Библиографическое описание:

Жаныбек кызы Ж. Становление и развитие социальной работы // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 829-831.



 

The Base of this process forms historical pre forming objects, making the possibility its appearing. Social work like professional activity was possible thanks for development.

Keywords: social work, object, subject, activities, provision, protection.

 

Становление понимается в философии как процесс формирования какого-либо объекта, предполагающий переход возможности в действительность. Основу этого процесса составляют исторические предпосылки становления объекта, делающие возможным его возникновение. Социальная работа как профессиональная деятельность стала возможной благодаря развитию благотворительности, а также созданию системы государственной помощи нуждающимся [1]. Превращение возможности социальной работы в действительность началось с подготовки специалистов, предполагавшей создание специальных учебных заведений, в которых могли бы заниматься будущие социальные работники. Подготовка специалистов была первым шагом на пути становления социальной работы, за которым последовал второй — создание её организационных структур. Первые организации социальных работников были ещё недостаточно развиты, но их вклад в становление профессиональной деятельности, направленной на помощь нуждающимся, трудно переоценить. Защищая положение о стабилизирующем значении этой деятельности для развития общества, они в то же время боролись за право социальных работников получать плату за свой труд. К концу 30-х годов, когда мир стоял на пороге второй мировой войны, завершилось становление социальной работы, которое является первым этапом в её развитии. Как и любая другая профессия, социальная работа представляла собой сообщество специалистов, получавших за свой труд материальное вознаграждение. Начав с деятельности внутри отдельных стран, социальные работники вышли затем на международный уровень, который предполагал координацию их усилий, направленных на достижение общих целей. Им доводилось занимать высокие государственные посты, а одному из них Джейн Аддамс, стоявшей у истоков социальной работы в Соединённых Штатах Америки, — в 1931 г. была присуждена Нобелевская премия мира. Говоря об исторических предпосылках социальной работы, имеют в виду прежде всего благотворительную деятельность, уходящую своими корнями во времена древности. Эта деятельность была неотъемлемым элементом человеческой культуры, не разделяемой на западную и восточную. Что касается государственной помощи нуждающимся, составляющей ещё одну историческую предпосылку социальной работы, то она в значительной степени была стимулирована промышленным переворотом, который привёл окончательному утверждению в странах Запада буржуазных отношений. Поэтому социальная работа, возникшая на основе указанных исторических предпосылок, стала явлением западной культуры.

Становление профессии социального работника, завершившееся перед второй мировой войной, почти не коснулось стран Востока, в экономике которых традиционно преобладала государственная собственность, а социальная сфера избегала серьёзных потрясений благодаря незыблемости общинных отношений. Безоговорочное следование традиции, от которого отказались уже древние греки, в этих странах оставалось неизменным, пока они не стали объектом западного влияния. Одним из последствий этого влияния стало обострение социальных проблем, связанное не только с развитием частной собственности, но и с ослаблением традиционных общинных связей, которые служили для людей гарантом стабильности их образа жизни [2]. Поэтому в 30-е годы социальная работа появилась в странах Востока (сначала на территории современного Израиля, а затем в Индии и Египте), хотя возникала она как явление западной культуры.

Первое послевоенное десятилетие в странах Западной Европы прошло под знаком американского влияния не только в экономической, но и во многих других областях. Выйдя из второй мировой войны с нормально функционирующей экономикой, Соединённые Штаты Америки сумели помочь этим странам наладить хозяйственную деятельность, которая была в них практически разрушена. Об их политическом авторитете свидетельствовало то, что в 1949г. им удалось убедить десять европейских стран и Канаду создать Организацию североатлантического договора. Имея под собой экономическую основу, американское влияние в этих странах не ограничивалось рамками политики, а распространялось и на другие области. Между социальными работниками разных стран восстанавливались контакты, прерванные второй мировой войной. Это имело своим результатом создание Международной федерации социальных работников, которым завершился второй этап в развитии профессиональной деятельности, направленной на помощь нуждающимся.

К концу 50-х годов в экономическом развитии стран Запада произошёл скачок, сравнимый по своим последствиям разве что с промышленным переворотом. Вызванный существенными изменениями в технологии и управлении производством, он нашёл своё отражение в многочисленных концепциях, одна из которых — государства благосостояния — была сформулирована американским учёным Джоном Гэлбрейтом. Согласно этой концепции, в своём экономическом развитии страны Запада достигли такого уровня, который позволяет им эффективно решать возникающие социальные проблемы. Главную роль в решении этих проблем играет государство, руководствующееся принципом социальной справедливости при перераспределении национального дохода в интересах всех членов общества.

Сторонники концепции государства благосостояния выступали за смешанную экономику, включающую в себя как частный, так и государственный сектор. Однако их позиция встретила резкое противодействие со стороны представителей неоконсерватизма, которые проповедовали идею сохранения существующего общественного порядка. Обосновывая требование ограничить вмешательство государства в экономику, неоконсерваторы выступали за активизацию её частного сектора. По их мнению, государственные социальные программы отнимают средства, необходимые для дальнейшего промышленного развития. Кроме того, они разрушают веру людей в собственные силы, формируют у них психологию иждивенчества и ограничивают частную инициативу [3]. Несмотря на критику со стороны представителей неоконсерватизма, концепция государства благосостояния прочно вошла в общественное сознание стран Запада. Она отражала реальную ситуацию, сложившуюся в социальной сфере этих стран, граждане которых имели право на образование, медицинское обслуживание и пенсионное обеспечение, а в случае инвалидности или безработицы могли рассчитывать на помощь со стороны государства.

Закреплённые в существующем законодательстве, эти права часто оставались на бумаге, поскольку многие люди о них просто не знали. Было совершенно ясно, что провозглашение социальных прав граждан не является ещё гарантией их реализации. С другой стороны, становилось всё более очевидным, что помочь людям в реализации этих прав могут (и должны) социальные работники. В конечном счёте это привело к изменению взгляда на социальную работу: если раньше её рассматривали как помощь тем, кто оказались в катастрофическом положении (например, вследствие тяжёлой болезни или потери работы), то теперь она предстала в виде деятельности, направленной на реализацию прав граждан. Иными словами, проблемы, с которыми сталкивались люди в своей повседневной жизни, стали рассматривать как следствие невыполнения того, что им положено по закону.

Говоря о современном состоянии социальной работы, имеют в виду её развитие с середины 50-х годов по настоящее время [4]. В развитии социальной работы последние шестьдесят лет занимают особое место, поскольку они прошли под знаком её широкого распространения во всём мире. Несомненно, что этому способствовала деятельность Международной федерации социальных работников, созданной в 1956 г. С другой стороны, в этом году фундамент здания социализма дал первую трещину (XX съезд КПСС и восстание в Венгрии), разрастание которой привело в конце 80-х — начале 90-х годов к его крушению. Именно события двадцатилетней давности повернули развитие стран социализма в сторону рынка, предполагающего прочную систему социальной защиты, создание которой невозможно без участия профессионалов.

Несмотря на свою сравнительную молодость, социальная работа прочно вошла в жизнь современного общества. Во многих странах мира действуют национальные ассоциации, объединённые в Международную федерацию социальных работников. Будучи одной из крупнейших общественных организаций в мире, Международная федерация социальных работников имеет постоянные представительства в ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Международной амнистии, Совете Европы и Европейском Союзе. Через свои отделения в пяти регионах — Европы, Африки, Азии и Тихоокеанского бассейна, Латинской Америки и Карибского бассейна, а также Северной Америки — она координирует деятельность социальных работников всего мира.

Процесс становления социальной помощи — явление длительного характера. Он пока не имеет своего исторического завершения и оформления. Складывающаяся парадигма помощи и поддержки нуждающимся представляет собой сложную совокупность исторических общественных форм защиты и учений, традиций и обычаев, законов и индивидуальных иррациональных действий и поступков. Механизмы помощи и взаимопомощи, а также механизмы распределения постепенно преобразовывались при формировании структур власти и управления в определенные принципы и законы. Важнейшим среди них становится закон эквивалента, выражающийся формулой «я — тебе, а ты — мне». В историческом контексте времени, как это было показано, в зависимости от существующих идеологий (христианской, государственной, имперской, советской, постсоветской) эти важнейшие связи будут интерпретироваться по-разному. Субъекты помощи, как-то: князь, царь, император, правящая партия по-своему определяют понятие справедливого распределения и перераспределения. Наверное, как ни в какой другой сфере человеческой деятельности при столкновении власти с проблемами помощи и поддержки не проявлялись вопросы социальной справедливости, социальной правды, законности с той особой силой, остротой и напряженностью.

На основе анализа и исследование литературы, мы раскрыли понятие социальной работы, рассмотрели, как формировалась данная форма помощи, как оказывалась помощь незащищенным слоям населения.

 

Литература:

 

  1.                Агапов Е. П., Волощукова К. В. История социальной работы. М., 2009.
  2.                Григорьев А. Д. История социальной работы. В 2 ч. Ч. 1. До начала XX века. М., 2006.
  3.                Григорьев А. Д. История социальной работы. В 2 ч. Ч. 2. С начала XX века. М., 2008.
  4.                Кузьмин К. В., Сутырин Б. А. История социальной работы. М., 2006.
  5.                Фирсов М. В. История социальной работы. М., 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle