Библиографическое описание:

Шинкарёва Н. А., Карманова А. В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1053-1055.



 

Рассматривается сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе.

Ключевые слова: воображение, творческое воображение, развитие, направленное воображение, творчество, деятельность, психическая деятельность.

 

Известно, что творческий человек способен эффективнее решать жизненные задачи, планировать будущие цели, тем самым обеспечивая большую свободу выбора, поступков, действий и для себя, и других. Это дает ему возможность эффективно построить свою деятельность в условиях развивающегося общества. Следовательно, творческий аспект деятельности человека является важным условием формирования активной жизненной позиции.

Проблема воображения, в частности творческого воображения исследовалась еще Сократом. Он определял понятие воображение, как неотделимую часть искусства, а искусство представляется подражанием космосу или деятельности людей и животных [5, с. 96].

Платон и Аристотель впервые поставили данную проблему как научную, раскрыли сущность и основные черты.Платон описывает воображение как смешение чувственного ощущения и мнения. По мнению Аристотеля: «Воображение является определенным родом деятельности специфическим продуктом, которого являются познавательные образы окружающей действительности» [5, с. 97].

Воображение не есть сама действительность но в тоже время оно не может существовать без самой действительности без питающей ее среды. И в тоже время воображение задает программу жизнедеятельности человека оно порождает замысел. Как считал К. Маркс даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем что прежде чем строить ячейку из воска он уже построил ее в своей голове. То есть приступая к работе человек «видит» цель своей деятельности ее будущий результат который еще в начале деятельности человека имелся в его представлении т. е. идеально. Воображение порождает «образ» того что лишь будет создано в процессе творческой работы [3, с. 312].

Как отечественные так и зарубежные авторы с разных точек зрения рассматривают сущность понятия «воображения» и «творческого воображения».

Л. Н. Коган А. Г. Спиркин утверждали, что «воображение — это психологическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком» [2, с. 39].

Интересно отметить, что Ж. Пиаже считал воображение «временной стадией искаженного отражения, и поэтому воображение деформирует представления ребенка о реальности, не давая взамен ему ничего нового, а лишь искажая картину самой действительности» [5, с. 125].

Я. Л. Коломенский определяет воображение как своеобразную форму отражения действительности, заключающуюся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений. Под воображение он понимал: «способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер» [3, с. 317].

Л. С. Выготский отмечает, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».

По мысли Л. С. Рубинштейна, основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. По его мнению: «воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое. При этом воображение — это отлет от прошлого опыта, преобразование его, это преобразование данного, осуществляемое в образной форме» [3, с. 318].

Л. С. Коршунова считает, что при помощи воображения человек отображает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочинениях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы.

Е. И. Игнатьев рассматривает основные признаки процесса воображения, замечая, что «в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление» [5, с. 136].

Согласно современной философской энциклопедии: «воображение определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности».

Экспериментальное изучение творческого воображения стало предметом интереса западных психологов начиная с 50-х годов. В первой половине XX века влиятельным направлением в американской и европейской науке был бихевиоризм, представители которого игнорировали существование образов, исключая их из круга явлений, подлежащих изучению.

Н. А. Шинкарева, А. А. Иванова, творческое воображение необходимо развивать с самого раннего возраста создавая благоприятные условия в контексте разных видов деятельности и в первую очередь в тех, которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без нее существовать [6].

А. Осборн описывал творчество как направленное воображение, скомбинированное с намерением и усилием.

По мнению Р. Ассаджиоли: «функция воображения — построение и создание образов — была признана важнейшей человеческой способностью».

С. Ариети; С. Парнс изучали роль воображения, они указывали, что «роль воображения в творческом процессе приравнивалась к роли знания и суждения».

Дж. Юлли и М. Кетчиол утверждали, что «качественное своеобразие воображения отражает сложность стадии познавательного развития объекта» [1, с. 34].

Р. С. Немов подчеркивает то, что «воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны» [4, с. 78].

В отечественной и зарубежной психологии и педагогике само понятие «творчество» имеет множество определений, но все они сходятся в одном — это деятельность ребенка по созданию новых, оригинальных, общественно-значимых ценностей.

Л. С. Выготский говорил: «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».

Как отмечает Запорожец А. В., одним из важнейших компонентов творчества, без которого немыслимо создание нового является воображение.

А. В. Петровский считает, что «Творческое воображение, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» [1, с. 46]. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения — социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.

В ходе творческого воображения ребенок самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в оригинальных продуктах деятельности. Как видно, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением.

Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного отражения. Другая тенденция считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.

Таким образом, понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законам логики, как нетворческого — неправомерно. Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала.

Под творческим воображением понимается создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение.

В заключении обратим внимание на тот факт, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

 

Литература:

 

  1.                Боровик, О. В. Развитие воображения. М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2002. 112с.
  2.                Дудецкий, А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974. — 153с.
  3.                Маклаков, А. Г. Общая психология. М.: Знание, 2005. 592с.
  4.                Немов, Р. С. Психология. — М.: Просвещение, 1994. Книга I.
  5.                Скоробогатов В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. М.: Союз, 2002. 356с.
  6.                Иванова А. А. Развитие творческого воображения старших дошкольников [Текст] / А. А. Иванова, Н. А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 136–138.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle