Библиографическое описание:

Лукьянченко Н. Ю. Особо охраняемые природные территории России // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 740-743.

 

Если рассматривать нашу страну как источник природных ресурсов, то можно убедиться, что она является богатейшей страной в мире. Россия лидирует среди всех стран по запасам природного газа и древесины, но какими жертвами нам достаются эти ресурсы!

В связи с широким распространением хозяйственной деятельности человека возникла необходимость сохранения уникальности природных ландшафтов, многообразия растительного и животного мира. Для этих целей были созданы особо охраняемые природные территории.

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. [1]

Такие территории относят к объектам общенационального достояния.

При создании особо охраняемой территории учитываются:

                    значение данной территории для сохранения биологических видов, особенно редких и исчезающих;

                    наличие на этой территории природного ландшафта, представляющего собой какую — либо ценность (научную, культурную, эстетическую)

                    наличие на данной территории уникальных природных комплексов и объектов, которые представляют научную или культурную ценность.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различают следующие категории данных территорий:

а)                  государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;

б)                 национальные парки;

в)                  природные парки;

г)                  государственные природные заказники;

д)                 памятники природы;

е)                  дендрологические парки и ботанические сады. [1]

Значение такие территории могут иметь как федеральное (рис.2), так и региональное (рис.1), и местное (рис.3).

 

Рис. 1 ООПТ регионального значения

 

Рис. 2. ООПТ федерального значения

 

Рис. 3. ООПТ местного значения

 

Субъекты РФ могут устанавливать своими законами и другие категории особо охраняемых территорий местного или регионального значения.

В настоящее время на территории Российской Федерации имеется более 13 тысяч особо охраняемых природных территорий, общая площадь которых составляет около 11 % от площади всей территории нашей страны. Удивительно, но площадь всех особо охраняемых территорий Российской Федерации превышает площадь Мексики.

Больше всего в России памятников природы — их 7745. Это обусловлено тем, что они могут занимать небольшую площадь, это может быть, например, водопад, пещера или даже какое-нибудь редкое дерево.

Федеральное значение имеют 299 особо охраняемых территорий в составе 103 государственных природных заповедников, 47 национальных парков, 64 государственных природных заказников. Остальное число составляют памятники природы и другие формы особо охраняемых территорий федерального значения.

Государственное управление в области организации особо охраняемых территорий федерального значения и их функционирования осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. [2]

В настоящее время существует возможность упразднения особо охраняемой природной территории, как например, это произошло с болотным заказником «Путанные озера», расположенным на территории Воркуты. Такое решение было принято постановлением правительства региона после обследования, в ходе которого было установлено, что за прошедший с момента образования заказника период, изменился гидрологический режим болотного массива, и, значит, он уже не может считаться эталоном типичного (бугристого) болота европейских южных тундр. По мнению специалистов, заказник перестал отвечать требованиям, предъявляемым к особо охраняемым природным территориям. И, к сожалению, это далеко не единственный пример упразднения таких территорий.

Основаниями для упразднения особо охраняемых природных территорий являются необратимые разрушения природных комплексов и (или) объектов, для охраны которых зона организована.

Вопрос о необходимости упразднения особо охраняемых территорий является спорным. Некоторые ученые считают, что если территорию признали особо охраняемой, то обратного пути уже нет! Нельзя просто так взять и признать ландшафты какой-либо местности не уникальными, а ее биологические виды, подлежащими уничтожению варварскими действиями человека. Но тогда, с другой стороны, если не рассматривать установленных оснований для признания природной территории особо охраняемой, то любая местность, не представляющая никакой научной и культурной ценности, не имеющая уникального ландшафта и редких или ценных биологических видов на своей территории, может быть признана особо охраняемой. [3]

Как сказал Ф. Р. Штильмарк: «Понятие абсолютной заповедности… юридически почти утрачено». И ведь действительно, в настоящее время с закреплением в нормативных актах возможности изменения границ, упразднения особо охраняемых территорий, мы не можем говорить о существовании концепции абсолютной заповедности в нашей стране. [4, C.44]

Еще одной важной проблемой является то, что вопросы изменения границ, упразднения особо охраняемой природной территории регионального или местного значения не урегулированы федеральным законом. На этой почве происходит произвол местных властей. Одним из примеров может служить решение администрации Оренбургской области по незаконному отчуждению более 115 тысяч га земель региональных особо охраняемых природных территорий. Данные территории регионального значения являются рекреационными объектами, обеспечивающими сохранение ценных природных комплексов, возможности для отдыха людей, экологического туризма. «Вместо того чтобы развивать их, региональная администрация фактически закрывает эти территории для граждан и отдает на откуп частным предпринимателям». [5]

Для решения всех спорных вопросов, касающихся особо охраняемых природных территорий необходимо проводить работу по следующим направлениям:

                    создавать новые и расширять уже существующие особо охраняемые природные территории;

                    повышать эффективность их деятельности;

                    проводить научно-методологические разработки;

                    и самое главное, совершенствовать законодательную и нормативную базу в данной области. [6]

Все это необходимо потому, что особо охраняемые природные территории — традиционная форма охраны природы, один из ключевых инструментов сохранения крупных экосистем и поддержания стабильности природных условий.

В условиях изменения ландшафтов из-за строительства сооружений (дорог, линий электропередач, трубопроводов и т. п.), расширения сельхозугодий, разработки новых месторождений, взятые под охрану природные территории, становятся последней средой обитания для многих видов животных и растений, которым в противном случае грозит полное исчезновение.

Конечная цель создания данных территорий — в комплексе с другими природоохранными мерами способствовать поддержанию экологического равновесия и созданию благоприятной среды для жизнедеятельности людей. [7, С. 32–33]

Развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных территорий относятся к числу основных направлений международной деятельности России в области охраны окружающей среды.

 

Литература:

 

  1.                Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (с изм. от 13.07.2015). — Собрание законодательства Российской Федерации от 20 марта 1995 г. N 12 ст. 1024.
  2.                Степаницкий В. Б. Постатейный Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации “Об особо охраняемых природных территориях”.— М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2001.
  3.                Кревер О. Н., Галиновская Е. А., Хмелева Е. Н. Проблемы законодательства об особо охраняемых природных территориях и предложения по его совершенствованию. (Аналитический обзор законодательства и проект новой редакции Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»). Всемирный фонд дикой природы (WWF). — М., 2009.
  4.                Штильмарк Ф. Р. Заповедное дело России: теория, практика, история. Избранные труды. — М.: Т-во научных изданий КМК. 2014.
  5.                Письмо Гизатулина Р. губернатору Оренбургской области Бергу Ю. — Источник: Пресс-служба Минприроды России
  6.                Лагуткина Н. Б. Административно-правовой режим особо охраняемых природных территорий (по материалам ДВФО)- автореферат диссертации кандидата юр. наук / Н. Б. Лагуткиной. — Хабаровск, 2006.
  7.                Гринь Е. А., Браславец В. Правовые меры охраны режима заповедников. В сборнике: Пути оптимизации Пути оптимизации научных исследований материалы XI (LI) Международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим, педагогическим, экономическим, психологическим, социологическим и политическим наукам. Украина, г. Горловка, 2014.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle