Библиографическое описание:

Сайфуллаева М. И. Направления государственной поддержки и стимулирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 582-585.



 

В Узбекистане обеспечиваются макроэкономическая стабильность и высокие темпы роста экономики, благодаря последовательной и целенаправленной реализации глубоко и тщательно продуманной, основанной на пяти известных принципах стратегии, признанной сегодня во всём мире как «узбекская модель» развития. Наша страна сегодня занимает пятое место в мире среди государств с ускоренно развивающейся экономикой, и это заслуженно высоко оценивается со стороны мирового сообщества и международных финансовых институтов.

Дополнительный импульс осуществляемым в стране масштабным преобразованиям придала реализация принятой в начале текущего года Программы дальнейшего реформирования, структурных преобразований и диверсификации экономики на 2015–2019 годы. Данная программа включает в себя семь взаимоувязанных стратегических программных документов, одна из которых направлена на обеспечение надежной защиты частной собственности, увеличение ее доли и значения в экономике. В результате этих реализуемых комплексных мер по улучшению деловой среды, всесторонней поддержки и дальнейшего стимулирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства в республике, доля малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте страны за год увеличилась и превысила более 56 %. Только в январе-сентябре 2015 года доля малого бизнеса и частного предпринимательства в занятости населения выросла до 77,5 % против 77,1 % за аналогичный период прошлого года [3].

Современные реальность требует постоянного реформирования системы поддержки для эффективного развития малого бизнеса и частного предпринимательства. Малое предпринимательство пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах. Все это обосновывает необходимость развития и постоянного реформирования системы государственной поддержки малого предпринимательства в Узбекистане.

Что должно делать государство для оказания поддержки предпринимательству и создания благоприятных условий для его саморазвития?

Во-первых, разрабатывать стратегию роста данного сектора экономики во взаимосвязи с общим социально-экономическим развитием страны. Это означает принятие комплексных долгосрочных мер, обеспечивающих малому бизнесу широкие возможности для роста и достижения им конкурентных преимуществ. Подобная стратегия может реализовываться в виде конкретных программ, цель которых — создание благоприятных условий для развития бизнеса. Подкрепленные реальными действиями и ресурсами, они являются базой для масштабного развития предпринимательства.

Во-вторых, упрощать и делать более понятной нормативно-правовую базу и налоговую систему, постоянно осуществлять корректировку законодательных и нормативно-правовых актов, приводя их в соответствие с требованиями развивающейся экономики.

В-третьих, минимизировать до разумной степени достаточности административно-разрешительные и контрольные функции государства, освобождать бизнес от излишних барьеров, защищать права и безопасность предпринимателей и их собственность, всемерно поощрять предпринимательскую активность.

В-четвертых, осуществлять финансовую и материально-техническую помощь путем создания многочисленных (в первую очередь, негосударственных) и доступных источников рискового (венчурного) капитала, сдавая в аренду средства производства и предоставляя возможность покупки их на льготных условиях, упрощая доступ к государственным заказам.

Государство должно сыграть решающую роль в запуске механизмов финансовой поддержки, задействовать весь арсенал технологий привлечения средств в сферу малого бизнеса, переориентировать систему финансирования на активное использование внебюджетных источников, обучить предпринимателей современным методам заимствования, сделать систему предоставления гарантий и бюджетных ресурсов более понятной и доступной предпринимателям. Рассмотрим лизинг и венчурное финансирование как наиболее интересные и важные системы финансирования для частного предпринимательства.

Лизинг — это вид инвестиционного кредита для приобретения оборудования и передачи его по договору аренды физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях с правом выкупа. Мировой опыт свидетельствует, что лизинговая форма кредита актуальна и эффективна для малых предприятий, испытывающих недостаток ресурсов. Для предпринимателей лизинг выступает как форма долгосрочной аренды с правом выкупа.

Венчурное или рисковое финансирование осуществляется в разных формах, способствует притоку средств для завершения научно-технических разработок, потенциально оцениваемых как высокоприбыльные. При этом значительный производственный и финансовый риск обусловлен неопределенностью конечного результата. Источниками финансирования могут быть специализированные венчурные фонды и индивидуальные инвесторы.

Данный вид финансовой поддержки широко распространен за рубежом. Например, в США ежегодно финансируются тысячи рисковых проектов, а в Англии венчурное финансирование помогает жить и развиваться «академгородку» под названием Кембридж. Каким образом? Во-первых, венчурный бизнес освобожден от подоходного налога и налога на прирост капитала, что дает дополнительные ресурсы, которых так не хватает ученым и изобретателям. Во-вторых, посредником между изобретателем и потенциальным потребителем его продукции выступает венчурное предприятие, которым обычно руководят сами ученые или те, кто учился или работал вместе с ними и хорошо знает проблему. В-третьих, государство содействует тому, чтобы деньги «находили» изобретателей, и выделяет таким посредникам землю для расширения бизнес-центров.

В-пятых, формировать инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, развивать систему оказания специализированных консультационных услуг, совершенствовать обучение и повышение квалификации предпринимателей [2].

Инфраструктура поддержки представляет собой совокупность различных организаций (фондов, агентств, сервисных и выставочных центров, страховых и лизинговых учреждений, бизнес-инкубаторов и др.), создаваемых при участии государственных и местных органов власти. Она призвана стимулировать рост и самоорганизацию малого бизнеса и направлять его активность в наиболее значимые для региональной экономики сферы.

При помощи инфраструктуры поддержки могут осуществляться различные виды деятельности. Например, обучение населения основам предпринимательства, быстрая регистрация предприятий и оказание им юридических и консалтинговых услуг, проведение маркетинговых исследований и организация выставок-ярмарок с демонстрацией продукции малых предприятий, оказание лизинговых услуг, содействие в техническом переоснащении и рекламе продукции, обеспечение безопасности, предпринимателей привлечение инвестиций и т. д.

В поддержку малого бизнеса и частного предпринимательства и с целью создания благоприятных условий для его саморазвития 15 мая 2015 годаПрезидентом Республики Узбекистан был принятУказ№ УП-4725 «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития». Данный законодательный акт предусматривает реализацию Комплексной Программы мер, состоящих из 33 конкретных мероприятий по следующим ключевым направлениям:

  1.                 Повышение ответственности, вплоть до уголовной отв., должностных лиц государственных органов за воспрепятствование и незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность
  2.             Усиление гарантий защиты частной собственности, продолжение процесса либерализации административного и уголовного законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность.
  3.          Дальнейшее упрощение всех видов регистрационных, разрешительных и лицензионных процедур, процедур осуществления внешнеэкономической деятельности.
  4.           Создание необходимых условий и возможностей для ускоренного развития частной собственности и частного предпринимательства, увеличения объемов их кредитования и улучшения бизнес-среды [1].

Особую важность приобрели такие направления содействия малым предприятиям, как создание институциональных условий, отвечающих требованиям современного предпринимательства и рынка и призванных повысить конкурентоспособность малых предприятий. Конкретные меры включали развитие рынка капитала и облегчение доступа малых предприятий к финансовым средствам, упрощение налоговой системы, расширение экспортных возможностей, ликвидация бюрократических формальностей в предоставлении льгот и др.

Таким образом уже в январе-сентябре 2015 года в результате реализуемых комплексных мер по улучшению деловой среды, всесторонней поддержки и дальнейшего стимулирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства в республике, доля малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте страны за год увеличилась и превысила более 56 %.

В частности, за 9 месяцев 2015 года доля малого бизнеса и частного предпринимательства в промышленности увеличилась — до 34,6 % (31,1 % — за 9 месяцев 2014 года), в сельском хозяйстве — до 98,5 % (98,3 %), в розничном товарообороте — до 86,8 % (86,3 %), в сфере услуг — до 54,7 % (49,3 %), в платных услугах — до 49,3 % (47 %), в перевозки грузов — до 49,4 % (47,4 %), в перевозки пассажиров — до 87,9 % (85,4 %) и в занятости — до 77,5 % (77,1 %) [3].

Важным показателем развития частного сектора также является оценка международных экспертов. Согласно обнародованному 27 октября 2015 года Всемирным банком (ВБ) и Международной финансовой корпорацией рейтинг комфортности ведения бизнеса — Doing Business-2016, Узбекистан поднялся на 16 ступеней, что является позитивным сигналом для инвесторов и бизнес сообщества. Узбекистан поднялся с 103-го на 87-е место в рейтинге деловой активности среди 189 стран, при составлении рейтинга аналитики учитывали, прежде всего прогресс, достигнутый благодаря реформированию экономической и правовой сферы за последний год.

Наиболее заметное улучшение в Узбекистане отмечено в сфере получения кредитов — страна по этому показателю поднялась со 105-го на 42-е место или на 63 позиции. В сфере регистрации собственности рейтинг улучшился на 26 позиций (со 113-го на 87-е место), регистрации предприятий — на 22 (с 64-го на 42-е), налогообложения — на 2 (со 117-го на 115-е) [4]. Внедрение системы одного окна и упорядочение процедур заметно упростили регистрацию предприятий, поясняется в докладе. В сфере регистрации собственности отмена необходимости предоставления ряда документов способствовала облегчению процесса передачи имущества.

Анализ уже достигнутых результатов и будущих перспектив развития малого предпринимательства говорит о необходимости постоянного и непрерывного дальнейшего совершенствования подходов к разработке эффективного общегосударственного механизма его поддержки. Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой будет осуществлен поворот к позитивным хозяйственным процессам — реальному становлению рынка, освоению новых ресурсов и технологий, восстановлению заброшенных производств, созданию новых рабочих мест и т. д. При этом необходимо учитывать важнейшие характеристики особенностей функционирования малого бизнеса в современной модели рыночного хозяйства.

Таким образом, в результате осуществляемых институциональных преобразований последовательная и целенаправленная деятельность всех объектов современной рыночной инфраструктуры малого бизнеса позволит вывести этот важнейший сектор экономики на качественно новый уровень, обеспечивающий устойчивый рост и эффективность.

 

Литература:

 

  1.                УказПрезидента Республики Узбекистан от 15 мая 2015 года№ УП-4725 «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития».
  2.                Основы предпринимательства: учебное пособие / В. Ю. Буров. — Чита, 2013. — 441 с.
  3.                www.stat.uz
  4.                www.doingbusiness.org

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle