Библиографическое описание:

Кондратьева Н. Н. Предоставление электронных государственных услуг в Республике Саха (Якутия) // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 735-738.



 

В рамках проведения административной реформы, идет активная работа по повышению эффективности предоставления государственных услуг, включающая их регламентацию, стандартизацию и пр. Немаловажным фактором эффективного предоставления государственных услуг в современном мире является использование информационно-коммуникационных технологий в целом и электронного правительства в частности. Электронный формат — это, пожалуй, единственный приемлемый способ предоставления государственных услуг.

Координационный совет при Президенте Республики Саха (Якутия) по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Республике Саха (Якутия) (далее — Координационный совет) является совещательным органом при Президенте Республики Саха (Якутия), созданным для обеспечения взаимодействия государственных, муниципальных органов власти Республики Саха (Якутия), общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с развитием информационного общества и формированием электронного правительства в Республике Саха (Якутия) [6].

Целью деятельности Координационного совета является содействие построению единого информационного пространства Республики Саха (Якутия), его интеграции в общероссийское и мировое информационное сообщество.

Одним из основных направлений развития e-Government является организация надежных и безопасных информационных коммуникаций между субъектами государственной власти федерального и регионального уровня, создание централизованных баз данных, обеспечивающих работу всех подразделений государственных учреждений.

Перечень информационных систем, находящихся в ведении государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия)

          АИС «Удостоверяющий центр Республики Саха (Якутия)»

          АИС «Автоматизация делопроизводства, архива и учета кадров Администрации Президента и Правительства РС (Я) — АИС «АдмСЭД»»

          АИС «Дело»

          АИС «Размещение заказа для государственных и муниципальных нужд Республики Саха (Якутия)»

          АИС «Информационный центр при Президенте Республики Саха (Якутия)»

          АИС «Система объединенных государственных информационных ресурсов «Мониторинг-Аналитика-Прогноз» Республики Саха (Якутия)»

          АИС «Трудовые ресурсы Республики Саха (Якутия)»

          АИС «Информационно-аналитическая система «Государственная и муниципальная служба Республики Саха (Якутия)»

          АИС «Спутниковая навигационно-диспетчерская система для управления транспортом в Республике Саха (Якутия)»

          ПК «Интегрированная система информационных ресурсов муниципального образования»

          ИС «Система приема и обработки данных дистанционного зондирования «Унискан»

          АИС «Информационная система мониторинга объектов, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия)»

          АИС «Адресная социальная помощь»

АИС «Удостоверяющий центр Республики Саха (Якутия)». Назначением АИС УЦ является создание в РС (Я) юридически значимого документооборота, обеспечение развития информационных ресурсов и систем в РС(Я) на основе единого информационного и технологического пространства.

Также используют программу АИС «Автоматизация делопроизводства, архива и учета кадров Администрации Президента и Правительства РС(Я) — АИС «АдмСЭД»». Назначением АИС «АдмСЭД» является автоматизация делопроизводства и процессов контроля исполнения документов в ОГВ, Администрации Президента и Правительства РС(Я).

Задачами АИС «АдмСЭД» являются:

1)     Автоматизация делопроизводства.

2)     Повышение оперативности работы.

3)     Создание единого хранилища информации — репозитария данных.

4)     Контроль исполнения документов и соблюдения регламентов работы с документами.

Взаимодействия государственных структур с бюджетными учреждениями также информатизирована. Например, бухгалтерия Городской стоматологии г.Якутска для предоставления отчета использует программу «бюджет-СМАРТ». Преимуществами данной программы являются осуществление операций с бюджетными средствами, со средствами бюджетных, автономных учреждений в соответствие с требованиями инструкций для органов Федерального казначейства, обеспечение информационного взаимодействия с государственными (муниципальными) учреждениями, с вышестоящими финансовыми органами, с органами Федерального казначейства, органами Федеральной налоговой службы и кредитными организациями. Ещё используют такие программы как «БИС», «БАРС» и т. д. С появлением электронной отчетности стало удобно сдавать отчет и время тратится на много меньше.

Предоставление через Интернет гражданам информационных услуг в удобной и безопасной форме посредством правительственных порталов, обеспечивающих реализацию всех аспектов информационного взаимодействия граждан и государства.

О деятельности государственных органов власти можно ознакомится на официальном информационном сайте Республики Саха (Якутия) www.sakha.gov.ru.

Электронные государственные и муниципальные услуги населению Республики Саха (Якутия) (далее РС (Я)) предоставляются на официальном портале государственных и муниципальных услуг РС (Я) www.e-yakutia.ru. Сайт ведется на русском и якутском языках, есть версия для слабовидящих. Перечень государственных и муниципальных услуг представлены в приложениях. Наиболее популярные сервисы для граждан стали такие услуги как: прием заявок (запись) на прием к врачу; государственная регистрация заключения брака; прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу; прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; выдача и аннулирование охотничьих билетов; назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка; оформление загранпаспорта нового образца; оформление загранпаспорта старого образца.

Также на сайте ГАО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия)» («Мои документы») можно получить электронную консультацию по вопросам предоставления услуг и записаться на прием, оказываемых на базе центра.

Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие информационного общества в Республике Саха (Якутия) на 2012–2017 годы» утверждена Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 N 960. Данная программа имеет 6 подпрограмм, куда входит развитие и обеспечение функционирования инфраструктуры Электронного правительства Республики Саха (Якутия).

Подпрограмма «Формирование Электронного правительства» В 2014 году на реализацию подпрограммы предусмотрено 303,6 млн. рублей, фактически освоено 294,6 млн. рублей, что составляет 97,3 % к плану. Из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) предусмотрено 273,6 млн. рублей, которые освоены в полном объеме. За 2014 год в Республике Саха (Якутия) в сфере Электронного правительства принято 16 правовых актов. Оказание государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия) в электронном виде. За отчетный год около 250 тысяч жителей республики воспользовались механизмом предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. На портале государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия) e-yakutia.ru выведено в электронный вид (до 4 этапа) 174 услуг: 151 государственная и 23 муниципальных. Для обеспечения доступа к электронным услугам на территории республики установлено 70 инфоматов, ведется консультирование по вопросам получения услуг Региональным центром телефонного обслуживания и информирования граждан на базе ГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия)" [6]. В 2014 году планово проводились работы по модернизации республиканского Портала услуг. В июне 2014 года улучшен дизайн портала и добавилась возможность подачи общественных инициатив, а также получение информации на якутском языке. В целях удобства и комплексной автоматизации процесса получения услуг в 2014 году частично реализовано создание платежного шлюза для оплаты услуг непосредственно на портале e-yakutia.ru, внедрение которого позволит существенно облегчить жизнь граждан и позволит им сэкономить время. В результате реализации мероприятий целевой индикатор «Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде установлен» достигнут и составил 26 % при плане 25 %.

В ходе исследования выявлено, что переход к электронному правительству начинается с выхода учреждений в Интернет, что приводит к фундаментальному переосмыслению структуры и роли государственных служб. Успешно реализованные электронные государственные услуги будут раскрытыми, доступными, сориентированными на пользователя, интегрированными и сформированными на точке зрения взаимоотношении государства и частного сектора. Они не только привлекут тех людей, которые уже подсоединены к Интернету, но и помогут привести в Сеть тех, кто еще не знаком с ней. Важнейшее для достижения данной цели — предоставить дополнительные услуги гражданам и частным фирмам.

В целом в Республике Саха (Якутия) наблюдается позитивная динамика следующих показателей:

  1.      Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде — около 86 тысяч жителей республики (11,2 % от численности населения от 14 лет) используют механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
  2.      Доля государственных органов Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), предоставляющих услуги в электронной форме на портале http://www.e-yakutia.ru/, — переведены в электронный вид 151 государственная услуга (20 (64 %) органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и 23 муниципальные услуги г. Якутска).

Информирование об электронном правительстве и электронных услугах в средствах массовой информации реализуется активно. В некоторых зданиях стоят терминалы, где можно пользоваться электронными государственными и муниципальными услугами. Развитие «электронного правительства» РС (Я) на стадии развития. Через несколько лет охватит всю республику, и качество предоставления услуг увеличиться в разы.

 

Литература:

 

  1.      Федеральный законот 27.07.2010 N 210-ФЗ
  2.      «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп.) //Справочно-правовая система «Гарант»
  3.      Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 года (№ пр-212). Утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» (с изм. и доп.) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
  4.      Определение электронного правительства — Всемирный банк. // Вестник банков, № 5, 2012. — 346 с.
  5.      Балашова, Е. М. Оценка эффективности электронного правительства /Е. М. Балашова. //Вопросы государственного и муниципального управления. -2015.№ 2. — С 205–202
  6.      Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе -Спб.: Издательство Михайлова В. А., 2014–253 с.
  7.      Официальный сервер органов государственной власти РС (Я) [электронный ресурс]. — Код доступа: http://sakha.gov.ru. Дата обращения 21.11.2015
  8.      Портал государственных и муниципальных услуг [электронный ресурс]. — Код доступа: http://e-yakutia.ru. Дата обращения 22.11.2015

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle