Библиографическое описание:

Дудочкин А. С. Актуальные проблемы нормативно-правового регулирования золотовалютного фонда Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 425-428.



 

Согласно информации Центрального Банка Российской Федерации, размещенной на официальном сайте [1] к международным (золотовалютным) резервам страны относятся внешние активы, которые доступны и подконтрольны органам денежно-кредитного регулирования в целях удовлетворения потребностей в финансировании дефицита платежного баланса, проведения интервенций на валютных рынках для оказания воздействия на обменный курс валюты и в других соответствующих целях (таких как поддержания доверия к национальной валюте и экономике, а также как основа для иностранного заимствования). Резервные активы должны быть активами в иностранной валюте и реально существующими. К международным резервам относятся только высококачественные активы.

Международные (золотовалютные) резервы Российской Федерации представляют собой высоколиквидные иностранные активы, имеющиеся в распоряжении Банка России и Правительства Российской Федерации.

При разработке данных о международных резервах Российской Федерации за основу берутся термины и определения, содержащиеся в методологических изданиях Международного валютного фонда (МВФ, Фонда): шестое издание «Руководство по платежному балансу и международной инвестиционной позиции» (РПБ6) и «Международные резервы и ликвидность в иностранной валюте. Формы предоставления данных: руководящие принципы» (2012 г.).

Международные резервы состоят из средств в иностранной валюте, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и монетарного золота.

В категорию средств в иностранной валюте входят наличная иностранная валюта; остатки средств на корреспондентских счетах, включая обезличенные металлические счета в золоте; депозиты с первоначальным сроком погашения до 1 года включительно (в том числе депозиты в золоте) в иностранных центральных банках, в Банке международных расчетов (БМР) и кредитных организациях-нерезидентах; долговые ценные бумаги, выпущенные нерезидентами; кредиты, предоставленные в рамках сделок обратного РЕПО, и прочие финансовые требования к нерезидентам с первоначальным сроком погашения до 1 года включительно.

Ценные бумаги, полученные в качестве обеспечения по сделкам обратного РЕПО или займов ценных бумаг (полученные в обмен на другие ценные бумаги), не включаются в состав международных резервов. Ценные бумаги, переданные контрагентам в рамках операций займов ценных бумаг, учитываются в составе международных резервов, в то время как ценные бумаги, служащие обеспечением по сделкам РЕПО, исключаются из резервов.

Часть Резервного фонда и Фонда национального благосостояния Российской Федерации, номинированная в иностранной валюте и размещенная Правительством Российской Федерации на счетах в Банке России, которая инвестируется Банком России в иностранные финансовые активы, является составляющей международных резервов Российской Федерации.

Финансовые требования Банка России и Правительства Российской Федерации к резидентам, выраженные в иностранной валюте, не включаются в состав международных резервов Российской Федерации.

Специальные права заимствования (СДР) — международные резервные активы, эмитированные МВФ и находящиеся на счете Российской Федерации в Департаменте СДР Фонда.

Резервная позиция в МВФ представляет собой сумму позиции по резервному траншу (валютной составляющей квоты Российской Федерации в Фонде) и требований страны к МВФ в рамках Новых соглашений о заимствованиях.

Монетарное золото определяется как принадлежащие Банку России и Правительству Российской Федерации стандартные золотые слитки и монеты, изготовленные из золота с пробой металла не ниже 995/1000. В эту категорию включается как золото в хранилище, так и находящееся в пути и на ответственном хранении, в том числе за границей.

Операции учитываются на дату валютирования с учетом начисленных процентов.

Пересчет в доллары США осуществляется н основе официальных обменных курсов иностранных валют к российскому рублю и котировок золота, устанавливаемых Банком России и действующих по состоянию на отчетную дату.

На сегодняшний день понятие и правовое регулирование режима золотовалютных резервов России требует глубокого научного анализа. Отсутствием определения понятия золотовалютных резервов России приводит к многочисленным дебатам и вопросам правоприменения.

Учеными [2, с. 233] отмечено, что необходимо обратить внимание не только на сложную ситуацию с наличием определения термина «золотовалютные резервы Банка России», но и вообще на методологические сложности с использованием самого термина «золотовалютные резервы» и других аналогичных и смежных терминов, например «международные резервы», «резервные активы».

Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей отношения, связанные с золотовалютным резервам России, показал, что указания на золотовалютный резерв Российской Федерации содержится в статье 6 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» [31] (далее — Закон № 41-ФЗ), в соответствии с которой Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации составляет часть золотовалютных резервов Российской Федерации и представляет собой совокупность полученных из источников, перечисленных в пункте 3 настоящей статьи, драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.

Из статьи 8 Закона № 41-ФЗ следует, что золотой запас Российской Федерации, состоящий из аффинированного золота в слитках, находящегося в федеральной собственности и являющегося частью золотовалютных резервов Российской Федерации, предназначен для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстренных потребностей Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях.

Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [4] определяет элементы правового статуса золотовалютных резервов Банка России (ст. 2), регулирует вопросы, связанные с формированием и управлением золотовалютными резервами, включающие полномочия Банка России в отношении золотовалютных резервов, управления золотовалютными резервами (п. 7 ст. 4), осуществление банковских операций и иных сделок с международными организациями, иностранными центральными (национальными) банками и иными иностранными юридическими лицами при осуществлении деятельности по управлению активами Банка России в иностранной валюте и драгоценных металлах, включая золотовалютные резервы (ч. 3 ст. 46). Кроме того, при осуществлении функций, предусмотренных федеральными законами, Банк России обязан обеспечить разделение полномочий между заместителями Председателя Банка России, руководителями самостоятельных структурных подразделений, в том числе при управлении золотовалютными резервами (ст. 83.1).

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [5] установление ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью жестко увязывается с состоянием золотовалютных резервов Российской Федерации, частью которых, по-видимому, все-таки должны признаваться золотовалютные резервы Банка России (хотя прямо об этом не сказано).

Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Федеральный закон № 173-ФЗ) [6] в ст. 6 предусматривает ограничения при проведении между резидентами и нерезидентами валютных операций, осуществляемых в соответствии со ст. ст. 7, 8 и 11 этого Закона, для предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов.

Из перечисленных законодательных актов, содержащих ссылку на золотовалютный фонд России, усматривается необходимость в законодательном определении понятия золотовалютный фонд России, его соотношения с категориями «золотовалютные резервы Российской Федерации» и «золотовалютные резервы».

Кроме юридического понятия, следует закрепить правовой режим формирования и использования золотовалютного фонда России. Разграничить понятия золотовалютные резервы Российской Федерации и золотовалютные резервы Банка России.

Так же необходимо определить состав активов, входящих в золотовалютный фонд России, их статус как совокупности имущества. Если отнесение иностранных валют и драгоценных металлов к имуществу и, соответственно, к казне не вызывает сомнения, то статус специальных прав заимствования требует дополнительного научного исследования и оценки [7, с. 224].

Требуют юридического закрепления принципы управления золотовалютным фондом России.

Кроме отмеченных в Законе о Банке России принципа эффективности управления (п. 7 ст. 4 Закона о Банке России) и принципа управления с обеспечением предотвращения, выявления и управления конфликтами интересов при управлении золотовалютными резервами и осуществлении иных функций Банка России (ст. 83.1 Закона о Банке России), возможно добавить принципы, указанные в Годовом отчете Банка России за 2012 г. Такие как:

                    обеспечение оптимального сочетания сохранности золотовалютных резервов, ликвидности и доходности за счет:

                    применения комплексной системы управления рисками, основанной на использовании высоконадежных инструментов финансового рынка, предъявления высоких требований к надежности контрагентов и ограничения рисков на каждого из них в зависимости от оценок его кредитоспособности, а также проведения операций в соответствии с защищающими интересы Банка России договорами, заключенными с иностранными контрагентами;

                    использования как краткосрочных инструментов — депозитов, сделок РЕПО, краткосрочных ценных бумаг, так и долгосрочных ценных бумаг иностранных эмитентов;

                    управление резервными валютными активами Банка России с учетом принадлежащих Банку России активов, номинированных в разрешенных валютах и не относящихся к категории резервных (нерезервные активы), а также с учетом имеющихся у Банка России обязательств в иностранной валюте;

                    управление активами Банка России в золоте отдельно от управления резервными валютными активами Банка России;

                    принятие инвестиционных решений на основе текущей конъюнктуры мирового финансового рынка с учетом прогнозов ее развития.

Указанные принципы должны быть сформулированы на законодательном уровне.

Подводя итог, следует отметить, что комплексное законодательное регулирование отношений, связанных с золотовалютным фондом России необходимо закрепить в Федеральном законе «О золотовалютном фонде Российской Федерации».

 

Литература:

 

  1.                Электронный ресурс / http://www.cbr.ru
  2.                Казна и бюджет / Р. Е. Артюхин, А. В. Богданова, Ю. В. Гинзбург и др.; отв. ред. Д. Л. Комягин. М.: Наука, 2014. 350 с.
  3.                Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1463.
  4.                Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.
  5.                Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.
  6.                Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4859.
  7.                Казна и бюджет / Р. Е. Артюхин, А. В. Богданова, Ю. В. Гинзбург и др.; отв. ред. Д. Л. Комягин. М.: Наука, 2014. 350 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle