Библиографическое описание:

Лазарева О. Ю. Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством вокального пения // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 986-988.



 

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития музыкальных способностей детей. Современное музыкальное воспитание детей дошкольного возраста подразумевает полноценное и всестороннее развитие творческой личности ребенка. От того, насколько будут развиваться у ребенка музыкальные способности, зависит дальнейшее полноценное его развитие.

Музыкальные способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Они не сводятся к наличию навыков, умений или знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность».

Кроме музыкальности, ученые указывают на наличие у человека более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности. Это творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т. д. Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятые музыкальная одаренность.

Музыкальные способности развиваются не сразу, а покомпонентно, от простых — к более сложным составляющим. Поэтому очень важно не упустить каждый из элементов. Приобщение ребенка к музыке происходит успешно, если у него развивается способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные образы. Постепенно накапливается запас любимых произведений, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.

Пение — основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение является важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой системы. В пении успешно интегрируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.

Современные учебно-методические источники литературы, а также авторские методики предлагают различные способы и методы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Труды Н. А. Ветлугиной рассматривают развитие у ребенка общей музыкальности. Это достигается через музыкальную деятельность детей. Она разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей настольные, подвижные, хороводные.

Изучая природу и развитие детского слуха и голоса, видный советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук Н. А. Метлов в своей методике определяет особенности голосового аппарата, физиологические возможности дошкольников, их певческие умения и навыки, диапазон голосов детей разных возрастных групп, требования к песенному репертуару детского сада.

С учетом вступивших в силу ФГОС ДО, которые подразумевают реализацию комплексного подхода, как важнейшее условие повышения качества дошкольного образования. Одним из активных и эффективных методов является применение комплекса вокальных игр и упражнений по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей. Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. При обучении дошкольников пению необходимо следить за тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, открывают рот. В правильном положении у них лучше работает главная дыхательная мышца — диафрагма.

Ведущей деятельностью обучения детей пению на занятиях является — игра. Именно в игре ребёнок само утверждается как личность, у него развивается интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное — непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния. Формирование певческих навыков дошкольников начинается с выработки правильной певческой постановки. Дети коллективно читают небольшие стишки и одновременно выполняют различные движения, стоя или сидя, как бы инсценируя их.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз — наклон и два — наклон!

Зашумел листвою клен! (Дети показывают и изображают шум листьев).

«Отправляемся на рынок» — выбираем самый красивый арбуз (или другой фрукт либо овощ) и с усилием поднимаем. Но, не рассчитав свои силы, резко бросаем овощ вниз и расслабляемся.

«Примерка пиджачка», описывая полукруговые движения плечами вперед (надели пиджачок) и назад (пиджачок сняли).

«Пружинки» по команде “вверх” — поднимаются на носочки, “вниз” — опускаются (благодаря этому упражнению отрабатывается певческая постановка корпуса с опорой на ноги). Данные упражнения подходят как для среднего, так и для старшего дошкольного возраста.

Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию. В основу применяемой артикуляционной гимнастики взяты упражнения по методу В. В. Емельянова. В среднем возрасте применяются сказки-инсценировки с небольшим количеством упражнений. Когда упражнения хорошо усвоены детьми, необходимо переходить к стихотворной форме артикуляционной гимнастики. Дети с огромным удовольствием выполняют “Зарядку язычка” под стихотворный текст. В старшем дошкольном возрасте дети сами могут проводить артикуляционную гимнастику, придумывая свои истории, тем самым проявляя творческую активность и фантазию.

Дыхательная гимнастика способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний. Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания “в живот”. Контроль производится, положив на него руку. Также всегда необходимо следить за тем, чтобы во время вдоха у детей не поднимались плечи. В начале используются игры на дыхание без звука. Так, все превращаемся в “ветер” и своим дыханием рисуют разные образы ветра (теплого и ласкового или сильного и холодного) или устраивают чей-нибудь день рождения (например, перед Новым годом, день рождения Елочки или Деда Мороза, Снегурочки) и задувают “Свечи на торте”. Для этого используются в работе различные образы. Формируя короткий вдох и длинный выдох, используются «осенние листочки», «снежинки», «бабочки» (на ниточках), которые не должны упасть, поддерживаемые выдохом “танцуют” вальс. С удовольствием дети выполняют упражнения на увеличение выдоха, проговаривая скороговорки. Упражнение на увеличение выдоха “Егорки”, произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдоха:

Как на горке, на пригорке, жили тридцать три Егорки,

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Используется прием соревнования: кто из детей насчитает больше Егорок.

Большое внимание в работе с детьми уделяется распеванию. Распевание это не только разминка голосовых связок перед пением, но и путь к овладению техническими основами песенного мастерства.

Игровое распевание включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. («Маша и медведь», «Лиса и воробей», «Карабас Барабас и куклы» и др.) Дети пропевают мелодию про знакомых героев сказок в двух регистрах: среднем и высоком. Пение сопровождается наглядными приёмами: иллюстрациями с заданными сюжетами. Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, играть в них. Диапазон этих распевок намеренно расширен, так как современные детские песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты. Поэтому, проходящие низкие и высокие ноты должны присутствовать и в распевках, иначе как они будут чисто интонироваться в песнях?

Для формирования ладотонального звука незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества “Что ты хочешь, кошечка” Г.Зингера, “Зайка, зайка, где ты был?” и др. Детям предлагаю поиграть в музыкальные вопросы и ответы. Вопросно-ответная форма упражнения или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствует активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы. Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру, а возможность играть без сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом. В играх с пением дети упражняются петь а капелла. Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям, приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.

В процессе НОД необходимо учитывать возрастные особенности ребенка старшего дошкольного возраста, которые положительно влияют на развитие и формирование его голосового аппарата, слуховой активности. Дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре-до). Музыкальный руководитель в своей работе должен систематически использовать упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. Учитывая возрастные особенности, нужно ориентироваться на упражнения в форме коротких песен с игровым содержанием. Песни-упражнения помогают преодолеть певческие трудности. Систематическое применение песен-упражнений поможет педагогам сформировать устойчивые певческие навыки.

Обучение пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми. Дети в игровой форме учатся импровизации, а лёгкость усвоения различных навыков способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно влияет на детей с низкой самооценкой, делает их деятельность в игровом процессе неизменно успешной. Все это, несомненно, развивает музыкальные способности детей.

 

Литература:

 

  1.      Асафьев Б. В. Музыкальные способности ребенка/ Б. В. Асафьев — M., 1987. — 187с;
  2.      Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду/ Н. А. Ветлугина. — M., 1981. — 148с;
  3.      Метлов Н. А. Музыка — детям/ Н. А. Метлов. — M., 1985. — 156 с;
  4.      Теплов Б. М. Психологические основы музыкальности ребенка/ Б. М. Теплов — M., 1985. — 276 с;
  1.      Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle