Библиографическое описание:

Целищева З. А., Сильченко К. М. Проблемы межкультурной коммуникации в молодёжной среде и пути их решения // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 882-885.



 

Ни для кого не секрет, что мы живем и развиваемся в постоянно меняющемся мире. Современному обществу на различных уровнях приходится решать большое количество проблем во все сферах жизни и деятельности и каждая из них заслуживает внимания и тщательного анализа. Мы бы хотели затронуть вопрос о проблемах, возникающих в процессе межкультурной коммуникации, существующих барьерах усложняющих ее и о реакции молодежи на происходящие события.

История России это история многочисленных народов и культур, проживающих на ее территории. Наше государство является самым многонациональным в мире. Пример предшествующих поколений свидетельствует о воспитании в духе уважения и стремления сохранить традиции, обычаи и самобытность его народов. Однако, взаимоотношения между различными нациями, этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером — тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности, где особое место занимала молодежь.

Нынешняя молодежь является носителем характеристик, присущих только ей. И в силу этого фактора, именно она наиболее быстро реагирует на социальные и политические изменения, которые происходят в государстве и на международном уровне. Молодежь замечает то, что ей кажется несправедливым, то, что не совпадает с ее личным мнением, часто навязанным псевдогероями с экрана телевизора, страниц журналов и газет.

Даже чувство национального превосходства, можно рассматривается как фактор, оказывающий содействие агрессии и экстремизму, ведущий к развитию нетерпимости против других народов: разделение «своя», «чужая» культура приводит к возникновению идеологии антагонизма, что в дальнейшем приводит к стереотипным представлениям, зачастую крайне негативным; национальная безопасность отходит на задний план, а господство над другим народом становится основополагающей целью.

В настоящее время Российская Федерация нуждается в полиэтнических школах, которые направлены на воспитание таких духовных и нравственных качеств и ценностей, как ответственность, целеустремленность, сопереживание, чувство долга перед родителями (семьёй), друзьями, государством. Именно данные школы, проверенные временем, несущие в себе традиции толерантного и гуманного воспитания и образования, является востребованными и актуальными в 21 веке.

По мнению Анцупова А. Я., основная доля актов нетерпимости и насилия происходит не в общеобразовательных учреждениях, а за пределами учреждений, там, где подростки проводят большую часть времени и начинают заводить социальные отношения. Из этого следует, что средние общеобразовательные учреждения, ВУЗы, и центры дополнительного образования являются так называемыми «горячими точками» агрессии, но так, же все эти вышеперечисленные учебные заведения, выступают в виде арены для реализации антинасильственных программ.

Исходя, из этих данных появляется необходимость более пристального внимания к молодежи, которая обусловлена следующими причинами:

  1.                агрессивное поведение с ярко выраженными чертами этнической, расовой и религиозной нетерпимости возникает на разных этапах индивидуализации личности, и если данное поведение оставить без должного внимания то, оно может, закрепиться и усугубиться по мере взросления ребенка. А это значит, чем раньше начнётся работа с моделями агрессивного поведения, то шанс избежать агрессии со стороны отдельного индивида во взрослой жизни значительно увеличивается;
  2.                наиболее опасные формы насилия распространённые в подростковой среде наносят вред большему количеству людей.

Одной из главных причин непонимания культурами друг друга, являются так называемые барьеры общения. Если общение это процесс, то и барьеры общения есть не что иное, как процессы, имеющие разную глубину проникновения в структуру личности, ткань общения во взаимодействии представителей разных этносов и религиозных течений. В связи с этим фактором, учёные разделяют барьеры общения не по причинам возникновения и не по содержанию качества коммуникации, а по глубине проникновения в структуру личности и деятельности в рамках реальной социокультурной среды. Общая классификация барьеров в общении.

Выделяются: перцептивные искажения, возникающие в процессе непродуктивного общения, основывающиеся на субъективных ощущениях антипатии к собеседнику во время коммуникации; ситуационные барьеры, являющиеся отражением в общении негативных социальных условий; оценочные барьеры, которые позволяют увидеть различие взглядов представителей противоположных культур и народов на одни и те же социальные проблемы; так же выделяются технические барьеры, которые связанные с различиями технологических показателей общения; и последний барьер это так называемый барьер готовности, когда один субъект готов к общению, а другой в силу утомления или иных причин не настроен на коммуникацию в данный момент времени и тем более к продуктивному взаимодействию.

Необходимо отметить неоднозначную роль Интернета: с одной стороны, как канала межкультурной коммуникации народов, культур и этносов; с другой стороны, он выступает удобным каналом для распространения информации с целью разжигания экстремизма, ксенофобии, расизма и межнациональной розни народов. В наше время, когда глобализация проникает во все сферы жизни человека и Интернет становится необходимостью, то наряду с полезной информацией в нём можно найти огромное количество сайтов экстремистского и террористического характера, направленных на пропаганду «своей правды». Так как целевой аудиторией этих сайтов, является в основном молодёжь, то появляется необходимость продуктивного международного воздействия и сотрудничества такой сфере как информационная безопасность.

В 2001 г. началось Международное десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты. В рамках этой программы, терпимость была национальной стратегией гражданского общества. Эта программа была направлена в первую очередь на укрепление и восстановление культурных, исторических и моральных ценностей Российского государства в противовес таким явлениям как этническая, религиозная и политическая нетерпимость. Закрепляющим фактором национальной политики может стать образовательная стратегия, которая учитывает многонациональную и многоконфессиональную структуру России.

В рамках данной деятельности большое внимание уделялось молодёжи, большая часть, которой являлись студенты ВУЗов. Ведь именно студенты остро воспринимают все социокультурные изменения в обществе.

Важно воздействовать на жизненную ориентацию молодёжи, и особенно на народы, чьими представителями является эта самая молодёжь. Так же следует обратить внимание на студентов, которые в будущем хотят связать свою жизнь с преподаванием в учебных заведениях, ведь именно эти люди в дальнейшем будут прививать эти и другие ценности детям.

4 декабря 2015 года в ФГБОУ ВПО Нижневартовском государственном университете прошёл круглый стол, посвященный Международному дню добровольцев. На круглом столе присутствовали студенты, действующие волонтёры, представители Администрации города Нижневартовска отдела по молодежной политике и представитель фонда «Здоровая страна» от Молодежного центра в Нижневартовске Ренат Иншарович Губайдуллин.

Волонтёры поделились своими впечатлениями и приобретенным опытом, полученными ими в составе волонтёрского движения на Олимпийских играх в Сочи 2014 г. и Летней Универсиаде в городе Казань в 2013 году. Волонтёры отметили тот факт, что при общении с представителями других стран, они не чувствовали себя зажато, изолировано или неуютно, а совсем наоборот стремились как можно больше узнать о новой культуре и людях которые живут в той или иной стране. Межличностное общение помогало им преодолевать некие уже существующие стереотипы о той или иной стране, их мнение менялось в лучшую сторону, это помогло им обрести новых друзей и знакомых.

Можно сделать вывод, что добровольчество (волонтерство) может стать решением таких проблем как расовая нетерпимость, ксенофобия и т.д. Именно волонтёрство даёт возможность применения на практике теоретических знаний, которые в нас закладывают родители, учителя и преподаватели ВУЗов.

 

Литература:

 

  1.                Богуславская В.Ф. Влияние толерантности на профилактику экстремизма в молодежной среде Наука и образование против террора [Электронный ресурс] Режим доступа: http://scienceport.ru (дата обращения 1.12.2015 г.).
  2.                Иеронова И.Ю. Введение в теорию межкультурной коммуникации [Электронный ресурс]: пособие/ Иеронова И.Ю., Петешова О.В.— Электрон. текстовые данные.‒ Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2011.‒ 87 c. ‒ Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru
  3.                Панфилова, А.П. Барьеры эффективного общения и способы их преодоления: монография/ А.П. Панфилова — СПб: Изд-во СПГУ, 2012. — 184 с.
  4.                Резолюция 53/25 от 10 ноября 1998 года Генеральной Ассамблеи ООН: период 2001-2010 годов Международное десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты.
  5.                Рот Ю. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Рот Ю., Коптельцева Г.‒ Электрон. текстовые данные.‒ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 223 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru
  6.                Научный журнал «Международный журнал экспериментального образования», Черкасова. Б. А., Лобода. О. Б., 2009. — 22 с.
Основные термины: межкультурной коммуникации, барьеры общения, Международное десятилетие культуры, десятилетие культуры мира, Режим доступа, интересах детей планеты, Электронный ресурс, межкультурной коммуникации народов, процессе межкультурной коммуникации, Проблемы межкультурной коммуникации, теорий межкультурной коммуникации, теорию межкультурной коммуникации, структуру личности, Рот Ю, процессе непродуктивного общения, текстовые данные.‒, Барьеры эффективного общения, межнациональной розни народов, Иеронова И.Ю, история многочисленных народов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle