Библиографическое описание:

Любаев А. В. Проблема формирования культуры здоровья у студентов-первокурсников // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 675-677.



 

В данной статье на основе практического материала рассматриваются проблемы формирования культуры здоровья у студентов. Здоровье человека обладает сложной взаимосвязанной системой, образованной психическими, физическими и духовными компонентами. Поэтому остро стоит проблема формирования культуры здоровья у студентов и в то же время важной задачей многих общественных наук, в том числе и педагогики.

Ключевые слова: здоровье студентов, физические нагрузки, вредные привычки, мотивация.

 

In this article, based on the practical material problems of formation of culture of health of students. Human health has a complex interconnected system formed mental, physical and spiritual components. Therefore, the acute problem of formation of culture of health of students and at the same time, an important task of many of the social sciences, including pedagogy.

Keywords:health students, exercise, bad habits, motivation.

 

Сегодня во главу ценностей развития в Российской Федерации ставится не только общее благосостояние общества и уровень жизни, но и задачи по сохранению здоровья населения. Данное суждение так же можно заметить в ряде нормативных правовых актах Правительства РФ. Например, концепция демографической ситуации страны на период до 2020 года. Кроме того, укрепление населения граждан, формирование стимулов для ведения здорового образа жизни и другие постулаты находят свое отражение в Национальной доктрине образования России [5].

Таким образом, можно видеть, что и в сфере образования говорится о мероприятиях по сохранению и улучшению здоровья обучающихся граждан. Так же можно отметить одни из ключевых задач образования, которые находят тесное отражение в вопросах совершенствования российского общества. Основная их суть заключается в создании стратегически важных условий для развития социально-экономической ситуации России, возможностей для развития духовности, создание факторов национальной безопасности и высокого качества жизни граждан. Все эти тезисы дают наглядное понимание актуальности и важности исследуемой темы, что, несомненно, имеет огромное значение в современном мире. Кроме того, это создает ряд проблемных вопросов, которые мы и попробуем исследовать.

Исходя из сложившейся тенденции, можно наблюдать происходящие изменения и в системе высшего профессионального образования. Сегодня не малое внимание уделяется не просто образованию учащихся, но и повышению морального уровня граждан, вопросам их воспитания. Как утверждает ученый Н. В. Кузьмина, будущий высококвалифицированный просто обязан обладать помимо базового уровня научно-педагогического образования еще и достаточным уровнем физического и психического здоровья [1, с. 86].

Проводится довольно большое количество исследований в области здоровья молодых специалистов. Такие труды представлены целым рядом трудов ученых, например, О. В. Куделин, Л. Ф. Тихомирова, А. А. Дубровский, В. П. Казначеев и т. п. Выводы говорят о том, что уровень здоровья неумолимо снижается из года в год [3, c. 109].

Студенчество по существу представляет собой группу людей общества, которые наиболее подвержены рискам. Говоря о факторах возможных угроз, можно выделять нервные перегрузки студентов, несоблюдение режима сна и отдыха, а так же питания, чрезмерная страсть к видео играм и сети Интернет [2, c. 104]. Наличие вредных привычек особенно, гораздо больший вред, оказывает на молодых людей. Кроме того, только в последний год отмечается рост активности студентов.

Было проведено ряд исследований на протяжении 2007–2015 года, которые говорят о том, что рост студентов, которые были освобождены от физических нагрузок в учебных заведениях, вырос с 12 % до 42 % в зависимости от исследуемого региона. В 2013 году средний показатель по стране был на уровне 20–25 % [4].

Если рассматривать эти пропуски в разрезе видов заболеваний, то можно увидеть такую картину. На долю вегетососудистой дистонии в 2014 году приходилось 68 % от общего объема пропусков. 4,89 % составляли справки о хроническом пиелонефрите, а вот заболевания опорно-двигательного аппарата составили лишь 3,16 % [6, c. 242]. Данные анализы дают понимание, что тенденция идет не в лучшую сторону. И лишь в последнее время наметились тенденции улучшения.

Кроме того, для большего понимания ситуации нами был проведен социологический опрос, в котором приняло участие порядка 70 человек 1–2-го курса. Респондентам следовало бы дать ответ лишь на один единственный вопрос — “что по вашему мнению оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья учащегося и человека?” Данные исследования были проведены на кафедре медицинской подготовки и безопасности жизнедеятельности. Данные исследования условно были отображены в таблице 1.

 

Таблица 1

Факторы, влияющие на здоровье человека (констатирующий эксперимент)

Фактор

Место по значимости

%

Условия жизни

1–2

42,5

Усилия самого человека

1–2

43,5

Наследственность

4

33,3

Качество медицинского обслуживания

5

12

Природная среда

6

9

Наличие вредных привычек

7

38,9

 

Из результатов таблицы можно заметить, что 42,5 % респондентов, отвечая на поставленный вопрос, на одно из первых мест вынесли такие критерии как “условия жизни” и “усилия самого человека”. Следующих фактор оказался указанием на различные вредные привычки студентов. Так посчитали 38,9 % опрошенных. Четвертым пунктом была наследственность и 33,3 % опрошенных соответственно. Пятым и шестым критерием избрали качество существующей медицины и факторы воздействия природной среды — 11 % и 9 %.

Данный опрос позволил сделать вывод, что если провести ряд мероприятий непосредственно в стенах самого учебного заведения. Создать мотивационные условия для студентов заниматься спортом, к здоровому образу жизни, то можно добиться значительного улучшения состояния здоровья обучающихся.

Вообще сама по себе тема здоровья является одним из важнейших ценностей. Именно этой теме посвящено огромное количество научных и художественных творений ученых, философов и педагогов. В понимание “здоровья” закладывали немалое количество смысла. Так, О. А. Ахвердова и В. А. Магина понимали этот термин не иначе как совокупность гармоничного богатства целостности личности, творческой натуры и активной жизненной позиции с универсальностью её связей с окружающими [6, c. 307].

Кроме описанного тестирования, было опрошено свыше 350 студентов Нижегородской области на предмет их отношения к своему здоровью. И с полной уверенностью лишь 10 % респондентов могли сказать, что они полностью здоровы.

Кроме всего прочего, на практике зачастую можно видеть низкий уровень подготовленности студентов касаемо вопросов здоровья и самосохранения. Из опросов было ясно, что примерно 25 % студентов могли бы воспользоваться чужими средствами гигиены. Почти половина опрошенных утверждала, что умеренное употребление алкогольной продукции практически не наносит вреда здоровью молодому организму. И лишь всего 10 % студентов усердно или хотя бы регулярно занимаются спортом. Но не смотря на это, в последнее время тенденция перестала катиться вниз и наметились явные успехи.

Из всего сказанного можно заключить, что проведённые исследования в области здравоохранения студентов были сделаны не напрасно. Открылось явное понимание, а если быть точнее — непонимание со стороны студенчества важности сохранения и преувеличения продолжительности собственной жизни и здоровья. А так же возможности влияния на факторы, оказывающие пагубное влияние.

В современных реалиях на первый план говоря о здравоохранении выходят такие задачи как формирование устойчивой культуры и значимости сохранения здоровья, дать необходимый уровень знаний, который могли бы позволить не допустить ошибок в будущем. Кроме того, необходимо создание системы нравственных и моральных ценностей, создание условий для мотивации студентов вести здоровый образ жизни и отказаться от пагубного влияния вредных привычек. Этому могло бы способствовать внедрение боле новых технологий, развитие творческого, физического и иного потенциала учащихся, развития организации учебного процесса. К тому же, именно всестороннее развитие личности является главным фактором в этом вопросе. Именно поэтому так важно приобщать студентов к физической активности, а именно к физической культуре учебного заведения.

 

Литература:

 

  1.                Блинова Н. Г.,Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учебное пособие для студентов вузов. — М.:ВЛАДОС, 2008. — 192 с.
  2.                Давиденко Д. Н., Щедрин Ю. Н., Щеголев В. А. Здоровье и образ жизни студентов — СПб.: СПбГУ ИТМО, 2008. — 224 с.
  3.                Куркина Л. В. Современные причины снижения уровня здоровья в студенческой среде. // «Естествознание и гуманизм». 2006. — 116 с.
  4.                Лобанова Н. А., Верхорубова О. В., Многообразие определений феномена «культура здоровья» как показатель его многогранности в педагогическом образовании // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 6 (124).
  5.                Мысина Г. А. Создание условий для обеспечения физического здоровья студентов Тула, 2012. — 36 с.
  6.                Основы здорового образа жизни студента: Учебник / Под ред. В. П. Соломина. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 319 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle