Библиографическое описание:

Динь Н. Т. Изучение культурно-исторических условий развития творческих способностей у российских и вьетнамских студентов // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1074-1077.



 

Статья посвящена изучению культурно-исторических условий влияют на развитие творческих способностей у российских и вьетнамских студентов.

Ключевые слова: культурно-исторические условия, творчество, студент

 

Актуальность исследования определяется тем что особенности творческих способностей — одна из центральных проблем психологии творчества. Большинство исследований творчества проводят на определенных объектах (в одном возрасте, в одной стране, в определенной культуре). Это вызывает разночтение, и даже противоречивость результатов исследований разных авторов. Поэтому в настоящее время при исследовании творчества требуется расширение пространства и исследуемых объектов. В результате того формируются разнообразные тенденции исследования творчества: исследование этапов формирования, изменения и развития творчества; исследование основных компонентов целостной структуры творчества; исследование факторов, влияющих на формирование, изменение и развитие творчества.

Россия — один из крупных центров культуры в мире и является мостом между культурами Запада и Востока. В XVII — XVIII вв. Пётр первый понимал важную роль культуры и он пытался приобрести прогрессивные ценности из других культур, особенно достижения культуры Запада в системе знаний и искусств и т. д. Это важная база для формирования и развития человеческого понимания в целом, в том числе творчества.

Система высшего образования появилась в России рано, в XVIII веке. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова основан в 1755, называемый базой формирования и развития других больших университетов и институтов в России. Позже развивались научно — исследовательские технические центры. Россия считается важным и крупным научно — исследовательским техническим центром в мире с многими крупными университетами и институтами и высоким качеством системы образования. В системе высшего образования в России, студенты — независимые лица, они могут свободно высказывать свои мысли; обсуждать и отстаивать свои мнения. С 1991 года с изменением политической системы (основана Федеративная республика) эта мысль еще сильнее развивается. Это является важным фактором для стимулирования развития творческой способности студента.

Большинство российских студентов родились в городах, где они рано контактировали с научно-техническими и технологическими вещами, новыми мировыми знаниями, обменами между культурами через средства массовой информации, развлекательные услуги и новые направления в искусстве... Эти факторы являются важными для формирования и создания новых идей в творческом процессе студента. В исследовании факторов динамики интеллекта и креативности М. В. Богомоловой предлагается выделение в социальной среде двух ее аспектов: предметно-информационного аспекта и аспекта межличностного взаимодействия. В ее работах экспериментально доказано, что наибольшую долю средовой дисперсии индивидуальных различий в развитии интеллекта и креативности определяет аспект межличностного взаимодействия, а также подтверждается вывод о более высокой роли отца в формировании креативности и интеллекта по сравнению с влиянием матери на этот процесс. Обнаружено, что обогащение образовательной среды, активное участие учащихся в культурно-досуговой деятельности, многопланово воздействующей на эмоциональную сферу и формирующей опыт социального взаимодействия, в большей степени влияют на показатели развития креативности [1]

В социальных отношениях российской культуры, детей всегда уважают, стимулируют выражать идеи, мнения и спорить с взрослыми. В результате они формируют активную, позитивную и самостоятельную форму поведения в раннем возрасте. Эти вопросы отражены в содержании сказок и мультфильмов и т. д. Это является важной основой и влияет на процесс формирования и развития знаний ребенка, а потом когда дети становятся студентами, эти факторы играют важную роль в их творческом процессе. Т. Эмэ-байл вводит понятия «внутренняя мотивация» (мотивация, идущая от субъекта) и «внешняя мотивация» и экспериментально доказывает, что «внутренняя мотивация» является необходимым условием протекания креативных процессов и фактором, определяющим их уровень. В свою очередь, «внешняя мотивация» может быть в некоторых случаях расценена как деструктивный фактор. Эти выводы применимы только к эвристическим заданиям, в которых заявляемая проблема не имеет прямого пути к решению [4].

Наука в России имеет большой опыт в исследовании творчества; российские учёные исследовали вопрос творчества вместе с другими зарубежными учеными. Многие российские учёные являются известными в области исследования творчества, такие как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Лук, В. В. Давыдов, И. С. Якиманская, А. Г. Ковалев, К. К. Платонов, Е. П. Ильин, Е. Е. Туник и др. Имеется большой опыт применения теоретических и прикладных исследований творчества в системе российского образования, созданы образовательные программы для развития творческой способности школьников разных возрастов. Эти образовательные программы позволяли унаследовать и развивать творческие способности у школьников разных возрастов. Развитие творческой способности человека в целом, и в том числе студентов, является стратегической задачей системы российского образования в прошлом, настоящем и будущем. Это является ключом повышения творческого уровня российского студента.

По образовательным факторам в России имеют более благоприятные условия, чем во Вьетнаме, такие как: самостоятельность, независимость, степень свободы в учебе, уважение в учебе, хорошая материально-инструментальная база, современная наука, техника и технология и другие. В России же наоборот, условия для образования студентов являются более благоприятными: учебные кабинеты с современными, комфортными учебными оборудованиями; большие лаборатории и специализированные учебные кабинеты с современными техническими системами; большие библиотеки с большими ресурсами. Количество студентов в каждой группе часто бывает небольшое (5–15 студентов), это легко для проведения новых активных методов обучения. У них есть время работать вместе, они могут свободно обсудить с преподавателями и другими студентами все интересующие их вопросы, они свободны и могут уверенно высказывать всем свои идеи и мнения в ходе учебы. Лук А.Н говорил, что традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться» [2, с. 49]. Одним из условий развития творческих способностей у учащихся в школе выступает личность самого педагога. На это указывал А. Н. Лук, говоря о том, что «если учитель обладает высшими творческими возможностями, то одаренные ученики добиваются блистательных успехов. Если же преподаватель сам находится внизу шкалы «творческие способности», успехи менее способных учащихся оказываются более высокими. В этом случае ярко одаренные школьники не раскрываются, не реализуют своих возможностей» [2, с.50].

Вьетнам находится в Юго-Восточной Азии с сельскохозяйственной культурой. Культура Вьетнама зависит от конфуцианства более 1000 лет. Феодальные династии во Вьетнаме управляли страной самодержавно, в отрыве от других государственных культур. В начале XX века (1858–1945) Вьетнам получил доступ к Западной культуре во время колонизации Вьетнама французами. Вьетнам был французской колонией поэтому процесс доступа к Западным культурным ценностям был ограничен. Последующие 20 лет, во Вьетнаме была война с американцами. После 1975 г., Северный и Южный Вьетнам был объединен, но под управлением коммунистов процесс культурного обмена ограничивался только некоторыми странами, находящими на стороне социализма. В последние 15 лет Вьетнам постепенно открыл процесс культурного обмена с США и другими странами запада. Эта особенность истории Вьетнама сильно влияет на процесс культурного обмена вьетнамского народа и в свою очередь, культура Вьетнама сама влияет на творческую способность человека в целом, особенно студентов в частности. В целом, во Вьетнаме культура имеет меньшее влияние чем в России.

Система образования во Вьетнаме появилась поздно: колледж изобразительных искусств Индокитая основан в 1924 французами — первый университет во Вьетнаме. После ухода французских колонистов из Вьетнама (в 1954 г.), во Вьетнаме были основаны другие университеты. В настоящее время, во Вьетнаме создана система образования с различными специальностями, но в связи с историческими и экономическими условиями (Вьетнам — одна из бедных стран в мире) процесс научно-технического и технологического развития проходил медленно. Следствием чего является не высокое качество высшего образования во Вьетнаме. Средств и оборудования для образования не хватает и они являются устаревшими. Студенты учатся пассивно, не активно представляют и поддерживают свои идеи и мнения по различным учебным вопросам. В среде образования не хватает свободы и демократии. Академическая свобода считается новой концепцией во Вьетнаме. Государство Вьетнама сильно контролирует программы обучения в системе образования. Эти условия пассивно влияют на процесс формирования, развития и творческой деятельности студента.

Во Вьетнаме условия для образования, исследования студентов являются ограниченными: мало учебных кабинетов с современными, комфортными учебными оборудованиями; мало лабораторий и специализированных учебных кабинетов; оборудования для учебы и исследования оказываются устаревшими; бывают маленькие библиотеки с небольшими ресурсами. Кроме этого, количество студентов в каждой группе часто бывает большое (30–50 студентов), это сложно для преподавания с новыми современными методами обучения. Студенты часто пассивно слушают лекции с большими количествами теории, они редко обсуждают и работают в группе, редко участвуют в фактических специальных деятельностях. Таким образом, им часто не хватает уверенности, редко задают вопросы в ходе учебы. Мало студентов сами представляют свои мнения и идея в ходе учебы.

Большинство вьетнамских студентов родились в деревнях (сельской местности), где они знакомились с несовременными сельскими хозяйствами. Они получают информацию о окружающем мире через телевизоры. После поступления в университет, они начинают осваивать современные технологии, так называемые продукты научно-технического прогресса и технологии, которые начинают влиять на их деятельность. Поэтому на процесс творчества студентов (в начале обучение в университете) основное влияние имеет сельскохозяйственная культура. Другими словами, у вьетнамских студентов не хватает материальной базы для обеспечения процесса развития творчества.

В социальных отношениях культуры Вьетнама, дети не находятся в независимом положении. В следствии влияния конфуцианства, детям надо слушать взрослых, надо уважать и делать то что указали родители. Дети не имеют право спорить с взрослыми. В противном случае, дети оцениваются как «плохие». Содержания сказок и мультфильмов направлены на формирование у детей послушания взрослым, и осуждение «плохих детей». Эти условия сильно влияют на процесс развития студентов и ограничивают их творческих способностей. В. А. Левин подчёркивал, что за формой творчества, за его результатами всегда должно стоять нравственно-духовное содержание, что результаты творчества должны отражать отношение ребенка к миру, представления его о себе, о мире, о людях окружающих его и т. д., а не служить безликим памятником умения владеть технологиями [3, с.15].

Во Вьетнаме к вопросу исследования творчества ученые приступили только в последние 15 лет. Результаты этих исследований еще считаются незначительными: теоретические аспекты изучены в небольшом масштабе, не охвачены экспериментальными исследованиями и не применяются на практике. Поэтому задача развития творческой деятельности студентов является острым вопросом.

Таким образом, культурно-исторические условия в России плодотворные чем культурно-исторические условия в Вьетнаме. Различие культурно-исторических условий является одним из основных главных причин, который создает различия творческих способностей между российскими и вьетнамскими студентами.

 

Литература:

 

  1.                Аверина И. С. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». И. С. Аверина, Е. И. Щелбанова. М., 1996.
  2.                Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2001.
  3.                Библер B. C. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990.
  4.                Богоявленская Д. Б. Психология творчества — Психологический журнал, № 5, 1995.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle