Это доказывает тот факт, что правовая регламентация является одним из пунктов, но никак не основным в управлении конфликтом интересов.

Независимая Комиссия по противодействию коррупции (ICAC) предлагает следующие четыре принципа, на которых должно основываться урегулирование и предупреждение конфликта интересов на государственной службе.

Первый принцип — защита публичного интереса:

Служение общественному интересу — основной долг должностного лица. Он должен принимать должностные решения, опираясь только на закон и заданный политический курс, а не на личные предпочтения. Такие решения должны всегда оставаться беспристрастными, приниматься без каких-либо религиозных предубеждений, профессиональных, этнических, политических или семейных предпочтений.

Помимо принятия решений в рамках закона, публичное должностное лицо должно выполнять свой публичный долг на основе принципов беспристрастности, честности и, конечно же, служения общественному интересу.

Второй принцип можно обозначить как принцип обеспечения прозрачности и отчетности.

Данный принцип говорит о том, что система принятия решений должна быть открытой, публичной, что также повышает и уровень подотчетности должностных лиц. В данном случае уместным было бы применение таких методов, как декларирование интересов и отстранение от должности служащих, которые были вовлечены в конфликт интересов. Открытое декларирование чиновником своих личных интересов является первым шагом к предупреждению и урегулированию конфликта интересов, к примеру, на государственной службе. Вторым важным шагом является исполнение обязанностей, основанных на четко прописанных процедурах и законе.

Все вышесказанное — публичное декларирование доходов и работа в рамках предписанных процедур — является основой обеспечения открытости и отчетности работы субъектов власти, что в дальнейшем поможет предотвратить или урегулировать конфликт интересов.

Третий принцип — принцип личной ответственности.

В данном случае мы говорим о том, что за соблюдение баланса между личным интересом и публичным должно быть ответственно каждое должностное лицо. И, в свою очередь, каждое должностное лицо должно быть ответственно за то, чтобы задекларировать и идентифицировать свои интересы во время несения службы. Следовательно, каждый чиновник должен понимать, что не только процедуры или закон предупреждает и регулирует ситуацию конфликтов интересов, но и он сам ответственен за предупреждение конфликтных случаев.

Четвертый принцип — принцип «культурной» организации при исполнении должностных обязанностей.

Важной составляющей в несении службы является ее культурный аспект. Здесь мы должны говорить о внедрении принципов честности и беспристрастности в систему принятия решении. Существует целый ряд механизмов, направленных на повышение культурного уровня публичных должностных лиц и государственной власти в целом. К примеру, проведение тренингов для понимания того, что такое конфликт интересов и как его избежать, повышение уровня прозрачности системы принятия решений, введение системы поощрений и санкций за выполняемую работу.

Модель урегулирования конфликта интересов.

В основе практически любой антикоррупционной стратегии или законодательства, касающегося урегулирования государственной службы, существуют определенные механизмы урегулирования конфликта интересов.

Проанализировав несколько исследований конфликта интересов в государственных структурах («Managing Conflict of Interests in the Public Sector» [3, р. 25], «Conflict of interests policies and practices in nine EU member states: a comparative review» [4, р 34]), мы можем выделить основные стратегии и инструменты урегулирования конфликта интересов в органах власти.

К примеру, в модели Независимой комиссии по борьбе с коррупций ICAC присутствуют следующие элементы предупреждения конфликта интересов:

— идентификация конфликта интересов.

Здесь мы должны определить, какой именно конфликт интересов может возникнуть, какой характер может носить личный интерес должностного лица, влияющий на систему принятий решений. К примеру, к личным интересам, который имеют материальный или нематериальный характер, относятся: финансовые или экономические интересы, интересы семьи или бизнеса, принадлежность к некоммерческим или коммерческим организациям, политические интересы (принадлежность к какой — либо политической партии), этнические или религиозные предпочтения, конкуренция с другими должностными лицами.

Также важным является определение сферы возникновения конфликта интересов. Независимая организация по борьбе с коррупцией отмечает, что чаще всего конфликт интересов возникает при подписании договоров, при взаимодействии государственного сектора с частным (например, с какой — либо частной компанией), при проведении проверок, при назначении на должность, при распределении грантов и др [3, р. 17].

Цель данного шага — минимизировать риски развития конфликта интересов и попытаться предотвратить конфликт интересов на его начальной стадии, определив, где возникает конфликт интересов и в какой форме, а также на данном этапе строится предварительная стратегия дальнейшего регулирования конфликта интересов в государственном секторе.

Второй шаг — развитие дальнейшей стратегии урегулирования конфликта интересов.

На данном этапе необходимо решить ряд задач, в том числе проанализировать насколько эффективна будет стратегия, и обозначить ряд документов, законодательных актов или, к примеру, указов, на которые данная стратегия будет опираться.

Третий шаг — обучение.

Основной целью данного этапа является просвещение должностных лиц, чтобы они сами понимали, что такое конфликт интересов, где он может возникнуть. К главным задачам этого шага относится проведение обучающих тренингов для государственных служащих и других представителей власти.

Четвертый шаг — управление через конкретный пример.

Данное условие говорит нам о том, что чиновники, занимающие высшие должностные позиции, должны давать пример служащим на более низких должностях на предмет декларирования своих личных интересов, что, в свою очередь, может предотвратить появление конфликта.

Другое исследование конфликта интересов («Conflict of interests policies and practices in nine EU member states: a comparative review»), подготовленное Организацией экономического сотрудничества и развития при поддержке Европейского Союза, предлагает уже более конкретные инструменты предотвращение и регулирования конфликта интересов в органах государственной власти. К ним относятся:

Декларирование личных доходов должностными лицами и доходов своей семьи;

Декларирование источников доходов;

Обеспечение публичности декларирования доходов должностными лицами и его семьи;

Введение ограничений и осуществление контроля над получением должностными лицами подарков и других преимуществ;

Осуществление контроля над порядком назначения на должность;

Обеспечение отстранения должностных лиц от процесса принятия решений, если существует возможность влияния личных интересов и возникновения конфликта интересов;

Введение некоторых ограничений для должностных лиц на личное или семейное владение какой-либо собственностью (например, частной компанией).

За рубежом, во многих государствах (США, Великобритания, Франция и пр.) отношение к конфликту интересов распространяется в рамах этических стандартов в государственном секторе и регулирование конфликта интересов осуществляется специальным ведомством по этике. Таким образом конфликт интересов может повредить репутации чиновника, даже если прямого отношения к пренебрежению властью ради собственных интересов и к исполнению служебных обязанностей это не относится. [2, С. 363–366].

Таким образом, если сопоставить правовые методы регулирования конфликта интересов в государственных органах России и за рубежом можно констатировать, что по данному вопросу в области теоретической и законодательной проработки Россия приблизилась к механизмам регулирования конфликта интересов в ведущих зарубежных странах, а по некоторым показателям даже превзошла их, но +в практическая реализация многих положений зачастую остается на бумаге. По материалам опросов практически треть созданных Комиссий по регулированию конфликта интересов работают формально или не работают совсем. Очень много случаев регулирования конфликта интересов, особенно в судебных органах, являются скрытыми и не выносятся за пределы учреждения. Многие конфликты интересов и использование служебного положения в личных целях невозможно доказать.

Таким образом, на практике рано говорить о том, что существующие нормативно-правовые акты прочно вошли в правоприменительную практику и укоренились как норма бытия российской действительности.

Необходимо учитывать, что в процессах регулирования конфликта интересов должны использоваться комплексные меры, включающие одновременно и законодательное совершенствование и претворение этих норм в жизнь, поскольку отражение в законодательстве норм, не отвечающих требованиям реальности, не позволяет эффективно управлять этими процессами, так как нет реальной картины существующих проблем.

 

Литература:

 

1          Виллориа-Мендиета М., Карлос Х. Политика и практика конфликта интересов в девяти странах ЕС: сравнительный обзор // Содействие улучшению в управлении и менеджменте SIGMA.2005. / Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: www.oecd.org/dataoecd/12/32/39577476.pdf (дата обращения: 6.04.2015).

2          Гилязева М. Р. Перспективы применения зарубежного опыта в управлении конфликтом интересов на государственной службе / М. Р. Гилязева // Молодой ученый. — 2012. — № 12. — С. 363–366.

3          Managing Conflict of Interests in the Public Sector. Guidelines. ICAC. — 2004–25 p.

4          «Conflict of interests policies and practices in nine EU member states: a comparative review» OECD, SIGMA, EU. — 34 p.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle