Библиографическое описание:

Курчина В. В. Формирование устойчивых певческих навыков у детей старшего возраста посредством игровых упражнений // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 983-986.

 

Пение — основной вид музыкальной деятельности детей. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, и прежде всего звуковысотный слух. Одна из главных составляющих музыкальности — эмоциональная отзывчивость на музыку. Именно песня с её поэтическим образом, близким и понятным детям, в первую очередь формирует у них это качество.

В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые, высотные и ритмические изменения в музыке. Ребёнок-дошкольник не просто познаёт язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.

Уровень общего музыкального развития, в частности уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков, у детей старшей группы ещё очень разнороден. Некоторые из них могут правильно интонировать мелодию в пределах 3–4 звуков, но есть ещё и те, кто поёт монотонно, низко или высоко, но фальшиво.

Поэтому, чтобы научить каждого ребёнка петь достаточно чисто, необходимо сформировать у детей определённый объём устойчивых певческих умений.

Они заключаются в следующем: петь выразительно, без напряжения, плавно, лёгким звуком, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, правильно передавать мелодию, петь звонко и тихо в разных темпах самостоятельно, сольно исполнять выученные песни, проявлять творческую инициативу в самостоятельных поисках певческой интонации.

Для формирования этих навыков в практике используются всевозможные упражнения, которые отличаются разнообразием ладо-гармонической окраски, мелодических оборотов, яркими музыкальными образами: песни-упражнения, упражнения-игры, пальчиковые игры, сюжетно — ролевые игры, дидактические игры, игры-ребусы.

C:\Users\Галина\Desktop\Музыкальные ребусы\повторяем ноты.jpgC:\Users\Галина\Desktop\Музыкальные ребусы\учим расположение нот на нотном стане.jpg

 

Песни-упражнения — это распевки, которые способствуют постепенной выработке естественного, лёгкого звучания голоса, чистоты интонирования в пении, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают добиться отчётливого произношения текста песен.

«Солнышко — вёдрышко» В. Карасёвой — одно из упражнений, которое побуждает ребёнка к первым попыткам чисто интонировать звуки, различные по высоте.

Чистота интонирования — это чистота пропевания интервалов, составляющих любую мелодию. Освоение интервалов необходимо вести в интересной, игровой форме.

Например, интервал «прима». Для его освоения применяется упражнение-игра «Поймай голосок» (автор С. А. Арефьева). Музыкальный руководитель нажимает клавишу, поёт звук, говорит: «Я его поймала!». Потом нарочно поёт фальшиво. Спрашивает, поймала или нет. (Нет!) А сейчас?.. Дети понимают, что такое «поймать звук» голосом — чисто спеть его. Затем детям предлагается поиграть — «Кто хочет поймать звук?» Ребята «ловят» звуки на слог «ля» все вместе и по одному, прислушиваются, кто поёт точнее.

Далее необходимо научить детей удерживать интонацию на одном звуке. Ребёнок должен «поймать» звук голосом и удерживать его. Начинать можно с простого упражнения, например, «Назови себя». Целесообразно использовать приём пения «цепочкой». Дети, сидя на стульчиках, по очереди пропевают каждый своё имя в медленном темпе, прислушиваясь к заданному педагогом звуку. Также использую прием прохлопать свое имя «ласково», как называет ребенка мама. Бывае, очень жаль дошкольников услышав, что мама не называет «ласково» своего ребенка, тогда все вместе придумываем ему «ласковое» имя.

Большие интервалы мелодии осваиваются по принципу «Музыкальное эхо» М. Андреевой: музыкальный руководитель поёт интервал, используя подходящее слово, а дети его повторяют. Пропевать их нужно обязательно в медленном темпе, чтобы дети успели подстроиться, «почувствовать», «посидеть» на каждом звуке и как можно точнее спеть.

Для того чтобы дети уверенно различали чередование долгих и коротких звуков, умели точно пропеть ритмический рисунок песенки и передать это графически на магнитной доске используются игры — упражнения из пособия И. М. Каплуновой «Этот удивительный ритм»: «Паровозик», «Гусеница», «Топотушки» и другие.

G:\форматирование  26.11\29.08 Игры\дидактическая игра\Рисунок3.pngG:\форматирование  26.11\29.08 Игры\дидактическая игра\Рисунок4.png

 

С помощью игры «Поющая гусеница» дошкольники узнают высокие и низкие звуки, различают направление музыки вверх, вниз, удерживают мелодию на одном звуке.

Уметь правильно дышать во время пения очень важно. Научить детей этому помогают игры.

«Весёлый паровозик»: детям даётся установка: «Чей паровозик дольше проедет?» Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку музыкального руководителя «паровозик едет»: «Чух-чух-чух…» — так долго, на сколько хватит дыхания. Победит тот «паровозик», у которого дольше хватило дыхания.

Пальчиковые игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности ребёнка пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

«Весёлый художник» Т. Г. Ковалёва.

Весёлый художник весёлою краской (плавные движения рук)

В лесу на полянке цветочки раскрасил.

Белой — ромашку, розовой — кашку (загибают пальцы по одному),

Фиалку — лиловой, а клевер — бордовой.

Краскою синей — красивый цветок,

Мой самый любимый резной василёк.

Большое количество пальчиковых игр используются из программы «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.

Вокально-слуховая координация формируется в умении детей старшего возраста петь самостоятельно без музыкального сопровождения. Помогает развивать это умение пение под аккомпанемент металлофона, пение небольшими подгруппами и индивидуально. Детям предлагаются ранее выученные песенки. Они поют и слушают пение друг друга и своё пение.

Большое значение для развития певческих навыков имеют игры с пением. Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру детей, а возможность играть без музыкального сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом.

В играх с пением дети упражняются в умении петь а капелла. Для этих игр применяются различные атрибуты, шапочки — маски. В дальнейшем игра побуждает детей к самостоятельному пению.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей проявляется не только в организации игр с пением, но и в музицировании, в проведении таких сюжетно — ролевых игр, как «Музыкальные занятия», «Праздничный концерт», «Музыкальный магазин». Дети с удовольствием выполняют роли «дирижёра», «концертмейстера», «композитора».

Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Дети с большим желанием стремятся к индивидуальному исполнению, с удовольствием участвуют в концертах для родителей, а также в городских конкурсах. Неоднократно побеждали на муниципальных конкурсах «Губкинские жемчужины»

C:\Users\Галина\Desktop\мыши.JPG

 

G:\театральный конкурс\дюймовочка\IMG_1424.JPG

 

Литература:

 

  1. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. Учите детей петь. — М.: Просвещение, 1987г.-144с
  2. И. М. Каплунова, И.А Новоскольцева. Этот удивительный ритм. Издательство «Композитор». Санкт Петербург.
  3. Г. С. Самсонова. Как развить частоту интонации у дошкольников. Музыкальная палитра — 2013г № 7.
  4. М. А. Варинская. Формирование навыком правильного звукообразования. Музыкальная палитра — 2008г № 6.
  5. Т. Г. Ковалева. Пение — путь к здоровью. Музыкальная палитра — 2012г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle