Библиографическое описание:

Бахрамжанова Н. М. История развития дипломатических отношений Российской Федерации с Кыргызстаном // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 811-813.

 

 

Each country seeks to develop its external policy, international relations, and to have a place in the international arena. In 1991, the KyrgyzRepublic gained independence and it was the impetus in the search for the Republic, its place in the structure of world politics.

Keywords: cooperation, state, independence, economy, partnerships, contract development.

 

История развития дипломатических отношений России и Кыргызстана исследовалась и исследуется многими учеными. Как отмечено В. Воропаевой в книге «Кыргызстан — Россия: история и современность», отношения кыргызов с Россией с самого начала строились именно на почве добровольного взаимосближения [1]. Кыргызские бии вXVIII в. уже знали о России как о великой и сильной стране. Так, еще в 1757 г. первая группа тянь-шаньских кыргызов численностью 200 человек переселилась с остатками калмаков в Сибирь, поближе к русским крепостям. Затем, двигаясь на запад, они расселились в Поволжье и приняли российское подданство [7]. О многолетних тесных связях этих стран упоминается в книгах В. Плоских «История кыргызов и Кыргызстана».

Многолетние исторические связи с Россией исследуются на протяжении всей истории развития Кыргызской Республики и доказываются многими факторами.

Эти факторы обусловлены многовековыми политическими, экономическими, культурными и социальными связями между двумя народами. В период распада СССР эти связи временно ослабли, но в конечном итоге привели к сотрудничеству двух равноправных суверенных государств.

Развитие дипломатических отношений РФ и Кыргызстана — это многосторонний процесс, включающий осознанное движение стран навстречу друг другу. Существенное влияние на уровень и состояние кыргызско-российских отношений оказали особенности внешнеполитической стратегии РФ. Политическое руководство КР осознало возможность возрождения России в качестве великой державы прежде всего при условии всестороннего развития и укрепления сотрудничества в общепризнанной сфере ее жизненно важных интересов внутри СНГ.

Каждая страна стремится развивать свою внешнюю политику, международные отношения и занять определенное место на международной арене. В 1991 году Кыргызская Республика тоже приобрела независимость, что стало толчком в поиске республикой своего места в структуре мировой политики.

В этом отношении первостепенную важность приобретает задача установления внешнеполитических связей. Многовекторный внешнеполитический курс Кыргызстана был направлен на сотрудничество со всеми заинтересованными центрами силы, что было невозможно без выстраивания четкой внешнеполитической стратегии и соответственно отстаивания своих национальных интересов.

В силу различных внешнеполитических факторов за двадцатитрехлетний период своей независимости внешняя политика КР претерпела значительные изменения, не только под влиянием эволюции ее собственных интересов, но и под влиянием трансформаций в подходах к взаимодействию с ней внешних акторов. В рамках наших исследований представляется целесообразным рассмотреть внешнюю политику Кыргызстана под углом комплексной взаимозависимости и взаимообусловленности его отношений с внешними акторами, наиболее значимые из которых — США, ЕС, Российская Федерация, Китай и Турция [3].

Предметом данной статьи является рассмотрение дипломатических отношений независимого Кыргызстана с Российской Федерацией.

Дипломатические отношения непосредственно с Россией кыргызские родоправители установили почти два с половиной столетия назад. Еще в эпоху Екатерины Великой наш далекий предок Атаке-Бий отправляет первое киргизское посольство в Россию с просьбой о покровительстве и принятии в российское подданство.

С момента провозглашения независимости небольшая по территории, затертая в горах Тянь-Шаня и Памиро-Алая Киргизская Республика неизменно являлась одним из основных партнеров России на постсоветском пространстве. Здесь проживает многотысячная русская диаспора, активно действуют российские предприниматели, располагается один из столпов системы коллективной безопасности ОДКБ — российская авиабаза в городе Канте, которая в дальнейшем ляжет в основу Объединенной российской военной базы.

В силу объективных политических, экономических, исторических и географических факторов Россия жизненно заинтересована в стабильном, эволюционном развитии стран Центральной Азии. Необходимо отметить и роль российского «миграционного клапана» для стран Центрально-Азиатского региона. С другой стороны, сегодня в Центральной Азии проживает около 5,6 млн. российских соотечественников, что является еще одним фактором взаимного притяжения. Именно поэтому РФ заинтересована в сохранении стабильности и спокойствия в регионе. Следует особо отметить, что на фоне общего поступательного развития разноплановых, разноформатных двусторонних связей и многостороннего взаимодействия с государствами региона отношения Российской Федерации с Киргизской Республикой по многим параметрам представляются наиболее «продвинутыми». Как уже отмечалось, в 2000 г. была подписана Декларация о вечной дружбе, союзничестве и партнерстве. В этом документе была провозглашена приверженность наших стран отношениям союзничества и стратегического партнерства, определяющим содержание и характер взаимодействия Российской Федерации и Киргизской Республики как в двустороннем формате, так и на международной арене.

Сегодня эти договоренности приобрели новое, масштабное измерение. Мощным импульсом для интенсификации двустороннего диалога стал состоявшийся 19-20 сентября 2012 г. официальный визит в Киргизскую Республику Президента РФ В.В. Путина. Тогда между двумя странами были подписаны важнейшие, без преувеличения, исторические документы. В документах была определена задача дальнейшей отраслевой диверсификации торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Речь идет, в первую очередь, о реализации проектов в области нефтегазового комплекса, а также стимулировании выхода на киргизский рынок российских инвесторов и бизнесменов, расширении межрегионального сотрудничества. В настоящее время, по прошествии двух с половиной лет, мы уже можем подвести некоторые практические итоги. Россия остается ведущим торговым партнером Киргизии.

С давних времен и в современности РФ и Республика Кыргызстан имеют тесные связи во различных сферах. Ежегодно Посольство России и Представительство Российского сотрудничества проводят совместно с учреждениями культуры КР около 30 крупных культурных мероприятий — гастроли известных российских исполнителей, фестивали, концерты, творческие конкурсы и др. В контексте развития двустороннего сотрудничества в целом и особенно в культурно-гуманитарном направлении ключевую роль приобретает полномасштабное, систематическое, а не ситуативное, привлечение ресурсов неправительственного сектора — НПО, учреждений образования, науки и культуры, средств массовой информации, потенциала экспертного сообщества, отдельных деятелей научной и творческой интеллигенции и др. Важное значение имеет многостороннее сотрудничество в рамках Совета министров обороны СНГ, ОДКБ и ШОС, сотрудничество в области укрепления безопасности. Как уже отмечалось выше, в ходе российско-киргизского саммита в сентябре 2012 г. руководители оборонных ведомств двух стран подписали Соглашение о статусе и условиях пребывания ОРВБ и протокол к нему (документы ратифицированы обеими сторонами), которые предусматривают содействие России в обеспечении вооруженных сил КР современным и совместимым вооружением, военной и специальной техникой, а также оказании ей военно-технической помощи [6].

В настоящее время официальные власти обеих стран отмечают большой потенциал для совместного взаимодействия в политической, экономической, гуманитарной и иных областях. Особым вопросом для российско-киргизских отношений является присоединение Киргизии к Таможенному союзу. Для России членство Кыргызстана в евразийских интеграционных процессах важно в первую очередь с политической и геополитической точек зрения. В самой Киргизии немало противников этого процесса.

Следует особо отметить, что на фоне общего поступательного развития разноплановых, разноформатных двусторонних связей и многостороннего взаимодействия с государствами региона отношения Российской Федерации с Киргизской Республикой по многим параметрам представляются наиболее «продвинутыми». Как уже отмечалось, в 2000 г. была подписана Декларация о вечной дружбе, союзничестве и партнерстве. В этом документе была провозглашена приверженность наших стран отношениям союзничества и стратегического партнерства как определяющим содержание и характер взаимодействия Российской Федерации и Киргизской Республики, как в двустороннем формате, так и на международной арене. Сегодня эти договоренности приобрели новое, масштабное измерение и укрепляются еще сильнее. Социально — экономические отношения России и Кыргызстана развиваются.

Таким образом, поводя итоги, мы можем сказать, что кыргызско-российские дипломатические отношения в политической сфере носят устойчивый характер и определяются, главным образом, внутриполитической ситуацией в России и Кыргызстане. Вместе с тем, Министерством и Посольством КР в РФ предпринимаются все необходимые меры для того, чтобы двусторонние дипломатические отношения на уровне правительств, отдельных министерств и ведомств, ведущих учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения и др. продолжали развиваться и укрепляться.

 

Литература:

 

  1.                Воропаева В. Кыргызстан-Россия: история и современность // Центральная Азия и Кавказ. — 2000. — № 3. — С.ЗЗ.
  2.                Сапаралиев Д. Взаимоотношения кыргызского народа с русским и другими народами в XVIII в. — Бишкек, 1997. — С. 163.
  3.                Вместе строить общее будущее // Слово Кыргызстана. 2014. 30 мая.
  4.                Воропаева В., Джунушалиев Д., Кемелбаев Н., Плоских В. Введение в историю кыргызско-российских отношений: Краткий курс лекций и методическое пособие. Бишкек: Илим, 2005.
  5.                Звягельская И. Становление государств Центральной Азии: Политические процессы. М.: Аспект Пресс, 2009.
  6.                Козырев, А.В. Стратегия партнерства // Внешняя политика и безопасность современной России (1991–1998). Хрестоматия в двух томах. Т. 1. Кн. 1/Сост. Т.А. Шаклеина. М.: МОНФ, 1999. С. 150–166.
  7.                История кыргызов и Кыргызстана. Изд. 3-е, дор. / Отв. ред. В.М. Плоских. — Бишкек, 2000. — С. 124-125.
  8.                Кыргызстан — Россия (XVII-XIX вв.): Сб. документов и материалов. — Бишкек, 1998. — С. 15-16.
  9.                История кыргызов и Кыргызстана. Отв. ред. В. Плоских. — Бишкек, 2000. — С. 126.
  10.            Воропаева В., Джунушалиев Д., Плоских В. Из истории кыргызско-российских отношений (XVIII-XX вв.). — Бишкек, 2001. — С. 26.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle