Библиографическое описание:

Канунникова И. М. Использование метода моделирования в процессе обучения рассказывания для развития речи детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 958-960.



 

В статье рассматривается вопрос о развитии связной речи детей дошкольного возраста. Автор данной работы предлагает применение схем и знаковых моделей при обучении детей рассказыванию, которое оказало влияние на повышение уровня всех виды связной речи и логического мышления детей дошкольного возраста.

Ключевые слова:связная речь, словарный запас, грамматический строй, схемы и знаковые модели, моделирование.

 

В контексте Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) возникает необходимость использования в работе по обучению старших дошкольников рассказыванию — схем и знаковых моделей, поскольку моделирование позволяет развивать одновременно много познавательных процессов: память, мышление, восприятие, воображение, а также стимулировать познавательную активность ребенка.

Актуальность использования схем и знаковых моделей в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, дети дошкольного возраста учатся выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

О. С. Ушакова рассматривала язык и речь «как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития — мышления, воображения, памяти, эмоций».

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Исследованиями Н. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и др. установлено, что главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению, установлению отношений между условными заместителями. Это составляет ориентировочную основу сложных действий кодирования, моделирования и схематизации.

Ребенок с детских лет привыкает говорить о том, что видит перед собой непосредственно, мыслит образно, конкретно. Использование богатой зрительной памяти дошкольников — залог успешного обучения на любом возрастном уровне. Именно это положено В. Ф. Шаталовым, педагогом-новатором, в основу технологии интенсификации обучения на основе знаковых и схемных моделей учебного материала, который разработал и воплотил на практике систему учебной деятельности, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке [16, с.35].

На основе этой технологии были выделены основные критерии обучения рассказыванию средствами схем и знаковых моделей:

          использование в процессе обучения рассказыванию опорных сигналов и опорных конспектов;

          новые формы контроля знаний дошкольников;

          организация самоуправления образовательным процессом;

          многократное вариативное циклическое повторение;

          создание психологически комфортного фона обучения.

Обучение рассказыванию — это развитие монологической речи. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие являются основой формирования монологической речи, а значит фундаментом становления детских рассказов [1, с.147].

Опорный сигнал — это ассоциативный символ (знак, слово, рисунок и т. п.), замещающий некое смысловое значение [4, с.43].

Опорный конспект — это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта. Опорный конспект выстраивается из опорных сигналов, как из кирпичиков [4, с.45].

Основными принципами составления опорного конспекта, согласно В. Ф. Шаталову, являются::

          лаконичность;

          структурность;

          смысловой акцент;

          оригинальное расположение опорных сигналов;

          ассоциативность;

          цветовая наглядность и образность [4, с.78].

При овладении навыками работы с опорными сигналами, прежде всего, необходимо было помочь восприятию дошкольников не словами, а структурированием рисунка.Поэтомукаждая фраза, раскрывающая содержание отдельного задания могла быть зафиксирована в виде знаков, схемили рисунка. Именно эти образы и применялись для восприятия, усвоения и переработки информации.

В структуру действий дошкольников со знаковыми и схемными моделями входят:

          замещение (перенос значения с одного предмета на другой);

          удержание значений нескольких заместителей;

          установление отношений между ними;

          использование при решении поставленных задач;

          контроль за правильностью выполнения.

В соответствии с ФГОС ДО «решение программных образовательных задач необходимо предусматривать в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми».

В работе с детьми по развитию связной речи с использованием схем и знаковых моделей были поставлены следующие задачи:

          Учить детей замещать реальные предметы схематично изображенными.

          Учить последовательности рассказывания.

          Развивать основные психические процессы — память, внимание, мышление, воображение.

          Развивать графические навыки, навыки пространственной ориентировки на листе бумаги, мелкую моторику рук.

Планируя работу, руководствовались следующими педагогическими идеями:

          идея сотрудничества (дети — педагог — родители);

          идея гуманности обучения;

          идея опережающего развития;

          идея дифференцированного подхода;

          идея личностно — ориентированного взаимодействия с дошкольниками.

Для реализации поставленных задач были подобраны приемлемые для детей дошкольного возраста средства выражения: рисунки, цвет, размер, форма, условные знаки, буквы, схемы.

Младшим дошкольникам на начальном этапе работы было необходимо обогатить словарь детей, так как по итогам диагностики он был беден. И основное внимание в словарной работе было уделено накоплению и обогащению словаря на основе знаний, и представлений из окружающей жизни ребенка, активизация разных частей речи: имен существительных, глаголов, прилагательных и наречий.

Детям было показано, что каждый предмет, его свойства и действия имеют название. Для этого учили их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это?, кто это?, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием; возможные действия человека (что делает? что с ним можно делать?). такое обучение проводилось в играх: «Что за предмет?», «Скажи какой?», «Кто что умеет делать?».

Нами были разработаны и внедрены простейшие опорные сигналы с близким данному возрасту значением: солнышко, домики — большой и маленький, дерево, тучка, дождик, предметы одежды и др.

С детьми 4–5 лет работа строилась на обучении детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В данное время дети перенасыщены информацией, поэтому чтобы процесс обучения для них был интересным, занимательным, развивающим, применение схем и знаковых моделей предусматривалось усложнением опорных сигналов. В формировании грамматической правильности, связности речи — это опорные сигналы, обозначающие цвет, форму, размер, вкус и др.; в расширении словарного запаса — опорные сигналы тихо-громко, веселый-грустный, домашнее-дикое, грустный, потому что… и т. д.; в освоении звуковой культуры речи опорные сигналы, указывающие на положение языка, артикуляция губ, состояние голоса.

С детьми старшего дошкольного возрастабыл проведен цикл занятий на основе схемно-знаковой модели обучения, в которых основное содержание программных задач реализовали в непосредственно образовательной деятельности.

Работа по формированию предложно-падежных конструкций осуществлялась в процессе понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка, развития связной речи.

Надо отметить, что работа по формированию графических навыков осуществлялась во всех видах деятельности: непосредственно образовательной деятельности, в свободное от занятий время. Успешное овладение старшими дошкольниками графическими навыками представления информации позволило работать с открытой перспективой — созданием творческих опорных конспектов.

Таким образом, работая на основе применения знаковых и схемных моделей обучения, можно сделать вывод, что она:

          помогает развивать все виды связной речи и логическое мышление детей дошкольного возраста;

          повышает общую речевую грамотность;

          помогает ребенку вырабатывать желание самостоятельно работать, составлять творческие опорные конспекты.

Одним из важнейших достижений данного применения стало создание благоприятного психологического климата процесса обучения в целом и занятия в частности, формирование детей дошкольного возраста к учебной деятельностивысокого уровня внутренней мотивации.

 

Литература:

 

  1.                Бойкова, С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей (5–7лет): В помощь учителям-логопедам, воспитателям речевых групп и родителям./ С. В. Бойкова. — Издательство КАРО Санкт-Петербург 2007. — 80с.
  2.                Поляков, С. Д. В поисках педагогической инноватики./ С. Д. Поляков.- М., 1993.- 89с.
  3.                Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. / Т. Б. Полянская. — М.:Детство-Пресс, 2010.- 64с.
  4.                Шаталов, В. Ф. Эксперимент продолжается. / В. Ф. Шаталов. — М: Педагогика, 1989.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle