Библиографическое описание:

Легчакова О. А. Воспитание и перевоспитание // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 988-990.



 

Все чаще приходится слышать, что сейчас дети хуже, чем были раньше. Под словом «хуже» подразумевается, что дошкольники не послушные, не усидчивые, не внимательные и с взрослыми ведут себя наравне, то есть, нет уважения к взрослым.

А. С. Макаренко говорил: «Цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук. Успех работы педагогов зависит от бесчисленного количества обстоятельств: педагогической техники снабжения, качества, материала. Дети — наш основной материал, который неизмеримо разнообразен».

Хочется сказать, что выработанные привычки, навыки, вкусы, взгляды не всегда легко уступают место новой привычке, новому навыку, новой этической нравственной норме. Из повседневной жизни известно, что легче привить, выработать, воспитать те или иные качества, чем переучить, перевоспитать ребенка.

Качество воспитательного процесса достигает наибольшей эффективности при условии его оптимизации. Оптимальным называется такой воспитательный процесс, который дает максимально высокие для соответствующих условий результаты при необходимых затратах времени и усилий воспитателей и воспитуемых.

Важнейшим звеном в сложной системе воспитательного воздействия на малыша является воспитание фундамента формирующейся личности ребенка. Поэтому так велика роль тех, кто вырабатывает у детей первые навыки, азы его поведения и миросозерцания, простейшие этические нормы. Именно из этих начал формируется в дальнейшем жизненная позиция человека, характер его отношения к труду, к другим людям, к обществу.

Начальный период развития ребенка, связан с рядом важных обстоятельств, которые нередко усложняют воспитательный процесс в этом возрасте. Одно из обстоятельств заключается в том, что самые первые воспитатели — молодые мать и отец, или наоборот родители, которые родили поздно ребенка и он для них как игрушка. Они чаще всего не имеют ни опыта, ни специальной подготовки в этом деле. Их подходы к воспитанию детей субъективны и чаще всего научно не обоснованы. Мнение бабушек и дедушек, имеющих большой опыт, не всегда учитывается. Нарушение единства мнений, методов и приемов в воспитании ребенка приводит к отрицательным последствиям.

Следует отметить, что выработанная у ребенка определенная привычка быстро угасает, если ее систематически и постоянно не подкреплять и дома, и в детском садике. Да и подкрепление привычки должно носить для ребенка приятный характер. Значение в выработке полезных и необходимых привычек имеют такие виды их подкреплений, как ласка, похвала, личный пример других детей, различные виды поощрений.

Нельзя не учитывать и того, что ребенку свойственно в различной степени выраженности так называемое сопротивление воспитателю. Или, вернее сказать, сопротивление перевоспитанию, так как «первичному» воспитанию сопротивления со стороны детей нет.

Таким образом, чтобы не заниматься перевоспитанием, необходимо правильно организовать воспитание самых маленьких, в возрасте до трех лет детей. Если мы этого не сделаем, то ребенок воспитается на плохих примерах, которых вокруг нас очень много.

В воспитании основных, общечеловеческих качеств личности ребенка большую роль играют домашняя среда, быт, отношение к нему членов семьи. Иногда забота о ребенке, если она непродуманная, наносит ущерб воспитанию. Иногда, ломая игрушки, принесенные из дома, на объяснения воспитателя, что так поступать нельзя, ребенок говорит, что мама разрешает, она еще купит. «Для ребенка нам ничего не жалко», — нередко отвечают родители при беседе на эту тему, не задумываясь о далеко идущих последствиях такой щедрости. Не приходится винить в сказанном детей, если они не научены, если им не привиты добрые качества, привычки, навыки, черты характера, если у них не воспитано бережное отношение к вещам, уважение к общественно полезному труду, который заложен в их игрушках. Конечно, проще купить куклу, даже две-три, чем терпеливо, настойчиво и систематически учить ребенка бережно к ним относиться.

Между тем дело не в цене игрушек, не в количестве их, даже не в изящности и качестве: ребенка увлекает игровое содержание, связанное с игрушкой.

Едва ли не одна из главных задач раннего воспитания — привить ребенку любовь к труду. Следует отметить, что человеку от рождения присущи врожденные безусловные рефлексы. Ребенок тянется к предметам, захватывает их, тянет ко рту, пробует «на прочность» (ломает). Это, конечно, не трудовой процесс, но строительный материал для будущего труда, который и необходимо использовать. Известно, как малыш радуется, если ему самому вначале случайно, а затем с помощью взрослого удается что-то построить. Поэтому следует всячески поощрять и развивать предметную активность ребенка, как прообраз труда. Вместе с тем необходимо постепенно прививать ребенку навыки аккуратности: поставить вещь на свое место, собрать игрушки, сложить в коробку шарики, подать взрослому тот или иной предмет, вознаградив маленького помощника за это похвалой. По мере взросления ребенок все чаще и чаще должен помогать взрослым, что-то делать: подержать предмет, отнести, принести. Взрослые иногда отказываются от такой помощи ввиду ее несовершенства: «Проще самому сделать».

Но если не приучать малыша убирать разбросанные им игрушки, складывать книжки на полку, относить на место предметы, которыми он играл, то у него будут вырабатываться нужные тенденции. И наконец, он вскоре начнет распоряжаться: «Мама, подай игрушку, мама сама уберет игрушки» и т. д. Ошибки такого воспитания не проходят бесследно, они обязательно проявят себя.

При воспитании ребенка следует ориентироваться не на собственные желания и хотения, а на эталоны существующих в обществе правил и норм, избегать привнесения в воспитание элементов субъективизма. Ведь многие дети в наше время знают, что если долго что-то просить, требовать, плакать, то своего можно добиться. В подобном случае одно из двух: или с самого начала дать ребенку то, что он просит (если в принципе это «что-то» можно дать), или если уж сказано «нельзя», то ни в коем случае не следует нарушать этот запрет.

Неверен в своей основе принцип: ребенку все можно, все дозволено, потому что он маленький. То, что для маленького есть свои нормы морали, для взрослого свои, — это верно, но верно и то, что существуют общие нормы, одинаковые для всех людей независимо от возраста. На эти нормы и следует ориентироваться.

В наше время актуализировался вопрос о поведении ребенка вне дома, на улице. И первостепенное значение в этом имеет доведенное до прочной привычки соблюдение ребенком правил уличного движения. Можно научить подростка правилам дорожного движения, но умение у него будет то, что приобретено еще в дошкольный период с помощью мамы, бабушки или других лиц, с которыми он ходил по городу. Ребенок, привыкший не соблюдать эти правила с взрослыми, видя, как нарушаю правила взрослые, зная их, ребенок все равно не будет их соблюдать. Этот навык оказался уже упроченным, и в школе он не переделается в новое умение. Отсюда детский травматизм. Правильно отмечал В. А. Сухомлинский, что в вопросах воспитания нет главного и второстепенного, нет мелочей. Последовательное, систематическое, терпеливое изучение и соблюдение этих «мелочей» — важнейшее условие формирования нравственного багажа современного человека.

У современных родителей мы можем найти полные ящики детской обуви и одежды, содержащейся, кстати сказать, не в должном порядке. Для ребенка, воспитывающегося в такой семье, одежда и обувь не представляют никакой ценности.

В наше время властно вторгся в систему воспитания ребенка, телевизор, компьютер и интернет. С одной стороны, они стали активным проводником педагогических идей, обогатили техническую базу воспитания. Но, с другой стороны. Здесь начинаются сложности и неразрешенные вопросы, какие передачи можно смотреть детям (кроме специальных, детских), а какие не надо? Как быть с ребенком, когда идет интересная передача для взрослых, куда его деть? Чаще малыш при этом не принимается во внимание, нередко его просят «не мешать смотреть передачу». Дети в этих случаях предоставлены сами себе. И они чувствуют, что компьютер или передача важнее его. И здесь, исчезает любовь и взаимопонимание в семье и в ребенке.

Важно использовать все условия и приложить усилия семьи, медиков, педагогов к тому, чтобы научно обоснованные воспитательные мероприятия были постоянными, систематическими, активными и преемственными, начиная с семьи. Процессы воспитания и перевоспитания тесно взаимосвязаны между собой. Перевоспитание нацелено на перестройку неправильно сложившихся взглядов, суждений, оценок детей, на преобразование отрицательных способов поведения, осложняющих процесс формирования личности. Процесс перевоспитания предполагает: установление существенных причин отклонений в нравственном развитии дошкольников; определение путей и средств, влияющих на активизацию позиции дошкольников в общественно коллективной деятельности, в праздниках и развлечениях. Важно разработать систему требований и контроля, средств поощрения и стимулирования. Взаимосвязь нравственного воспитания и самовоспитания — важное условие преодоления отклонений в нравственном развитии личности. Проблема преодоления отрицательных влияний в воспитании исследуется многими советскими педагогами и психологами (А. С. Белкин, А. В. Веденов, И. А. Невский, И. П. Прокопьев, Л. И. Рувинский и др.).

Повышение эффективности воспитательного процесса осуществляется различными путями: через проектирование системы воспитательных задач, совершенствование содержания воспитательного процесса, целесообразный отбор форм и методов воспитания.

 

Литература:

 

  1. Ю. К. Бабанского, «Педагогика», «Просвещение», Москва, 1983г;
  2. О. В. Акулова, Т. И. Бабаева — «Примерная образовательная программа дошкольного образования», — 2014г, с.209;
  3. Р. С. Буре, «Готовим детей к школе» — Санкт- Петербург — 1987 г. с.63;
  4. М. Линка, «Первые шаги» — М.ЛИНКА –ПРЕСС, 2002, с.363.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle