Библиографическое описание:

Фортова Л. К., Поликарпова М. Ж. К вопросу о коммуникативной компетентности юриста // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1039-1041.

 

В данной статье анализируется коммуникационная компетентность юриста, уточняется структура и особенности коммуникативной компетентности применительно к юридической деятельности, формулируются педагогические условия для формирования коммуникативной компетенции юриста.

Ключевые слова: юрист, коммуникативная компетентность, педагогические условия.

 

В современном российском обществе происходят социально- политические и экономические модификации, оказывающие закономерное влияние на сферу образования, прежде всего, на определение целевых приоритетов, изменение квинтэссенции и концепции образования. В немалой степени эти процессы затрагивают и юридическое образование, которое призвано обеспечить подготовку квалифицированных компетентных специалистов, готовых к творческой деятельности по различным юридическим профессиям.

Повышение уровня готовности студентов-юристов к компетентному осуществлению профессиональной деятельности детерминировано формируемым социальным заказом общества на подготовку профессиональных специалистов с высшим юридическим образованием.

Коммуникационная составляющая — один из основных компонентов юридической деятельности.

Грамотно организованная коммуникация в немалой степени определяет и эффективность юридической деятельности, как в целом, так и отдельных ее компонентов, а также обеспечивает профессиональную компетентность юриста и возможности для его личностной реализации. Нарастающая виртуализация общества усложняет характер межличностной реальной коммуникации.

Коммуникативная компетентность юристов невозможна без коммуникативной готовности. Профессиональная деятельность юриста предполагает не только умения ставить определенные цели, конкретизировать их в осознанных задачах, вырабатывать план общения, но и конструировать модели коммуникации, реализовывать их в различных профессионально значимых ситуациях.

Анализ подготовки студентов и слушателей в юридических вузах и на юридических факультетах констатирует значительные трудности, которые испытывают будущие юристы в осуществлении коммуникативной составляющей юридической деятельности.

Коммуникативная составляющая тесно связана с общекультурной компетентностью студента, под которой мы понимаем комплексное, личностное образование, выступающее как диалектический конгломерат профессиональных и личностных характеристик выпускника вуза, предполагающих способность и готовность к плодотворной, креативной деятельности, многоаспектное видение и системное действие в значительном спектре социально — профессиональных ситуаций, конструктивное поведение, профессионально-личностную рефлексию.

Общекультурная компетентность имеет многозвеньевую структуру, представленную суммой ряда элементов:

          мотивационно-ценностного (ценностные тенденции, мотивы, помогающие самореализации студентов в социокультурной и профессиональной среде);

          интеллектуально-когнитивного (внутренне опосредованные общекультурные и профессиональные знания: фактическое (информация и ее анализ); концептуальное (теоретическое знание); процедурное (представление о том, каким образом применять в некоем контексте теоретические и практические знания и умения); внутренне трансформированное (знание идентичных фактов в различных ситуациях или различных фактов в похожих ситуациях), стратегическое (прогноз того, что произойдет, если набор правил, действующих в одной ситуации, использовать в другой ситуации, являющихся фундаментом креативной деятельности);

          действенно-наглядного (умения студента или слушателя действовать в учебно-профессиональной и социокультурной среде и готовности применять эти компетенции);

          эмоционально-волевого (качества и индивидуально-психологические особенности, демонстрируемые личностью и приобретенные в процессе деятельности (способность включать механизмы саморегуляции, эмпатию, идентификацию, стереотипизацию, рефлексию и т. д.)

Достаточно часто работодатели вынуждены констатировать недостаточность, а порой и отсутствие у пришедших устраиваться на работу выпускников юридических вузов тех компетенций, которые представляют коммуникативную готовность. В контексте проведенного нами исследования было установлено, что работодатели отметили у бывших выпускников недостаточный уровень сформированности вербальной и письменной речи. 39 % опрошенных респондентов, выпускников недостаточно владеют невербальной речью, через которую передается максимум информации- жестами, мимикой, пантомимикой. Каждый седьмой из проанкетированных работодателей недоволен уровнем имеющихся у выпускников сформированных умений производить обмен коммуникативными навыками с применением технических средств связи. Нам представляются, что выявленные претензии к уровню коммуникативной готовности выпускников юридических факультетов и вузов могут являться закономерным следствием игнорирования необходимости целенаправленного формирования такой готовности в системе высшего профессионального юридического образования.

Анализ нормативных источников, детерминирующих содержание профессиональной подготовки юристов, показал, что в них фактически не ставится задача формирования коммуникативной готовности будущих специалистов, что, несомненно, снижает качество их профессиональной подготовки.

Учет особенностей профессиональной юридической коммуникации, овладение специальными средствами коммуникации являются закономерными предпосылками формирования коммуникативной готовности специалиста юридического профиля.

Формирование профессиональной готовности — это сложный, комплексный процесс, включающий следующие этапы:

  1. Формирование соответствующей мотивации,
  2. Постановка цели,
  3. Разработка плана с детерминацией системы взаимосвязанных действий по формированию готовности,
  4. Реализация сконструированного плана в ходе специально организованной деятельности,
  5. Анализ промежуточных результатов деятельности и внесение определенных корректив в ее ход,
  6. Достижение результата, сводимого к формированию определенного уровня готовности к профессиональной деятельности.

Формирование коммуникативной готовности закономерно приводит и к повышению уровня профессиональной компетентности юриста, позволяет мобильно, оперативно ориентироваться в разнообразных коммуникативных ситуациях, а также овладеть конструктивной техникой общения.

В ходе проведенного нами исследования, было установлено, что формирование коммуникативной готовности студентов-юристов к профессиональной деятельности является актуальной проблемой на современном этапе развития социума в условиях модернизации высшего профессионального образования. Коммуникативная готовность студента-юриста — это интегративное динамическое образование, требующее определенного уровня сформированности мотивационно-ценностных, познавательных, деятельностных и эмоционально-волевых качеств личности и являющееся результатом образовательного процесса, направленного на формирование компетентного специалиста с высшим юридическим образованием;

          — профессионально-ориентированная технология обучения, направленная на формирование коммуникативной готовности студентов — это система психологических, педагогических, дидактических механизмов взаимодействия, предполагающая индивидуальный подход педагогов и студентов, направленная на реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям профессионального юридического образования, будущей юридической коммуникативной деятельности и возможностям формирования коммуникативной готовности будущих юристов;

          — опытно-экспериментальная работа подтвердила, что для эффективной организации обучения, направленного на формирование коммуникативной готовности студентов-юристов, необходима профессиональная ориентированность процесса формирования коммуникативной готовности; мотивационно- ценностная ориентация профессионально ориентированной технологии обучения на решение задач по формированию заданной цели; направленность учебных курсов на формирование коммуникативной готовности к будущей профессиональной деятельности; диагностика и коррекция исследуемого процесса; системное использование возможностей, которые предоставляют изучаемые учебные дисциплины, их межпредметные связи; моделирование в учебном процессе предметного и социального содержания профессиональной юридической деятельности; использование методов проблемного и развивающего обучения, соответствующих концепции контекстного обучения будущих юристов; целенаправленная, систематическая подготовка преподавателей юридических факультетов к деятельности по формированию коммуникативной готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.

 

Литература:

 

1.        Жалинский, А. Э. Профессиональная деятельностью юриста/ А. Э. Жалинский. — М. 1997. С.45–78

2.        Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация/ Дж. Равен. — М.: Когнито-центр, 2002. — С. 253–258

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle