Библиографическое описание:

Патрикеева Э. Г., Соловьева О. А. Основные аспекты формирования ценности профессионального образования в сознании современных юношей и девушек // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1096-1100.

 

This article analyzes the results of the research of gender peculiarities of the valuable relation of young people to professional education on the basis of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas branch.

Keywords: value orientations, the value of professional education, gender approach, motives of study.

 

Исследование ценностей молодежи представляет неизменный интерес для психологической науки. Изучение ценностных ориентаций молодых людей стало особенно актуальным, когда в российском обществе произошли политические и экономические изменения и начался активный процесс радикальной трансформации социальной системы ценностей. Молодежь воспитывалась в новых условиях: не было единой идеологии, воспитание полностью ложилось на плечи родителей, поэтому важно знать, в чем заключаются ценностные ориентации нового поколения, каковы их жизненные приоритеты, профессиональные предпочтения, особенности досуга.

Отметим, что в широком смысле ценности человека — это значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности; в более узком смысле — нравственные и эстетические требования, выработанные человеческой культурой [1]. Ценностные ориентации личности формируются в период так называемой первичной социализации индивида к 18–20 годам, а затем остаются достаточно стабильными, претерпевая изменения лишь в кризисные периоды жизни человека.

Мир ценностей каждого человека необъятен. Что же является важным для современного молодого поколения? Анализ литературы показал: в ценностном сознании современной учащейся молодежи существует общее ценностно-мотивационное ядро, в котором наиболее важными являются ценности:

                    привязанность и любовь,

                    приятное времяпрепровождение, удовольствия, отдых,

                    общение,

                    признание и уважение других людей,

                    высокое материальное благосостояние.

Установлено, что базовые жизненные ценности (семья, друзья, круг общения, досуг) обладают среди современных молодых людей достаточной стабильностью и устойчивостью, в отличие от ценностей социально-политических [2, с. 152].

Продолжая исследовать ценностные ориентации современных молодых людей, мы решили выяснить, как студенты Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского относятся к профессиональному образованию. Целью исследования стало выявление сходства и различий в отношениях к профессиональному образованию среди юношей и девушек, обучающихся в высшем учебном заведении.

Прикладное эмпирическое исследование проведено в феврале-марте 2015 года, в качестве гипотезы было выдвинуто предположение: ценность высшего профессионального образования для студентов нашего вуза, независимо от пола и возраста, высока — обучающиеся стремятся получить знания и умения, развить компетенции, которые пригодятся в будущей работе, и, в итоге, успешно закончить обучение. С другой стороны, учитывая образовательные реформы Российской Федерации (введение единого государственного экзамена, реорганизация неэффективных образовательных учреждений, сокращение учительского и преподавательского состава, разделение высшего образования на два цикла — бакалавриат и магистратура), проведенные в 2010 году, предположили, что профессиональное образование как ценность в последние годы существенно изменило свои позиции среди ценностных ориентаций молодежи.

Анкетирование проводилось среди студентов второго курса физико-математического и историко-филологического факультетов, возраст анкетируемых варьировался в пределах 18–20 лет, всего было опрошено 44 обучающихся (15 юношей и 29 девушек). Мы решили, что именно данная категория оптимальна для исследования, так как ведущая деятельность в юношеском возрасте — учебно-профессиональная. Социальные мотивы, связанные с будущим, начинают активизировать учебную деятельность, проявляется избирательность к учебным предметам, основной мотив познавательной деятельности — стремление приобрести социально значимую профессию [3].

Итак, анализ результатов анкетирования обнаружил следующие фактические данные (таблица 1, рис. 1).

 

Таблица 1

Результаты прикладного эмпирического исследования ценности профессионального образования в молодежной среде

Вопросы анкеты

Девушки

Юноши

Как Вы считаете, необходимо ли профессионально образование для успешности в жизни?

                    да

                    нет

                    затрудняюсь ответить

 

 

75,86 %

13,79 %

10,34 %

 

 

46,67 %

26,67 %

22,66 %

Какое образование Вы считаете необходимым для жизненной успешности?

                    среднее

                    среднее специальное

                    высшее

 

 

10,34 %

10,34 %

75,86 %

 

 

13,33 %

13,33 %

73,33 %

Как вы считаете, какова роль профессионального образования в жизни?

                    Позволяет найти достойную работу

                    Дает возможность профессионального роста

                    Служит основой материального благополучия

                    Ничего не дает

                    Повышает социальный статус

 

 

37,93 %

31,03 %

10,34 %

3,46 %

6,89 %

 

 

13,33 %

6,67 %

26,67 %

13,33 %

13,33 %

Планируете ли Вы работать по специальности?

                    Да

                    Нет

 

72,41 %

27,59 %

 

40 %

60 %

Совмещаете ли Вы работу с учебой?

Работаете по специальности?

7 человек, среди них один работает по специальности

5 человек, все не по специальности

Каковы Ваши мотивы обучения? (выберите 2 мотива)

                    Стать высококвалифицированным специалистом.

                    Получить диплом.

                    Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности

                    Приобрести глубокие и прочные знания

                    Постоянно получать стипендию

                    Получить интеллектуальное удовлетворение.

                    Добиться одобрения родителей и окружающих

                    Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».

                    Успешно продолжить обучение на последующих курсах.

                    Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

 

44,83 %

37,93 %

37,93 %

 

24,14 %

17,24 %

13,79 %

10,34 %

6,89 %

 

3,46 %

 

 

 

20 %

40 %

20 %

 

6,67 %

13,33 %

6,67 %

13,33 %

20 %

 

13,33 %

 

6,67 %

 

 

На первый вопрос: «Как Вы считаете, необходимо ли профессиональное образование для успешности в жизни?» 46,67 % молодых людей дали утвердительный ответ, отрицательно высказались 26,67 %, затруднились ответить — 22,66 %. 75,86 % респонденток заявили, что профессиональное образование является неотъемлемой частью жизни. 13,79 % девушек не считают нужным получать профессиональные навыки. Испытали сложности при ответе на вопрос — 10,34 %. Возможно, причиной данных результатов является школьная привычка девушек более ответственно относиться к учению, а также с первого класса родители внушают своим детям мысль о том, что знания, полученные в школе, непременно пригодятся.

На второй вопрос «Какое образование Вы считаете необходимым для жизненной успешности?» студенты, обучающиеся в АФ ННГУ, ответили единогласно, мнения у юношей и девушек совпали — «Высшее» (73,33 % среди юношей, 75,89 % среди девушек). Двое молодых людей высказались о том, что для достижения жизненных вершин необходимо среднее специальное образование. Три студентки поддержали это мнение. К нашему удивлению, такие же данные мы получили и о среднем образовании.

Сравним ценность высшего профессионального образования в жизни молодежи: 11 девушек (37,93 %) и 2 юношей (13,33 %) считают, что оно позволяет найти достойную работу. Девяти респонденткам (31,03 %) и одному респонденту (6,67 %) — дает возможность профессионального роста. Трем студенткам (10,34 %) и четырем студентам (26,67 %) — служит основой материального благополучия. Двое юношей (13,33 %) и одна девушка (3,46 %) заявили, будто профессиональное образование ничего не решает в жизни, везде так называемый «блат и коррупция». А почти 6 % опрошенных в обеих группах ответили, что высшее профессиональное образование повышает социальный статус личности.

Рис. 1. Мотивы обучения юношей и девушек

 

Отметим, что 21 девушка (72,41 %) мечтает в будущем работать по специальности, в то время как остальные не видят себя в той сфере, которую выбрали при поступлении. А 40 % юношей уверены, что станут профессионалами в своем деле. В случае мотивации профессионально-личностной самореализации будущая работа представляется молодыми людьми как средство развить свои способности в определенной сфере профессиональной деятельности, талант, реализовать себя, получить признание в обществе [5].

Исследование позволило выяснить, что 5 молодых людей (33,33 %) совмещают работу и учебу. Аналогичная ситуация и среди девушек: 7 человек (24,13 %) работают либо после пар, либо пропускают учебу, отрабатывая пропущенные занятия. В представлении респондентов работа — простая экономическая необходимость, все студенты рассматривают ее как временную. Лишь одна девушка работает по специальности, занимаясь репетиторством с соседскими ребятами. Отметим, что для большинства учащейся молодежи, независимо от ранга учебного заведения, характерна социально-статусная мотивация в сфере труда. Работа воспринимается выпускниками как средство добиться успеха в жизни, занять определенное положение в обществе [5].

Отдельно рассмотрим систему мотивов учебной деятельности современной молодежи. Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией [6, с. 25]. Итак, в ходе анкетирования каждому студенту предлагалось выбрать по два приоритетных мотива. Анализируя данные, обнаружено, что 44,83 % девушек и 20 % юношей желают стать высококвалифицированными специалистами. Успешно продолжить обучение на последующих курсах хотят 13,33 % студентов и 3,46 % студенток. Лишь получить диплом стремятся 37,93 % обучающихся женского пола и 40 % — мужского. Огорчило, что небольшое количество человек ставят на первое место процесс приобретения знания и зачетную книжку с оценками «хорошо» и «отлично» (20 % молодых людей и, к удивлению, 6,89 % девушек).

В ходе исследования обнаружены и корыстные мотивы у некоторых обучающихся: 17,24 % студенток и 13,33 % студентов учатся, чтобы постоянно получать стипендию и всевозможные премии. Порадовал неподдельный интерес молодежи к изучению профильных дисциплин, глубокие и прочные знания важны для 24,14 % девушек и 6,67 % юношей. 20 % молодых людей считают профессиональное образование залогом успешности будущей профессиональной деятельности и почти вдвое больше девушке (37,93 %) считают также.

Получить интеллектуальное удовлетворение от учебы и убедиться в собственных силах стремятся 13,79 % девушек и 6,67 % юношей. Не удивляет, что мотив, связанный с одобрением родителей и окружающих, достигает почти 13 % от числа испытуемых в обеих группах. Стал неожиданным тот факт, что ни одна девушка не испугалась социального осуждения и какого-либо наказания за плохую учебу, в то время как среди юношей такой человек нашелся.

Таким образом, предварительная гипотеза исследования нашла подтверждение в ходе анализа результатов анкетирования. 76 % девушек и 47 % юношей считают необходимым наличие профессионального образования для достижения успеха в жизни, при этом 75 % опрошенных заявили, что оно обязательно должно быть высшим. Как видим, есть гендерные особенности в отношении к профессиональному образованию среди молодежи. Отметим такой факт: для молодых людей профессиональное образование служит основой материального благополучия, а девушки, рассчитывая на полученные знания и умения, надеются с помощью хорошего образования найти достойную работу и шагать вверх по карьерной лестнице. 72 % студенток хотят работать по специальности, с ними солидарны 40 % студентов. Совмещают работу и учебу 12 респондентов, из них лишь одна девушка получает доход от деятельности, с которой планирует связать судьбу. Что касается мотивов учебной деятельности, то среди девушек: 45 % мечтают стать высококвалифицированным специалистом, а 38 % — получить диплом и обеспечить успешность профессиональной деятельности. У юношей же доминирует мотив получения диплома (40 %), второе место (20 %) разделили желание успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» и быть мастером своего дела.

Для того чтобы ценностное отношение студентов к профессиональному образованию повышалось, необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед ними в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты. Студенты профессиональных учебных заведений узнают специфику выбранной профессии во время прохождения производственной практики, выполнения лабораторных работ. Поэтому сегодня основной задачей вузов является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало формирование квалификации в профессии.

Проблема изучения ценности профессионального образования в молодежной среде является сложной и многоплановой. Особенности отношения к учебе позволяют понять направленность и содержание трудовой активности молодого поколения и, в конечном счете, определить степень его включения в общество, признание молодыми людьми общественно значимых ценностей профессионала своего дела. Таким образом, сегодня молодежь, как работающая, так и те, кто только завтра вступит в трудовую жизнь, демонстрирует ярко выраженную профессионально-личностную и социально-статусную мотивацию [6, с. 87]. Студенты осознают важность профессионального образования и стремятся получить знания и умения по выбранной специальности. Далее нами планируется изучение ценностей молодого поколения, связанные с отношением к таким важным аспектам современной жизни как семья и карьера, карьера и морально-нравственные социальные нормы.

 

Литература:

 

  1.                Ценности современной молодежи / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sibac.info/10751 (дата обращения: 22. 02. 15)
  2.                Чернова Э. Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов центральноевропейского региона России: Дис. … канд. психол. наук. — Арзамас, 2003. — 152 с.
  3.                Психологические особенности, социально-психологические закономерности и специфика развития личности в юношеском возрасте / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://novainfo.ru/archive/9/razvitiye-lichnosti (дата обращения: 25. 02. 15)
  4.                Трудовые ценности молодежи / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0133/analit02.php (дата обращения: 22. 02. 15)
  5.                Чернова Э. Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов центральноевропейского региона России: Автореф. дис. …канд. психол. наук. — Ярославль: ЯрГУ, 2003. — 25 с.
  6.                Патрикеева Э. Г., Трухманова Е. Н. Динамика системы ценностных ориентаций, определяющих отношение к учебной деятельности современной учащейся моло-дежи // Психология обучения. 2014. № 3. — 87 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle