Библиографическое описание:

Тесленко М. О. Изменения в пенсионной системе России в 2016 году // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 599-601.

 

С 1 января 2015 года вступили в законную силу два федеральных закона: Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О страховых пенсиях» [1] и Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» [2]. Приняты данные нормативно-правовые акты вместо действовавшего ранее Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [3]. Само понятие «трудовая пенсия», которая состояла из страховой и накопительной частей, было упразднено. С 2015 года пенсия начисляется по новой системе, разработанной 2 года назад. Согласно этой системе, у работающего населения формируются страховые пенсии и пенсионные накопления. Страховая пенсия формируется за счёт обязательных платежей граждан в Пенсионный фонд, а накопительная носит добровольный характер.

Основой введённой реформы стали индивидуальные пенсионные коэффициенты (ИПК) или пенсионные баллы, размер которых зависит от таких факторов, как размер официальной заработной платы, т. е. от начисленных и уплаченных страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования и длительности трудового (страхового) стажа. Безусловно, значимость пенсионных баллов при формировании пенсии является огромной. Страховая пенсия рассчитывается по формуле, в которой ключевое значение имеет как раз-таки количество начисленных пенсионных баллов. Немаловажно, что работающим гражданам РФ, решившим отложить свой выход на пенсию, начисляются дополнительные пенсионные баллы (таблица 1), что является стимулом для более позднего выхода на пенсию.

 

Таблица 1

Коэффициенты для расчета страховой пенсии при отсрочке обращения за ее назначением [4]

Период более позднего обращения за назначением страховой пенсии

Коэффициент увеличения фиксированной выплаты

Коэффициент увеличения фиксированной выплаты при наличии права на досрочное назначение пенсии

Коэффициент увеличения суммы ИПК

Коэффициент увеличения суммы ИПК при наличии права на досрочное назначение пенсии

1

1,056

1,036

1,07

1,046

2

1,12

1,07

1,15

1,1

3

1,19

1,12

1,24

1,16

4

1,27

1,16

1,34

1,22

5

1,36

1,21

1,45

1,29

6

1,46

1.26

1,59

1,37

7

1,58

1,32

1,74

1,45

8

1,73

1,38

1,9

1,52

9

1,9

1,45

2,09

1,6

10 и более лет

2,11

1,53

2,32

1,68

 

К примеру, если обратиться за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36 %, а сумма пенсионных баллов — на 45 %; а если через 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, а сумма пенсионных баллов — в 2,32 раза.

Имеющим страховой стаж: инвалидам I группы, гражданам, достигшим 80-летнего возраста, гражданам, работавшим или проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, страховая пенсия назначается в повышенном размере за счёт увеличенного размера фиксированной выплаты либо применения «северных» коэффициентов.

Помимо этого, новшества затронули также и страховой стаж. Теперь это помимо трудового стажа, помноженного на коэффициенты, еще и периоды социально-значимой деятельности, за которые также будут начислены баллы: военная служба по призыву, уход за инвалидом первой группы, уход за ребенком-инвалидом, уход за гражданином, достигшим 80 лет, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.

Актуальные новости из профильных министерств показывают, что у нынешних пенсионеров внедрение новой пенсионной реформы вызвало увеличение суммы доходов в пределах 500–700 рублей.

Все изменения, которые были введены в 2015 году в пенсионную реформу, будут функционировать и в 2016 году. Как сообщаетТАСС, с 1 февраля 2016 года предусматривается увеличение пенсий на 4 %, несмотря на то, что уровень учитываемой бюджетом инфляции на будущий год составляет 6,4 %.

Также в законопроекте прописана необходимость проведения второй индексации страховых и социальных пенсий. Её проведут по итогам первого полугодия 2016 года, причём размер коэффициента индексации установят с учетом ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере.

Данный принцип индексации будет применяться исключительно к пенсионерам, оставившим работу.

Исходя из информации об индексации пенсий в 2016 году на уровне 4 %, получаются следующие цифры:

                    Страховая пенсия повысится на 350 рублей.

                    Пенсия по старости увеличится на360 рублей.

                    Социальная пенсия увеличится на438 рублей.

                    Военные пенсии и участникам ВОВ повысятся на1000 рублей.(самая большая прибавка)

Следует отметить, что данный расчет является предварительным.

Таким образом:

                    выплата для среднего пенсионера должна превысить 13 132 рубля;

                    работающего пенсионера — 13 500 рублей;

                    ребёнка-инвалида — 13 000 рублей;

                    наибольший прирост прогнозируется ветеранам войны — 36 000 рублей.

На первый взгляд кажется, что разработанная методика дальнейшего пенсионного страхования в Российской Федерации не имеет недостатков, однако при более обстоятельном исследовании не всё так идеально. Немаловажным является то, что для получения пенсии по старости, индивидуальный пенсионный коэффициент должен быть равен 30 баллам, но стоит отметить, как этот показатель будет зарабатываться гражданами.

В случае если доход гражданина равняется 1 МРОТ, то его трудовой стаж должен быть не менее 20 лет. В этой ситуации пострадают те, кто всячески скрывает свои доходы или получает «черную» заработную плату, т. к. баллы, которые каждый работающий гражданин должен заработать, являются прямым показателем годовой трудовой деятельности. Другими словами — это соотношение отчисляемых работодателем в Пенсионный фонд денежных средств, которые удерживаются из заработной платы работника.

Таким образом, можно выделить основные минусы пенсионной реформы:

                    Отсутствует система перерасчета пенсии для пенсионеров, продолжающих работать.

                    Стаж для начисления пенсии значительно увеличился: с 5 до 15 лет.

                    Довольно сложная формула для расчета пенсии.

Следует отметить, что ранее на страховую часть пенсии приходилось 12 %, а на накопительную часть — 6 %. На сегодняшний момент эта ситуация претерпела изменения. До конца года у граждан 1967 года рождения и моложе есть право выбора варианта пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования: формировать только страховую пенсию или страховую и накопительную пенсии. В случае, если гражданин решил отказаться от формирования пенсионных накоплений, то все страховые взносы, отчисляемые за него работодателем в Пенсионный Фонд России — в размере индивидуального тарифа (16 %) — будут направлены на формирование его страховой пенсии. Существенно заметить, что все ранее сформированные пенсионные накопления населения подлежат инвестированию и будут выплачены в полном объёме, когда граждане будут иметь право выйти на пенсию и обратятся в Пенсионный Фонд за её начислением.

Если граждане, которые никогда не подавали заявление о выборе управляющей компании, включая «Внешэкономбанк», или негосударственного пенсионного фонда для инвестирования своих пенсионных накоплений хотят, чтобы и в последующем страховые взносы в размере 6 % тарифа по-прежнему отчислялись на формирование накопительной пенсии, то им следует до 31 декабря 2015 года подать заявление в Пенсионный Фонд России о выборе варианта пенсионного обеспечения с формированием накопительной пенсии, либо выбрать управляющую компанию, либо Негосударственный Пенсионный Фонд.

У тех граждан, которые не подадут заявление до 31 декабря 2015 года и останутся так называемым «молчунами», пенсионные накопления перестанут формироваться за счет отчисления новых страховых взносов работодателя (не ранее 2017 года), а все страховые взносы будут направляться на формирование страховой пенсии. Таким образом, работающий гражданин может как продолжить формировать, так и отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии в пользу страховой пенсии, будучи как клиентом Пенсионного Фонда России, так и негосударственного пенсионного фонда.

Отказ от формирования накопительной пенсии за счет новых взносов не означает сокращения пенсионных прав или снижения будущего размера пенсии. То есть страховые взносы (6 % тарифа страховых взносов), которые могли бы направляться на формирование новых пенсионных накоплений граждан, выбравших вариант пенсионного обеспечения с одновременным формированием и страховой и накопительной пенсии, направляются на формирование только страховой пенсии. Таким образом, в любом случае все страховые взносы участвуют в формировании пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Кроме того, если при варианте формирования одновременно накопительной и страховой пенсий, пенсионных баллов начисляется на 37,5 % меньше, чем при формировании только страховой пенсии, то при формировании только страховой пенсии гражданам начисляется максимальное количество баллов со всей суммы страховых взносов. К примеру, в 2017 году можно получить 8,26 пенсионных балла за год против 5,16, если бы часть страховых взносов шла на формирование пенсионных накоплений.

Выбор варианта пенсионного обеспечения не связан с выбором страховщика: к примеру, гражданин может оставить пенсионные накопления у своего текущего страховщика и выбрать любой из вариантов пенсионного обеспечения.

В феврале 2016 года российские власти планируют объявить о создании Экспертного совета (ЭС) по обсуждению пенсионной реформы, задачей которого будет подготовка общественного мнения к повышению пенсионного возраста. Предполагается, что ЭС будет не только экспертным советом, но и окологосударственной структурой, готовящей общественное мнение к реформе, а конкретно к повышению пенсионного возраста. У организаторов проекта есть понимание рабочей версии будущей реформы. Она начнет работать с 2016 года и предполагает плавное повышение пенсионного возраста сначала для женщин, а по достижении паритета пенсионного возраста в 60 лет для двух полов — дальнейшее повышение. Рабочая версия структуры, заключается в том, что пенсионный возраст увеличивается с 2016 года с интервалом в полгода для женщин с 1961 года рождения, а позднее для мужчин с 1971 года рождения с аналогичным интервалом. Процесс должен закончиться в 2030 году единым пенсионным возрастом 63 года [5].

Таким образом, пенсионная реформа 2015–2016 годов носит скорее положительный характер — в первую очередь для страны и ныне работающих пенсионеров. Основными ожиданиями на 2016 год в сфере пенсионного обеспечения являются: новый механизм расчёта пенсий; отсутствие индексации пенсий работающим пенсионерам; будет произведена очередная индексация, скорее всего не превышающая уровень инфляции; все льготы будут сохранены.

 

Литература:

 

  1.                Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О страховых пенсиях».
  2.                Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
  3.                Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
  4.                Пенсионный Фонд России [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.pfrf.ru/press_center/~2015/12/01/102472
  5.                «Forbes Russia» — финансово-экономический журнал [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.forbes.ru/news/307847-vlasti-podgotovyat-rossiyan-k-povysheniyu-pensionnogo-vozrasta

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle