Библиографическое описание:

Руденко А. В. Развитие интереса к физкультурным занятиям у дошкольников посредством рифмованных текстов // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1017-1019.

 

В статье изложены результаты исследования по проблеме развития интереса к занятиям по физической культуре посредством использования рифмованных текстов у детей пятого года жизни.

Ключевые слова:интерес к занятиям физической культурой, дошкольники пятого года жизни, критерии, уровневые показатели.

 

Постановка проблемы. Одной из задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования является развитие интереса детей к систематическим занятиям физическими упражнениями [6]. Проблему развития интереса к физической культуре у детей дошкольного возраста исследовали Т. П. Бакурова, Е. Н. Вавилова, З. Нестерова, Л. А. Сварковская [1, 2, 3, 4] и др.

Одним из средств развития интереса к занятиям по физической культуре является использование рифмованных текстов. Они выполняют следующие функции: ритмическую, эмоциональную, выразительную, учебно-познавательную, развивающую, смысловую, оздоровительную, воспитательную, развития интереса к занятиям. В рамках нашего практического исследования мы решили проследить, каким образом реализуется функция развития интереса к занятиям по физической культуре на примере дошкольников пятого года жизни.

Цель статьи — отразить результаты развития интереса к физкультурным занятиям посредством использования рифмованных текстов у детей среднего дошкольного возраста.

Организация и методы исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе ГБДОУ «Детский сад № 91 комбинированного вида» г. Севастополя в период с 17.11.2014. по 03.04.2015 года. Количество участников — две группы пятого года жизни.Для проведения эксперимента совместно с инструктором по физической культуре О. А. Ершовой нами была разработана система сюжетных физкультурных занятий для дошкольников 5-го года жизни на основе рифмованного текста. В систему занятий входили сюжетные физкультурные занятия, для которых подобраны рифмованные тексты из художественной литературы, а также занятия, в которых использовался авторский рифмованный текст.

Методы исследования:наблюдение, беседа,методика «Ситуация выбора», педагогический эксперимент. Критериями сформированности интереса детей средней группы к занятиям физической культурой выступили: познавательная активность к физкультурным занятиям (познавательный компонент); степень личностной значимости физкультурного занятия для дошкольника (мотивационный компонент); положительное эмоциональное отношение к занятиям физической культурой (эмоциональный компонент); степень проявления внимания на занятиях по физической культуре (волевой компонент). Предложенная диагностика включала четыре уровневых показателя (начальный, достаточный, средний, высокий).

В результате использования системы сюжетных физкультурных занятий на основе рифмованных текстов в педагогическом процессе была установлена положительная динамика развития интереса к занятиям по физической культуре у дошкольников пятого года жизни. У детей экспериментальной группы улучшились уровневые показатели развития всех компонентов интереса и интереса к занятиям по физической культуре в целом. Динамика развития компонентов интереса к физкультурным занятиям у детей экспериментальной группы отражена в таблице 1.

 

Таблица 1

Динамика развития компонентов интереса к физкультурным занятиям у детей экспериментальной группы, %

Критерии / уровни

Начальный

Достаточный

Средний

Высокий

I

III

I

III

I

III

I

III

Познавательный

34

-

40

27

20

33

6

40

Мотивационный

27

6

33

13

27

40

13

40

Эмоциональный

20

-

13

7

47

20

20

73

Волевой

27

-

27

27

33

40

13

33

I — констатирующий эксперимент,III — контрольный эксперимент.

 

Динамика развития интереса дошкольников экспериментальной группы по всем критериям представлена на рис. 1.

Рис. 1.Динамика развития интереса к занятиям по физической культуре у детей экспериментальной группы

 

На основе данной диагностики мы определили общий уровень развития интереса по всем критериям. В экспериментальной группе высокий уровень интереса показали 33 % детей, что на 26 % больше, чем в начале исследования; средний –60 %, что на 20 % больше, чем в начале эксперимента. За счет увеличения процента высокого и среднего уровня развития интереса уменьшилось количество детей, имеющих достаточный уровень — 7 %, что на 37 % меньше, чем на констатирующем этапе. Начальный уровень развития интереса детей, который имели некоторые дети (13 %) в начале исследования, перешел в более высокие стадии развития и не был обнаружен на данном этапе эксперимента.

Динамика развития интереса дошкольников контрольной группы по всем критериям представлена на рис. 2.

Рис. 2. Динамика развития интереса к занятиям по физической культуре у детей контрольной группы

 

Анализ полученных результатов позволяет констатировать, что большинство детей контрольной группы, как и в начале эксперимента, демонстрируют средний (46 %) и достаточный (32 %) уровень развития интереса к занятиям по физической культуре. Дети, которые имеют начальный уровень развития интереса, составляют 11 % от группы, высокий уровень — 11 %. Прослеживаются незначительные изменения в динамике развития интереса к занятиям по физической культуре, что свидетельствует об отсутствии целенаправленной работы по его формированию.

На основе данных, полученных в ходе контрольного эксперимента, мы можем утверждать, что уровень развития интереса к занятиям по физической культуре зависит от средств и методов работы, используемых педагогом. Таким образом, мы доказали, что использование рифмованных текстов на занятиях по физической культуре с детьми среднего дошкольного возраста способствует повышению их интереса к данному виду деятельности.

 

Литература:

 

  1.                Бакурова Т. П. Эмоциональная регуляция учебно-физкультурной деятельности дошкольника / Т. П. Бакурова // Научные труды: Ежегодник. Омск: СибГАФК, 2000. — С. 14–16.
  2.                Вавилова Е. Н. Формирование интереса к двигательной деятельности / Е. Н. Вавилова // Дошкольное воспитание. — 1983. — № 6. — С.10–12.
  3.                Нестерова З. Воспитание интереса к физической культуре и спорту у детей 6–7 лет / З. Нестерова // Дошкольное воспитание. — 1986. — № 2. — C. 34–37.
  4.                Сварковская Л. А. Развитие мотивации к занятиям физической культурой у старших дошкольников (укр.яз.) //Дошкільне виховання. — 2000. — № 2. — С. 26–27.
  5.                Сборник статей «Воспитательный потенциал художественной литературы в современном обществе» — Курск: КГУ, 2015.
  6.                Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle