Библиографическое описание:

Бондарева Л. Ю. Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения школьников // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1066-1067.



 

За последние годы взгляд на психолого-педагогические условия, определяющие профессиональное самоопределение подрастающего поколения, несколько изменился, что связано с модернизацией системы образования. В Законе Российской Федерации «Об образовании» отмечается, что содержание образования «...должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации» [1]. Следовательно, интерес исследователей к проблеме личностно профессионального самоопределения в последнее время возрос. По данным исследования Всероссийского научно-практического центра профориентации и психологической поддержки населения [2, с 320], у большинства подростков очень низкая потребность в профессиональном самоопределении, в выявлении своих способностей, интересов, многие не имеют какой-либо ясной жизненной перспективы. У подростков практически отсутствуют знания, необходимые для профессионального самоопределения: о мире профессий, о себе, о потребностях своего региона в тех или иных профессиях, о возможных путях продолжения своего образования и обучения избранной профессии. В связи с переоценкой ценностей в российском обществе подростки выбирают престижные и высокооплачиваемые профессии.

Профессиональное самоопределение личности — сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Трактовка выбора профессии как деятельности дает возможность более эффективно решать проблемы, связанные с профессиональным самоопределением. Изучение детерминант, успешного выполнения данного вида деятельности, способствует соответствующей организации учебно-воспитательного процесса. Исследования мотивации профессионального выбора и обучения показывают, что ее детерминируют внутренние и внешние факторы.

В качестве внешних факторов могут выступать следующие: особенности общества, в котором формировался и формируется субъект деятельности; особенности территориальной структуры общества; взгляды на престижность профессии; профессии родителей; отношение близких к той или иной профессии, мнение и советы друзей и учителей, влияние средств массовой информации, наличие образовательных учреждений в месте проживания и другое. Все это еще раз подчеркивает неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни, и позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

Итак, профессиональное самоопределение является одним из способов самовыражения и самореализации личности. Эти процессы в определенной мере имеют место во всех возрастных периодах жизни человека. Однако есть период в жизни человека, когда проблема поиска смысла жизни становится действительно ключевой, определяющей — это подростковый период. Подростки испытывают огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и профессиональных перспектив.

Высокая степень неопределенности жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие люди, и подростки в частности, с большой тревогой смотрят в завтрашний день, не хотят или не могут самостоятельно решить, чего же они хотят от жизни. Поэтому многие учащихся выбирают будущую профессию более или менее стихийно.

На основании вышеизложенного материала можно сделать вывод о том, что к психолого-педагогическим условиям, способствующим профессиональному самоопределению подростков, относятся следующие:

          формирование у обучающихся чётких представлений о мире профессий;

          включение учащихся в процесс целеполагания и планирования собственной деятельности;

          ориентация на интересы и потребности подростка, учет уровня его подготовленности к предстоящей деятельности, обеспечение возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;

          создание ситуаций выбора и самоопределения, социальных и профессиональных проб;

          использование индивидуальных и коллективных способов стимулирования творчества и активности учащихся.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что период «проектирования будущего» наступает у школьников в возрасте около 14 лет, образ идеального будущего формируется под влиянием успешного настоящего. Поэтому необходимо, чтобы помимо настоящего у подростков появился реальный опыт практической деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений. Для этого нужно, чтобы он смог примерить на себя не столько профессиональную, сколько социально-профессиональную роль.

 

Литература:

 

  1.      http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
  2.      Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика. — М.: Академия 2008. — 320 с.
  3.      Климов Е. А. Психологияпрофессиональногосамоопределения. — М.: Академия, 2012. — 304 с.
  4.      Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — 26 с.
  5.      Криволапова Н. А. Профессиональное самоопределение школьников в новых социально-экономических условиях // Народное образование. — № 5. — 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle