Формирование первоначальных навыков плавания у детей дошкольного возраста на основе использования системы игр и игровых упражнений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.12.2015

Статья просмотрена: 1865 раз

Библиографическое описание:

Образцова, Н. Н. Формирование первоначальных навыков плавания у детей дошкольного возраста на основе использования системы игр и игровых упражнений / Н. Н. Образцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1012-1014. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24282/ (дата обращения: 25.04.2024).



 

Вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста в последние годы устойчиво занимают важное место в сфере научных интересов специалистов разного профиля. Повышенный интерес к поиску эффективных средств педагогического воздействия на детский организм обусловлен в основном двумя группами факторов: с одной стороны, детский организм наиболее восприимчив к различным внешним воздействиям, с другой — именно на этом этапе закладывается основа почти всех характеристик взрослого человека.

В основе физического воспитания дошкольников лежит развитие двигательной активности. И наиболее оптимальным видом физической активности является плавание, так как оказывает на ребёнка благоприятное укрепляющее и психологическое воздействие.

В медико-физиологическом аспекте — это укрепление различных функциональных систем детского организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и пр.), в психологическом аспекте — формирование произвольной регуляции движений и действий, в педагогическом. В то же время акватория бассейна — это, прежде всего иная среда обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребенка.

Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики и технологии в овладении плавательных навыков у младших дошкольников.

Опыт показывает, что не всем детям дошкольного возраста доступен набор столь сложных упражнений, рекомендуемых методикой Т. И. Осокиной, которая утверждает, что к концу учебного года дети младшей группы в воде должны уметь: достать со дна игрушку, погружаясь в воду с открытыми глазами; и т. д.

По мнению Слуцкой С. Л., научного руководителя АНО ДО «Планета детства «Лада», «игра — естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, поэтому игры были и остаются традиционным средством педагогики». Проведение занятий в бассейне в игровой форме доставляет детям большое удовольствие, избавляет их от скучного, нарочитого изучения движений.

Н. Ж. Булгаков писал, что игра на воде помогает быстрее, освоится с водой, избавиться от страха, изучить плавательные движения. Превращение учебного материала в игровую ситуацию способствует последовательный переход от простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений. Принцип перехода от простого к сложному выступает, как условие усвоения более сложных приемов плавания, их технике и приучения ребенка к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубины: по пояс, по грудь, по плечи.

Целью можно определить: создание системы занятий в бассейне с использованием игр и игровых упражнений, направленныхна формирование первоначальных навыков плавания у детей дошкольноговозраста.

Задачи:

          Осуществить теоретический анализ естественнонаучной, психолого-педагогической литературы по проблеме опыта.

          Исследовать основные формы, средства и методы обучения плаванию детей дошкольного возраста, а также особенности проведения занятий в воде с использованием игрового метода.

          Разработать методику начального обучения плаванию с использованием игр на занятиях.

          Оценить эффективность использования методики по начальному обучению плаванию детей дошкольного возраста на основе игр и влияние их на физическое, психическое, функциональное развитие, и овладение начальными навыками плавания.

          Подобрать и систематизировать игровые упражнения, способствующие эффективному овладению навыкам плавания.

Основная цель занятий на первом этапе по обучению плаванию младших, средних дошкольников направлена на преодоление у детей страха перед водой и на ознакомление с ее свойствами воды: плотностью, текучестью, сопротивлением и т. д. Для этого совместно с воспитателями групп было запланировано ряд образовательных развивающих ситуаций на игровой основе по темам: «Вода, водичка», «Где живут рыбки», «Тонет не тонет», «Поплывет не поплывет», «Веселые лягушата», «Волшебные превращения» составленных на основе интеграции образовательных областей: познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, физическая культура. Широко используется метод экспериментирования и активного включения ребенка в деятельность.

Для преодоления у детей страха перед водой и для ознакомления с ее свойствами используются надувные бассейны с водой и разнообразные яркие плавающие и тонущие предметы, пластмассовые кольца и шарики, а так же нестандартное оборудование. Проводятся игры «Дождик», «Поймай рыбку», «Кораблик», «Тонет, не тонет», «Кто быстрее», «Лягушата» и другие.

Также используются пальчиковые игры, которые вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрируют внимание на одном виде деятельности дети, повторяя движения в воде, активизируют моторику рук, это игры: «Мотаем ниточки», «Ковшик», «Бокс», «Кулачки и пальчики», «Фонтаны», «Разотру ладошки», «Волны» и другие. На этом этапе педагог использует заводные игрушки, различное нестандартное оборудование.

И только после того как детей заинтересовали игры с водой, начинается знакомство малышей с бассейном и правилами поведения в воде. В непосредственно образовательной деятельности на игровой основе продолжается ознакомление со свойствами воды на основе игр: «Фонтан», «Игра с мячом», «Найди свой домик», «Пузырь», «Волшебные мячики» и другие. Предлагаются игры с лейками, брызгалками, водными пистолетами. Детям нравится выполнять простые действия: набирать, выливать воду, поливать себя и соседа. Такие игры — не пустая забава. Они имеют высокий смысл и глубокое значение: проявляется творчество, самостоятельность детей, способствующих возникновению у ребенка уверенности в себе и ощущения, что вода его любит и держит.

На следующем этапе по освоению ребенком пребывания в воде и обучение движениям в ней используется блок игр: «Змейка»» «Караси и щука», «Пятнашки»,

«Карусели», «Переправа» и др. Так как у детей младшего возраста еще сохраняется стремление ползать, то планируются такие игры как «Кошечки», «Каракатицы», «Раки», «Фонтаны» и др. полезные для укрепления различных групп мышц и разгрузки позвоночника. Эти игровые упражнения являются подготовительными для освоения скольжения на груди. Обучая детей плаванию, надо не останавливаться на том, что уже усвоено ими. Постепенно повышая требования к детям, необходимо создать условия на занятиях, чтобы они стремились овладеть более сложными движениями.

Тренировке и приобретению навыков пребывания в воде и обучение движениям помогают игры: «Поймай меня» (бег в воде на мелком месте), «Лягушка» (прыжки на мелководье), «Дельфин» (погружение с головой в воду с последующим выскакиванием из нее по пояс), «Водолаз» (ныряния для доставания предметов со дна). Используются также надувные резиновые круги и пенопластовые плотики, с помощью которых малыши совершенствуют навыки движения рук.

Самое трудное на данном этапе — это научить ребенка делать выдох в воду медленно и постепенно. Так как психологически трудно малышу окунуться в воду, очень важно, чтобы он сделал это в первый раз совершенно самостоятельно, для того, чтобы решить данную проблему предлагаются игры: «Котенок умывается», «Умой личико» (дети, стоя в воде, умывают лицо), «Прятки», «Летний дождик», «Поливаем цветочки» (дети, стоя в воде, брызгают вверх).

А чтобы научить ребенка делать быстрый вдох через нос и продолжительный выдох педагог использует игровые упражнения: «Пусти пузыри», «Переправа», «Футбол» (на выдохе дети загоняют теннисные мячики в обруч, не касаясь их руками), «Оса». Каждое занятие в воде — для малышей большая радость.

В средней группе после того как, ребенок овладеет навыками выдоха в воду, планируется ряд игр на приобретение навыков лежания на воде с помощью игровых упражнений: «Крабы», «Раки», «Крокодилы». Во время игр обращать внимание на правильность выполнения используются игровые приемы: «Какая ровная спинка у Ваниного «крокодильчика», а как красиво плывет Колин «крокодильчик», а Таниному «крокодильчику» надо выпрямить ручки». Для закрепления навыков лежания на груди и спине с помощью поддерживающих предметов (круг, мяч, доска, игрушка) на основе игр: «Звезда», «Медуза», «Акула», «Море волнуется».

При обучении передвижениям в воде, (бегу, ходьбе, прыжкам) педагог использует игры на звукоподражание, например «Машина», «Пчелки», «Самолеты», и др. Передвигаясь в воде, дети с произвольной громкостью произносят подражаемые звуки. Такие движения развивают координацию, дети учатся ориентироваться в водном пространстве и двигаться в заданном темпе и ритме.

На занятиях по плаванию инструктор по физической подготовке решает задачи не только по развитию физических качеств ребенка, но и умственных способностей, с помощью игр «Найди свой домик», «Разноцветные шары», «Добеги до флажка», «Радуга — дуга» (уточнение формы, цвета, свойств предметов, ориентировка в пространстве).

Одним из средств, используемым педагогом в обучении детей младшего, среднего дошкольного возраста, являются игры с элементами соревнования в упрощенной форме, такие игры как: «Переправа», «Рыбалка», «Загони мяч в ворота», «Кто вперед» (плавание на кругах до флажка) и другие, позволяющие детям чувствовать себя на начальном этапе обучения детей плаванию более безопасно и уверенно.

Игры на воде позволяют не только совершенствовать и закреплять технику плавания, но и расширяет диапазон двигательных возможностей в воде, способствуют раскрепощению и комфорту детей в водной среде. После занятия по плаванию с включением игры с элементами соревнования, у малышей заметно повышается настроение и появляется больше желания посещать занятия по плаванию.

Итогом таких занятий является награждение, как правило, призы получают все. В качестве поощрительных призов используются маленькие медали, или вырезанные веселые картинки, морские камешки, ракушки, картинки-смайлики. Все это создает у ребенка положительное отношение к плаванию в целом и повышает его эмоциональный уровень.

Для повышения интереса к выполнению двигательных заданий в воде планируются игры со считалками, стихи. Такие образно-игровые движения в воде развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию и память. В результате чего у детей расширяется двигательный опыт в воде.               Младшие дошкольники стали лучше, быстрее адаптироваться в водной среде, воспринимают воду, как еще одну жизненную среду, не боятся и любят ее. Они научились без боязни передвигаться по ней различными способами, погружаться с головой в воду и лежать на поверхности воды, освоили технику дыхания. В дальнейшем дети быстрее овладевают более сложными плавательными умениями и навыками.

 

Литература:

 

  1.               Большаков И. А. Маленький дельфин. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста. М., 2005. — 24 с;
  2.               Булгакова Н. Ж. Плавание. /Азбука спорта / М., 1999. — 184 с;
  3.               Булгакова Н. Ж. Познакомьтесь — плавание. М., 2002. — 160 с;
  4.               Булгакова Н. Ж. Игры у воды и на воде и под водой. М., 2000. -77 с;
  5.               Велитченко В. Как научиться плавать. М., 2000. — 96 с;
  6.               Еремеева Л. Ф. Научите ребенка плавать. Программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста. С-П., 2005.- 108 с;
  7.               Рыбак М., Глушкова Г. «Раз, два, три, плыви» Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений М., 2008.- 105 с;
  8.               Чеменева А. А., Столмакова Т. В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. С-П., Детство-Пресс, 2005 г. — 334 с.
Основные термины (генерируются автоматически): вод, ребенок, игра, дошкольный возраст, движение, детский организм, занятие, основа игр, плавание, водная среда.


Похожие статьи

Оздоровление детей дошкольного возраста посредством...

детский сад, бассейн, занятие, ребенок, родитель, здоровый образ жизни, детский организм, дошкольный возраст, наличие бассейна, анкетирование родителей.

Овладение элементами прикладного плавания как основа...

вод, ребенок, прикладное плавание, занятие, плавание, чувство водобоязни, ранний возраст, детский сад, безопасное поведение, чувство страха.

Основные ошибки при обучении плаванию детей дошкольного...

Основные термины (генерируются автоматически): вод, ребенок, плавание, ваш малыш, главная ошибка, горизонтальное положение, двигательная активность, кой случай, начальный этап, обучение детей.

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Эффективность применения игрового метода в обучении...

Предполагается, что применение различных игр и игровых приёмов при обучении детей плаванию повысит эффективность занятий и ускорит формирование навыка плавания у детей старшего дошкольного возраста.

Начальное обучение синхронному плаванию | Статья в журнале...

В основе формирования навыка плавания у детей дошкольного возраста лежит выработка прочного условного рефлекса принятия горизонтального положения в скольжении с дальнейшим согласованием движений и дыхания...

Обогащение двигательного опыта в играх с предметами

В основу методики обучения детей движениям, опирались на следующие принципы

Во время выполнения физических упражнений, игр каждому ребёнку предоставляется

Похожие статьи. Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста.

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, упражнение, мышечная релаксация, детский организм, игра

Формирование первоначальных навыков плавания у детей дошкольного возраста на основе использования системы игр и игровых упражнений.

Кружковые работы по плаванию, формирующие здоровый образ...

занятия плавание можно использовать для гармоничного всестороннего развития человеческого организма.

Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте...

Занятия плаванием для людей с заболеваниями позвоночника

В водной среде тело человека становится практически невесомым; это явление связано с выталкивающей силой воды.

Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста с неврологическими (ППЦНС) заболеваниями в ДОО.

Похожие статьи

Оздоровление детей дошкольного возраста посредством...

детский сад, бассейн, занятие, ребенок, родитель, здоровый образ жизни, детский организм, дошкольный возраст, наличие бассейна, анкетирование родителей.

Овладение элементами прикладного плавания как основа...

вод, ребенок, прикладное плавание, занятие, плавание, чувство водобоязни, ранний возраст, детский сад, безопасное поведение, чувство страха.

Основные ошибки при обучении плаванию детей дошкольного...

Основные термины (генерируются автоматически): вод, ребенок, плавание, ваш малыш, главная ошибка, горизонтальное положение, двигательная активность, кой случай, начальный этап, обучение детей.

Игра в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Эффективность применения игрового метода в обучении...

Предполагается, что применение различных игр и игровых приёмов при обучении детей плаванию повысит эффективность занятий и ускорит формирование навыка плавания у детей старшего дошкольного возраста.

Начальное обучение синхронному плаванию | Статья в журнале...

В основе формирования навыка плавания у детей дошкольного возраста лежит выработка прочного условного рефлекса принятия горизонтального положения в скольжении с дальнейшим согласованием движений и дыхания...

Обогащение двигательного опыта в играх с предметами

В основу методики обучения детей движениям, опирались на следующие принципы

Во время выполнения физических упражнений, игр каждому ребёнку предоставляется

Похожие статьи. Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста.

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, упражнение, мышечная релаксация, детский организм, игра

Формирование первоначальных навыков плавания у детей дошкольного возраста на основе использования системы игр и игровых упражнений.

Кружковые работы по плаванию, формирующие здоровый образ...

занятия плавание можно использовать для гармоничного всестороннего развития человеческого организма.

Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте...

Занятия плаванием для людей с заболеваниями позвоночника

В водной среде тело человека становится практически невесомым; это явление связано с выталкивающей силой воды.

Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста с неврологическими (ППЦНС) заболеваниями в ДОО.

Задать вопрос