Библиографическое описание:

Игнатов В. И. Молодёжное предпринимательство в Ростовской области: состояние, проблемы развития и направления государственной поддержки // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 443-447.



 

На сегодняшнем этапе социально-экономического развития Российской Федерации актуальность проблемы развития молодежного предпринимательства напрямую связана с теми задачами, которые были поставлены перед российским обществом еще в 2008 году в «Стратегии развития России до 2020 года». Согласно Стратегии к 2020 году «минимальной планкой доли среднего класса в общей структуре населения должен быть уровень не менее 60–70 процентов». [1] Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев убежден, что «развитие среднего класса в стране — это развитие малого бизнеса». [2] Тем самым главная роль в формировании среднего класса как основы стабильного развития российского общества отводится малому и среднему бизнесу.

Именно молодежью было создано около 70–80 % появившихся в начале 90-х гг. малых и средних негосударственных предприятий. Молодежное предпринимательство — весьма сложный сектор, который требует серьезного внимания со стороны государственных органов. Его правильно построенная целенаправленная поддержка обеспечивает развитие малого предпринимательства в регионе, что, в свою очередь, приведет к экономическому росту и повышению инвестиционной привлекательности территории.

Необходимость мер по вовлечению молодежи в предпринимательство связана с такими объективными причинами как недолговечность малого бизнеса и старение предпринимательских кадров. Именно поэтому фактором устойчивости экономической модели России становится развитие малого и среднего бизнеса, в первую очередь, за счет молодых людей, получивших специальное образование.

Сегодня молодежь способна влиять на экономические, политические и социальные структуры общества. В России проживает около 35 миллионов молодых граждан — 24,6 % от общей численности населения страны, среди трудоспособного населения РФ молодежь составляет 38,7 %. Это огромный интеллектуальный и творческий ресурс, мобилизация которого может стать определяющим фактором инновационной трансформации экономики. Такой вывод следует из понимания предпринимателя как инноватора, человека, который видит скрытые возможности в окружающей среде и готов, рискуя, их использовать.

Для занятия предпринимательской деятельностью молодежь имеет сегодня определенные перспективы. Это обусловлено распространенной в молодежной среде ориентацией на успех и соответствием возрастных качеств молодых людей социально-психологическим требованиям рынка (инициативность, мобильность, смелость, склонность к риску, способность учиться и переучиваться, открытость инновациям и т. п.). Также данная социальная группа обладает новаторским, инновационным потенциалом, который необходимо развивать, при этом молодой предприниматель должен уметь преподнести свою идею, уметь заявить о себе, своих качествах.

В последнее время государство стало уделять гораздо больше внимания развитию этой сферы. Однако, при всей широте интереса к проблеме предпринимательства, в политике до сих пор до конца не определено само ключевое понятие «молодежное предпринимательство», что не позволяет однозначно выделить и его субъекты. Возникает ситуация, когда в практике есть понимание того, что развитию молодежного предпринимательства необходима государственная поддержка, но не ясен вопрос о том, кому именно следует оказывать содействие, какими должны быть меры поддержки, каким образом и какими органами государственной власти они должны осуществляться.

Данная проблема является ключевой и во многом препятствующей процессу поддержки молодежного предпринимательства со стороны государства. Поэтому в процессе реализации государственной политики в этой сфере важнее всего, чтобы деятельность правительства и уполномоченных организаций была хорошо скоординирована и действительно способствовала формированию благоприятных условий для создания своего бизнеса и развития молодежного предпринимательства в субъектах Российской Федерации.

В Ростовской области тема развития и господдержки молодежного предпринимательства является одной из приоритетных. Руководство региона, высшие учебные заведения, общественные объединения и молодые бизнесмены едины в вопросе необходимости и важности государственной поддержки молодежи и начищающего бизнеса. Но реализации одних только государственных мер недостаточно для всестороннего развития предпринимательской инициативы, поэтому основная задача, которая стоит перед общественными организациями, работающими в сфере развития молодежного предпринимательства — комплексная поддержка начищающего бизнесмена на всех этапах развития.

На сегодняшний день пока не существует единых критериев оценки развития молодежного предпринимательства в регионах, однако Ростовская область занимает ведущие позиции. Так, в области на сегодняшний день около 30 % населения, занятого в экономике региона, являются субъектами предпринимательской деятельности. Доля этого вида деятельности в ВРП составляет 16,8 %. Впервые в 2011 году в рамках Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009–2014 годы был внедрен и реализован комплекс мер по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность и поддержке молодежного предпринимательства.

В Ростовской области государственные функции по привлечению молодежи в бизнес выполняют: Департамент инвестиций и предпринимательства, Комитет по молодежной политике, Министерство общего и профессионального образования, Управление государственной службы занятости населения.

В Ростовской области успешно реализуется ряд программ, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательство и поддержку субъектов малого и среднего бизнеса. Это такие программы, как: «Молодежный бизнес России», «Ты-предприниматель», «Enactus» и другие. К примеру, программа поддержки и развития молодежного предпринимательства «Молодежный бизнес России» (МБР) создает условия для получения молодыми предпринимателями Ростовской области доступных финансовых средств на открытие собственного дела. В дополнение молодым людям предлагается консультирование и обучение по различным вопросам ведения бизнеса, а также помощь индивидуальных наставников. Наставничество является уникальным преимуществом программы МБР.

В сентябре 2013 года стартовал совместный проект НП «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» и Юго-Западного банка Сбербанка России — «Школа начинающего предпринимателя». В рамках проекта граждане, желающие организовать собственное дело, и начинающие предприниматели получают возможность пройти обучение по основам предпринимательской деятельности на бесплатной основе.

Необходимо отметить, что Ростовская область стала первой в стране, где создан и работает Совет по молодежному предпринимательству при региональном бизнес-омбудсмене. Совет создан для разработки, экспертной оценки и продвижения комплекса мер, необходимых для развития молодежного предпринимательства в регионе, а также для координации взаимодействия государственных и общественных структур, участвующих в реализации молодежной политики Ростовской области в сфере предпринимательства. Его структура и функции разработаны по аналогии с федеральным Советом, при Уполномоченном при Президенте России по защите прав предпринимателей. В совете состоят молодые бизнесмены Дона.

Связующим звеном между бизнесом и властью служит Торгово-промышленная Ростовской области, структурным звеном которой является Комитет по развитию молодежного предпринимательства, организованный в 2012 году.

Комитет взял на себя функции связующего звена между молодым предпринимателем и двумя этими составляющими. Действительно, ключевым моментом на этапе становления бизнеса для многих молодых людей является не только мотивация, но и возможность получить компетентный совет при решении той или иной проблемной ситуации. В данном случае наставничество — это универсальная форма поддержки для начинающих предпринимателей. Немаловажным аспектом является и информирование молодежи о существующих формах поддержки, в том числе федеральной.

Отметим, что активность молодежи в стремлении стать предпринимателем в Ростовской области несколько выше, чем в среднем по стране. Это подтверждает количество заявок на конкурсы бизнес-проектов, начинающих предпринимателей, на получение субсидий от государства и т. д. И процент молодых людей, участников таких конкурсов, с каждым годом растет. На самом деле в регионе исторически силен дух предпринимательства.

Формировать предпринимательское сообщество необходимо из молодежной среды, начиная со знакомства с бизнесом, формирования предпринимательского сознания, обучения основам предпринимательской деятельности, затем всячески помогать молодым людям на начальном этапе. Потом из таких людей вырастают крупные предприниматели, которые в будущем могут составить достойную конкуренцию большому бизнесу и даже госкорпорациям.

Поэтому региональным властям необходимо уделять особое внимание молодежному предпринимательству, которое уже сегодня вносит свой вклад не только в экономику, но и в социальное развитие Ростовской области.

С целью определения перспектив развития государственной поддержки молодёжного предпринимательства и для выявления отношения студентов выпускных групп вузов г. Ростова-на-Дону к предпринимательской деятельности и возникающим у начинающих предпринимателей проблемам, в 2014 году автором было проведено исследование, в котором приняли участие более 100 человек. В опросе участвовали студенты, обучающиеся в вузах города на старших курсах: 61 % -студенты 5 курса, 27 % — студенты 3 курса, 10 % — 4 курса. Большую часть респондентов (80 %) составили молодые люди в возрасте 21–22 года.

Среди факторов, сдерживающих молодого человека в открытии своего дела, опрошенные отметили следующие: сложная экономическая ситуация — 18 %, высокие налоги — 16 %, высокая конкуренция — 15 %, невыгодные условия арендной платы — 11 %, сложности в кредитовании — 11 %, недостаток знаний и информации — по 10 %.

В результате опроса было выявлено, что осведомленность студентов старших курсов об отдельных видах поддержки предпринимателей со стороны государства и отношение респондентов к каждому из видов различны.

Так, о финансовой поддержке предпринимателей знают 45 % респондентов и только 37 % считают ее важной. На втором месте по известности находится информационно-консультационная поддержка (25 %). Важным предоставление информации и консультирование по вопросам предпринимательства считают более половины респондентов (54 %). О важности знаний и информации при организации бизнеса свидетельствуют и ответы на вопрос о возможной помощи вуза: 25 % респондентов предпочитают получить помощь в виде дополнительных консультаций и тренингов.

Перед российскими вузами встают новые задачи, связанные с передачей студентам необходимого для предпринимательства набора знаний, навыков и умений, формированием у них способности к предпринимательству, стимулированием развития предпринимательских инициатив (применительно к специфике получаемой профессии). Решение этих задач требует изменений в образовательном процессе и, возможно, в организационной структуре вузов.

В ходе исследования [3], в ходе которого было опрошено 400 студентов высших учебных заведений; 50 преподавателей и 30 предпринимателей, было выявлено — 74 % респондентов считают, что вуз должен поддерживать студенческий бизнес как на стадии его организации, так и в дальнейшем его ведении; в том числе 28 % опрошенных заявили, что нуждаются в поддержке вуза посредством специального обучения, 37 % — в виде организации совместного бизнеса, 22 % — в информационной поддержке.

В соответствии с полученными результатами исследования можно отметить, что наиболее важным в работе поддержки и ориентации молодежи на предпринимательскую деятельность является:

                    организация в вузах инфраструктуры поддержки предпринимателей, Центров развития предпринимательства с последующим патронажем;

                    повышение информированности о существующих направлениях поддержки предпринимателей, реализуемых Программах, проводимых конкурсах и мероприятиях для начинающих предпринимателей;

                    создание механизмов, позволяющих преодолевать высокие издержки выхода на рынок (ресурсное обеспечение реализации бизнес-проектов);

                    обеспечение на всех уровнях консультационного сопровождения молодых людей, вовлеченных в предпринимательскую деятельность;

                    развитие инфраструктуры поддержки молодежного предпринимательства.

По результатам исследования наиболее перспективные направления повышения эффективности государственной поддержки молодёжного предпринимательства в Ростовской области следующие:

1)        активное взаимодействие при содействии предпринимательству Органа по делам молодежи (Комитет по молодежной политике Ростовской области) с органом по поддержке малого и среднего предпринимательства (Департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области) по направлениям:

        разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей. Относительно молодежного предпринимательства в такие программы должны включаться подпрограммы (разделы) по развитию молодежного предпринимательства Ростовской области.

        содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства и структурных подразделений указанных организаций. Комитет по молодежной политике Ростовской области может оказывать непосредственное содействие деятельности таких организаций по поддержке молодежного предпринимательства, по согласованию с органом по поддержке малого и среднего предпринимательства.

        финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Работы специальной тематики, ориентированной на молодежное предпринимательство, может финансировать (софинансировать) орган по делам молодежи Ростовской области.

        пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В частности, такая пропаганда должна осуществляться в молодежной среде региона.

        поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В частности, обязательным условием поддержки таких программ в Ростовской области может быть включение в них мероприятий по молодежному предпринимательству, а именно: доля молодежного предпринимательства в технопарках и бизнес-инкубаторах, создание специализированных молодежных организаций.

        анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации. Сюда необходимо включать отдельно и данные о молодежном предпринимательстве Ростовской области.

        формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и обеспечение ее деятельности. Частью такой инфраструктуры должны быть организации по поддержке молодежного предпринимательства, в их отборе должен принимать участие Комитет по молодежной политике Ростовской области.

        методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований. Соответственно, необходимо ориентировать и органы местного самоуправления Ростовской области на поддержку молодежного предпринимательства.

        образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Считаем, что в данную систему желательно добиваться включения представителя органа по делам молодежи Ростовской области или иного определенного этим органом лица.

2)        реализация комплекса мероприятий по развитию молодежного предпринимательства вузовскими Центрами развития молодежного предпринимательства (ЦРМП) на основе комплексного подхода.

Для вузов центры развития молодежного предпринимательства — это отличная возможность развить навыки молодых людей в области бизнеса, а также связать воедино академические знания и практический опыт ведения бизнеса, чтобы обеспечить квалифицированность выпускаемых кадров на рынке труда.

Для Ростовской области данные Центры являются возможностью получить эти самые кадры, потенциально имеющие способность органично войти в бизнес-сообщество региона. Если говорить о том, как помогают эти Центры молодежи, то они позволяют студентам разработать свой бизнес-проект, найти для него потенциального инвестора, а также, что не менее важно, развить навыки командной работы, которыми обладает отнюдь не большинство проживающих в нашей стране людей.

Однако, ЦРМП и вузовские бизнес-инкубаторы призваны решить лишь самые распространенные проблемы молодежного бизнеса и помочь студентам, аспирантам и молодым специалистам сделать уверенно только первые шаги в осуществлении их идей. Необходимо выделить еще один недостающий этап — патронирование. В качестве кураторов могут выступать успешные представители бизнес-сообщества Ростовской области при содействии Торгово-Промышленной палаты региона.

3)        развитие государственного коворкинга в регионе.

В последние годы во многих странах наметилась тенденция снижения доходности от крупных капиталовложений в строительство новых технопарков. Одним из последствий этой тенденции стало формирование многочисленных альтернативных моделей, среди которых особенное внимание следует уделить коворкинг-центрам (от англ. Co-work — модель организации работы, для которой характерно отсутствие привязки к конкретному офису и местоположению и коллективное решение рабочих задач), которые зарабатывают не столько на предоставлении помещений в аренду, сколько на оказании услуг поддержки малым компаниям, включению их в глобальные сообщества разработчиков и исследователей. При этом коворкинг-центры начинают заменять собой технопарки, особенно те из них, которые ориентированы на инкубацию компаний.

Объем финансирования, выделенного на создание и эксплуатацию коворкинг-центра, значительно меньше чем при строительстве нового технопарка, при том что эффективность создания таких объектов может превосходить технопарки.

Создание регионального коворкинг-центра в Ростовской области даст возможность обеспечить необходимые условия для разработки и реализации молодежных предпринимательских проектов, программ обучения молодых предпринимателей, сформировать единую информационно-консалтинговую площадку.

Государственный коворкинг — это в том числе и социальный проект. Хотя, конечно, у него есть свои финансовые показатели. Кроме того, в госковоринге арендаторы оказываются в эпицентре информации о программах поддержки малому бизнесу и начинающим предпринимателям: городских конкурсах, премиях, новых видах субсидий.

Неблагоприятная экономическая ситуация в настоящее время заставляет органы власти принимать оперативные решения, направленные на поиск инструментов выхода из сложившейся неблагополучной ситуации. Выход из кризиса следует искать в создании новой или развитии имеющейся инфраструктуры молодежного предпринимательства. В этой связи у органов власти нет выбора. Они должны вести политику точечной работы, ориентируясь на взаимодействие со сложившимися местными сообществами, помогая им в реализации их инновационных инициатив, и стимулируя самостоятельный рост предпринимательской активности (стимулируя создание виртуальных сообществ, коворкинг-центров и проч.).

Вне зависимости от выбранной политики и модели участия органам местного самоуправления в проектах такого типа (технопарки, бизнес-инкубаторы, коворкинг-центры и проч.) следует учитывать, что создание физической инфраструктуры технопарков, инкубаторов или коворкинг-центров — это еще не решение проблемы, а всего лишь создание механизма действий.

Данные меры позволят обеспечить, с одной стороны, решение проблемы трудоустройства молодежи на рынке труда, а с другой, будут способствовать развитию региональной экономики.

 

Литература:

 

  1.               Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/
  2.               Выступление Медведева Д. А. на круглом столе «Малый и средний бизнес — инновационный, конкурентоспособный, социально ориентированный»// http://www.tpstrogino.ru/smi/163
  3.               Черницов А. Е., Светалкина М. В. Управление процессом формирования предпринимательских компетенций студентов в региональном вузе// Современные проблемы науки и образования. — № 1.- 2015// http://www.science-education.ru/pdf/2015/1/1910.pdf

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle