Библиографическое описание:

Канзюба Е. А., Носачева Е. А., Гузь Ю. А. Реализация проектного метода в обучении иностранным языкам на основе интерактивных технологий и мультимедийных средств // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 956-958.



 

In this article we examine realization of a project method in foreign language training on the basis of interactive technologies and means of multimedia and some methodical methods of their introduction are given to educational process (on the example of German).

Keywords: project method, interactive technologies, means of multimedia, training in German, communicative approach, detailed design, role-playing game, Internet.

 

Метод проектов это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска.

Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней -стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение необходимой суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного и критического мышления.

Метод проектов становится «интегрированным» компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Кроме того, метод проектов поддерживает становление новых подходов к организации педагогического управления, является одним из эффективных средств построения личностно-ориентированной педагогической системы.

Внедрение проектного метода видится нам наиболее эффективным с помощью мультимедийных средств и на основе интерактивного обучения, направленного на активизацию умственных процессов учащихся, обеспечение понимания информации, вывод учащегося на позицию субъекта обучения, достижение двусторонней связи при обмене информацией между обучающимися.

Неотъемлемой частью интерактивной технологии является использование средств мультимедиа как источника для самостоятельного поиска и обмена информацией. На уроках немецкого языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: отрабатывать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи студентов; пополнять словарный запас учащихся; формировать устойчивую мотивацию к изучению немецкого языка. Кроме того, преподаватель должен отслеживать и изучать возможности Интернет-технологий и использовать их для расширения кругозора учащихся, налаживания и поддержания деловых связей и контактов со своими сверстниками в немецкоговорящих странах. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т. д. Студенты могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских студентов и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.

Основная цель изучения иностранного языка — формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла — это международное многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно — самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения. Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.

Интернет — превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. Таким образом, можно с помощью сети превратить занятие в выпуск программы новостей, а студентов — в первоклассных репортеров. Такой вид деятельности подойдет для студентов 3 курсов языковых специальностей в качестве итогового проектного задания в виде ролевой игры по теме «PresseundMassenmedien», так как включает в себя объемное чтение и искусство интерпретации, беглую речь.

Как один из вариантов проектного задания можно предложить студентам работать по двое или по трое, исследовать статьи, охватывающие все стороны жизни: передовицы, спорт, погоду, культуру. Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности всей группы в сочетании с дифференциацией заданий: часть студентов, имеющих более высокий уровень знаний, может заняться исследованием более трудных статей из области политики и экономики, в то время как более слабым можно поручить отчет о погодных условиях или новости из области культуры и спорта.

Результатом такой работы может стать создание своей странички, посвященной одному конкретному событию, где необходимо попытаться дать нейтральное видение проблемы, основываясь на анализе информации различных новостных агентств. Здесь же необходимо указать гиперссылки на источники. Для развития межкультурной компетенции исследование статей на определенную тему лишь одного из новостных агентств на протяжении длительного промежутка времени имеет также свои преимущества: досконально изучив проблему, учащиеся будут в состоянии не только определить позицию данной страны к изучаемой проблеме, но и выявить основания для такой точки зрения, и, соответственно, смогут прогнозировать развитие событий. После проделанной работы необходима дискуссия или телеконференция, где работа каждого студента или группы будет являться отдельным сектором общей проблемы. Таким образом, поделившись результатами своей работы и сложив их в единое целое, учащиеся получат многогранную картину события, которая позволит им понять причины происходящего и, вполне вероятно, нацелит их на поиск оптимального решения.

В рамках работы над темой «Путешествие» («Reise») можно предложить ученикам путешествовать в качестве туристов или гидов. Они смогут сами упаковать багаж и порекомендовать необходимые вещи своим клиентам, позвонить по контактному телефону авиакомпаний и гостиниц для получения информации о наличии билетов и свободных мест, заполнить бланки на получение визы и загранпаспорта... В качестве отчета о проделанной работе можно предложить ученикам создать фотоальбом или дневник своих путешествий.

Сайт Metro Link http://www.subwavnavigator.com позволит совершить путешествие по крупнейшим городам мира на метро, изучить их маршруты и узнать, как попасть туда из определенных частей города. Необходимые инструкции предлагаются на английском и немецком языках.

Перед студентами можно поставить задачу разработать в группах и представить маршрут для туристической группы, который включает в себя самые интересные места и достопримечательности того или иного немецкого города. Ученикам необходимо предоставить отчет, включающий в себя маршрут путешествия, описание достопримечательностей, встретившихся в городе на той или иной станции, затраченное время. Отчет может иметь форму дневника путешествий и альбома фотографий, путеводителя для гостей города, который будет отмечать интересные места города и ближайшие к ним станции метро.

Развитие образования в наши дни органично связано с повышением уровня его информационного потенциала. Эта характерная черта во многом определяет, как направление эволюции самого образования, так и будущее всего общества. Умелое сочетание интерактивной и информационной технологий помогают учащимся овладеть коммуникативной и межкультурной компетенциями и позволяют добиться желаемых результатов и изучении иностранных язык.

 

Литература:

 

  1.                Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. — Ростов н/Д, 2010. — 315 с.
  2.                Герасимова Н. И. Деловая игра как интерактивный метод обучения речевой деятельности // Среднее профессиональное образование. — 2011. — N 1. — С. 24–25.
  3.                Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  4.                Селевко Г. К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. М., 1998.
  5.                Синицина Г. П. Технологии обучения студентов в вузе. Омск, 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle