Библиографическое описание:

Бобрикова Л. Г. Организация профориентационной работы в 5 классах // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1062-1066.



 

…Интересы не приобретаются, а развиваются.

Л. С. Выготский

 

Статья посвящена вопросам организации профориентационной работы в образовательных учреждениях. Автор раскрывает основные понятия темы. Особое внимание уделяется организации работы по профессиональной ориентации в основной школе. Анализируются рекомендации и требования Федерального государственного стандарта основного общего образования в решении задач социализации и профессиональной ориентации учащихся. Рассмотрены возрастные особенности подросткового возраста, с учётом которых организуется работа в данном направлении. Приведены примеры методов и приёмов работы, предложен примерный перечень тематических занятий по профориентации для 5 классов.

 

Работа по профессиональной ориентации обучающихся является одной из приоритетных в организации деятельности современной школы. В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт применения различных форм и методов профориентационной работы со старшими школьниками. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования указывается на то, что обучающимся основной школы важно ориентироваться в мире профессий и профессиональных представлений. Портрет выпускника основной школы содержит такие характеристики учащегося: активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы [5]. В Стандарте отмечается, что личностные результаты должны отражать формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающимися к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей образовательной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных представлений [5]. Необходима организация целенаправленной систематической профориентационной работы не только в старшей школе, но и в основной. Данная деятельность строится с учётом возрастных, психофизиологических особенностей младшего подросткового возраста.

Профориентация представляет собой комплекс психолого-педагогических мер, направленных на профессиональное самоопределение учащихся. Работа в данном направлении реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную деятельность, целевые мероприятия. Профориентация и профконсультирование — это ориентирование школьников, а профессиональное самоопределение больше соотносится с самоориентированием учащегося (по Е. А. Климову).

Цель профориентационной работы, это, прежде всего, оказание помощи и поддержки учащимся в вопросах выбора профиля обучения, профессиональной деятельности, с учётом возможностей, способностей и требованием современного рынка труда.

Соответственно основные задачи профориентационной работы:

          информирование и просвещение учащихся в вопросах профессиональной ориентации;

          получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся.

Основные направления работы:

          профессиональное просвещение;

          профессиональная диагностика;

          профессиональная консультация.

Поддерживает интерес учащихся проведение конкурсных мероприятий по данной тематике, недель профориентации. Занятия в кружках и секциях по интересам играют важную роль в становлении интересов личности, в самоопределении.

Самоопределение — это этап формирования самосознания, когда юноши и девушки начинают поиск смысла жизни, осуществляют сознательный выбор жизненного пути. [2, С. 242]

Поиск смысла жизни является потребностью растущей личности. Будущие выпускники начинают более осознанно относиться к выбору будущей профессии, понимая, что случайный выбор не обеспечит успеха в будущем. Как справедливо отмечает Е. П. Ильин, ребята в старшем подростковом и юношеском возрасте уже понимают, что социальная ценность человека определяется тем, насколько его деятельность способствует прогрессу общества, и что личное счастье, полнота жизни и удовлетворённость ею зависят и от общественно значимой деятельности. [2, С.243]

Склонность же — это стремление человека к деятельности определённого характера, избирательная и устойчивая потребность в этой деятельности. [2, С. 244]

На начальном этапе профориентационной работы, в начальной школе, формируем у учащихся ценностное отношение к труду, понимание его роли в обществе. Постепенно расширяем представления учащихся о мире профессий. В основной школе, в работе с младшими подростками, занимаемся развитием у учащихся личностного смысла в приобретении знаний о профессиях, развиваем интерес к данной теме. В старшем подростковом возрасте становятся актуальными такие формы работы как консультации по выбору профиля, занятия, направленные на самопознание. Начинаем проводить диагностику и анкетирование учащихся для выявления профессиональной направленности. В старшей школе оказываем психолого-педагогическую помощь в формировании профессионального маршрута у будущего выпускника.

При организации профориентационной работы следует также учитывать и гендерные различия. Интересные факты приводят учёные — задатки к будущим половым различиям в профессиональной направленности заметны уже на ранних этапах развития детей. В возрасте 24 недель, когда влияние среды ещё едва заметно, у девочек гораздо выше интерес к фотографиям человеческого лица, чем к предметам. Мальчики же этого возраста проявляют больший интерес к геометрическим фигурам, чем к лицу. Дальше, в возрасте 1–2 лет отчётливо проявляется большая склонность мальчиков к преобразующей деятельности, тогда как девочки предпочитают проявлять активность в установленных рамках. [2, С. 246] Наблюдая за малышами, замечаем, что предпочтения в тех же игрушках у мальчиков и девочек разные. К выпуску же из школы интересы у юношей и девушек разнообразные, кто-то предпочитает гуманитарные специальности, кто-то технические. И не всегда можно сказать, что технические специальности выбирают только юноши, а девушки, например, педагогический профиль. На выбор влияет гендерный (психологический пол), который выражается либо в мускулинности, либо в феминности, либо в андрогенности лиц обоего пола. Но, как показывает опыт биологические и психологические составляющие пола не являются определяющими при выборе профессии, большее влияние оказывают интересы, склонности, способности ребёнка. Поэтому профориентационная работа в старшей школе направлена, прежде всего, на выявление предпочтений, склонностей к той или иной деятельности.

Педагогу, который занимается профориентационной работой в школе важно чётко понимать, какие цели и задачи будут решаться. Целесообразно проанализировать опыт работы в школе и определить основные направления работы. Составить план и определиться с содержанием занятий, а также проанализировать и составить перечень практических методик, материалов, которые будут необходимы для работы.

Мероприятия по информированию и просвещению проводим с учащимися, родителями, классными руководителями. Информацию по вопросам профориентации целесообразно размещать и на сайте школы, специальных стендах.

Повторимся, что, несмотря на то, что вопросам профориентации в образовании уделяется большое внимание — актуальности данная работа не теряет. Сохраняются и проблемы, так исследование, проведённое ГОУ ДО «Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодёжи», позволило сделать выводы о состоянии профориентационной работы в регионе. В выводах отмечается такой факт: современные школьники испытывают трудности с выбором профиля обучения и профессии, а именно, помимо прочего — недостаток информации по разным профессиям. Отмечается отсутствие возможности посмотреть, как по этой профессии работают взрослые, недостаточно информации о новых, современных профессиях, о рынке труда и востребованности в России, регионе профессий и специальностей. В ходе данного исследования был сделан, требующий внимания, вывод о том, что около 70 % родителей также испытывают определённые трудности и дефицит аналогичной информации [3, С. 239].

Знакомство с профессиями начинается ещё в дошкольном детстве и продолжается в школе. Особенности работы по профориентации в основное школе, с подростками заключаются в смысловом ориентире, в этот период стоит задача создания образовательного пространства для осознанного, в последующем, выбора ребятами собственного образовательного пути. Основная школа — это этап предпрофильной подготовки. Предпрофильное образование, как известно, обеспечивает в широком смысле формирование социально-образовательных компетенций ответственного выбора жизненного пути.

Организуя работу в основной школе с младшими и старшими подростками важно учитывать возрастные особенности учащихся.

В подростковом возрасте начинают происходить сложные процессы перестройки организма, развитие самосознания, формируется новый тип отношений с окружающим миром. У ребят расширяется сфера интересов, появляется интерес к вопросам саморазвития, они задумываются о профессиональном самоопределении и пусть пока это просто интерес без серьёзного обдумывания жизненных перспектив, самое главное — поддержать заинтересованность детей, дать ответы на возникающие вопросы.

В подростковом возрасте выделяют два периода (по периодизации Эльконина Д. Б.): младший подростковый возраст (12–14 лет), в котором ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками, и старший подростковый возраст, или раннюю юность (15–17 лет), где ведущей является учебно-профессиональная деятельность (овладение системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения). Работа со старшими школьниками по профориентации строится с учётом вышеперечисленных особенностей. Старшие школьники, по сути, моделируют свой дальнейший образовательный маршрут, ответственно подходят к выбору профиля обучения, будущей сферы профессиональной деятельности. Работу же по профессиональной ориентации с младшими подростками следует выстраивать, учитывая их возрастные особенности.

Эльконин Д. Б. в качестве центрального новообразования младшего подросткового возраста рассматривал чувство взрослости, через которое подросток сравнивает себя с другими, строит свои отношения с окружающим миром. Чувство взрослости — особая форма самосознания, которая заключается в том, что самосознание выступает как форма осознания своих социальных, а не индивидуальных качеств, то есть как социальное самосознание. [6, С. 14] Формирование чувства взрослости процесс важный для личностного развития подростков, которые начинают осознавать изменения в своём физическом и гендерном развитии. Для благополучного взросления важно условия, позволяющие подростку проявить свою самостоятельность, выразить себя через индивидуальную и коллективную деятельность. Стремление подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание быть в группе сочетается с не менее сильным желанием быть принятым, понятым, признанным, с желанием, чтобы группа выслушала его точку зрения, относительно относилась к нему. Исходя из особенностей возраста, занятия по профориентации следует выстраивать, используя такие формы работы как групповые дискуссии, совместное создание заданного продукта деятельности, самопрезентацию, элементы проектной деятельности. Поддерживает интерес к занятиям активное использование интерактивного оборудования (презентации, моделирование ситуаций с помощью скрайб-презентаций, наглядное представление информации по темам занятия).

В организации работы следует также учитывать ещё одну важную особенность возраста — у подростков появляется способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом (абстрактно-логически). Содержанием такого рассуждения являются высказывания подростков. Умение оперировать гипотезами — является важным достижением возраста. [6, С. 20]

Развитие у подростков способности к рефлексии проявляется в интеллектуальной, социальной и личностной сферах. Ребята начинают предполагать, фантазировать по поводу своих планов на будущее во временной перспективе.

Возрастная динамика изменения значимости различных мотивационных и целевых установок характеризует трансформацию смысла учебной деятельности учащихся основной школы. На начальном этапе учебной деятельности подросток внешне ориентирован к учёбе взрослыми, ориентируясь при этом на нормативные социальные образцы (добросовестность, дисциплинированность). По мере взросления всё большую значимость в учебной деятельности приобретает ориентация на самореализацию (социальная и профессиональная успешность во взрослой жизни). [4, С. 14]

В программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования представлены требования к результатам формирования гражданской идентичности учащихся, где отмечается необходимость формирования потребности у учащихся в самовыражении и самореализации, социальном признании, умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.

Реализация программы психолого-педагогического сопровождения воспитания и социализации обучающихся по направлению социализация и профессиональная ориентация начинается с 5 класса. Программа реализуется во внеурочное время и на тематических классных часах. На занятиях младшие подростки расширят представления о мире профессий, получат информацию и практические умения, и навыки, которые будут необходимы им на этапе выбора профессии, при планировании своего дальнейшего образовательного пути. Приобретут навыки конструктивного общения, работы в группе, навыки самопрезентации и толерантности.

В структуре занятий уделяется внимание групповым формам работы. Преимущества групповых форм работы очевидны: подросток осваивает при работе в группе новые умения, экспериментирует со стилями взаимоотношений; групповая форма работы облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания учащихся.

В ходе реализации программы используются различные методики и технологии:

  1. Игры, моделирование ситуаций (ролевые игры).

Игры дают возможность «примерить» ту или иную модель профессиональной деятельности и мотивируют подростков на дальнейшее общение, способствуют поддержанию интереса к темам занятия.

В качестве примера можно привести игру «Мне интересно». Участники садятся в круг, а ведущий встаёт в центре круга. Он предлагает пересесть всем тем, кто обладает каким-то общим признаком: интересом, склонностью к какому-либо занятию. Ведущий называет этот признак и все, кто им обладает, должны поменяться местами (например, пересядьте все те, кто любит рисовать; заниматься спортом; ухаживать за животными; помогать малышам; слушать музыку и т. п.). Затем ведущий предлагает ребятам задумать какую-нибудь профессию, выйти в круг и жестами, мимикой показать трудовые действия человека данной профессии, а остальные участники угадывают, какая профессия задумана.

  1.      Использование элементов арт-терапии (рисование, аппликации и т. п.), творческой деятельности помогает решить задачу сплочения участников. Элементы групповой дискуссии позволяют подросткам учиться высказывать свою точку зрения, отстаивать её, выслушивать других. Например, можно предложить ребятам подумать и нарисовать человека определённой профессии. Рисуя, нужно добавить какие-то элементы, которые помогли бы определить, человек какой профессии нарисован.
  2.      Использование иллюстраций-мотиваторов, притч, сказок способствует созданию позитивного настроя, активизирует внутренние ресурсы ребят.
  3.      Упражнения-энергизаторы, упражнения-активаторы, релаксационные техники позволяют снять эмоциональное напряжение. В качестве примера можно привести упражнение-активатор «Апельсин». Участники располагаются по кругу, перекидывая друг другу мяч, даём любые возможные определения апельсину. Упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает активность ребят.

Также в содержании занятий присутствуют мини-лекции просветительского характера; работа в группах; игры по направлению программы («Круг профессий», «Что к чему подходит», «Профессия на букву», «Отгадай профессию», «О чём мечтают гномы», «Рекламное агентство» и др.). Например, игра «Отгадай профессию». Участники разбиваются на две команды. Одна из команд загадывает профессию, член другой команды должен невербально изобразить названную ему одному профессию, чтобы члены его команды могли её угадать.

Использование презентаций различного формата позволяет разнообразить занятия, поддержать внимание младших подростков.

В качестве примера предлагаем примерный перечень тем занятий для учащихся 5 классов (Таблица 1).

 

Таблица 1

Примерные темы занятий по профориентации в 5 классе

Тема занятия

Сроки проведения

1

Мир профессий

Сентябрь

2

Всякое дело мастера красит

Октябрь

3

Мир профессий (часть 1)

Ноябрь

4

Мир профессий (часть 2)

Декабрь

5

Ключ к успеху

Январь

6

Всяко дело человеком ставится, человеком и славится

Февраль

7

Люби дело — мастером будешь

Март

8

Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться

Апрель

 

Таким образом, представленный в статье опыт, на наш взгляд, подтверждает актуальность данной темы и позволяет сделать вывод о том, что для достижения целей профориентационной работы в школе важно начинать эту работу с 5 класса, что рекомендуется Федеральным государственным стандартом основного общего образования.

 

Литература:

 

  1.      Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Директ-Медиа, 2008. — Т. 3–4. — 953 с.
  2.      Ильин, Е. П. Психология для педагогов [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2012. — Стр. 239–252.
  3.      Журавлева, О. В., Журавлев, К. Р. Состояние и перспективы профориентационной работы в условиях профильного обучения [Текст] // Современный мир. Современное образование. Проблемы, тенденции развития, подходы. Материалы 4 Всероссийской научно-практической конференции. Кемерово, июнь 2011. — М.: СГУ, 2011. — 384 с.
  4.      Собкин, В. С., Калашникова, Е. А. Динамика мотивационно-целевых трансформаций учебной деятельности у учащихся основной школы [Текст] // Вопросы психологии — 2015 — № 3. С. 3–15.
  5.      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9 кл.) // сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://минобрнауки.рф /, свободный. — Загл. с экрана.
  6.      Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.
  7.      Фельдштейн, Д. И. Психология развивающейся личности [Текст] / Д. И. Фельдштейн. — М.,1996. — 512 с.
  8.      Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5–6 классы) [Текст] / О. В. Хухлаева. — М.: Генезис, 2013. — 207 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle