Библиографическое описание:

Хабибуллина А. Р. Понятие и содержание административно-правового статуса государственного унитарного предприятия // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 797-799.



 

Административно-правовой статус всех видов предприятий и учреждений включает в себя совокупность их прав и обязанностей, реализуемых ими в управленческих административно-правовых отношениях, которые складываются, прежде всего, во взаимоотношениях предприятий и учреждений с государственными и муниципальными органами исполнительной власти.

По мнению исследователей административно-правовые отношения опосредуют, прежде всего:

          процесс принятия управленческих решений о создании, реорганизации, ликвидации предприятий и учреждений, а также определении предмета и целей их деятельности, соответствующей целям государства или общественного самоуправления;

          отношения в связи и по поводу утверждения уставов предприятий и учреждений исполнительными органами власти и местного самоуправления, а также ведения учета, государственного кадастра зарегистрированных и действующих предприятий и учреждений — юридических лиц;

          отношения по заключению исполнительными органами государственной и муниципальной власти различного рода административных соглашений и договоров с подведомственными предприятиями и учреждениями, выдаче им государственных и муниципальных заказов на производство определенной продукции, выполнение работ или оказание услуг;

          отношения, связанные с государственной регистрацией и лицензированием осуществляемой предприятиями и учреждениями деятельности;

          отношения по согласованию предложений по распоряжению государственным и муниципальным имуществом и реализации иных решений в соответствии с полномочиями собственника;

          многочисленные отношения, порождаемые осуществлением государственного контроля и надзора за соблюдением всеми предприятиями и учреждения ми установленных правил хозяйствования, осуществления ими различных видов деятельности и многих других правил охраны государственного, общественного порядка и общественной безопасности во всех ее разновидностях [7].

Эти взаимоотношения, складывающиеся между органами исполнительной власти и подведомственными им в отраслевом, функциональном или территориальном отношении предприятиями и учреждениями, составляют основы содержательной характеристики их административно-правового статуса.

Любое предприятие и учреждение, являющиеся субъектом административно-правовых отношений, обладает соответствующим административно-правовым статусом.

Исследователи, например Е. В. Овчарова [8], подчеркивают, что если административно-правовой статус абстрактного юридического лица определяется нормами административного права, то административно-правовые отношения конкретного юридического лица зависят от юридических фактов, с которыми закон связывает их возникновение, изменение и прекращение.

Связующим звеном между административно-правовым статусом и административно-правовым отношением является административная правосубъектность юридического лица, которая, как справедливо, на наш взгляд, отмечает В. В. Мазурин, «является правовой конструкцией, отражающей состав юридических фактов, наличие которых позволяет конкретному лицу (или вынуждает его) выступить в качестве субъекта права, имеющего соответствующий правовой статус» [6].

Следует согласиться с Н. В. Киселевой и другими авторами в том, что административно-правовой статус юридического лица имеет определенную структуру, которая включает целевой блок элементов, организационный блок элементов, компетенцию в сфере государственного управления и административную ответственность как необходимое правовое средство обеспечения надлежащего исполнения обязанностей юридических лиц в сфере государственного управления [4]. В отличие от компетенции юридического лица в сфере государственного управления и административной ответственности юридического лица, характеризующих исключительно его административно-правовой статус, целевой и организационный блоки элементов его правового статуса в равной мере могут быть отнесены как к гражданско-правовому, так и к административно-правовому статусу.

В связи с этим, в содержание их административно-правового статуса, как правило, включаются следующие элементы:

а) место в административно-публичной сфере, в том числе подведомственность (подчиненность) ее конкретному органу исполнительной власти либо иной вид юридической связи с органами исполнительной власти;

б) предмет, виды и сфера деятельности;

в) цели создания и деятельности;

г) задачи, решаемые в административно-публичной сфере;

д) функции, выполняемые в административно-публичной сфере;

е) общие и (или) специальные административные права (полномочия) в административно-публичной сфере;

ж) ограничения общих и (или) специальных административных прав (полномочий) в административно-публичной сфере;

з) общие и (или) специальные административные обязанности в административно-публичной сфере;

и) юридическая (административная и иная публично-правовая) общая или специальная ответственность организации за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения [1].

В зависимости от особенностей содержания перечисленных элементов выделяют общий и специальный административно-правовые статусы [5].

Общий административно-правовой статус предприятия представляет собой общую административно-правовую характеристику этого предприятия и включает в себя, в частности, наиболее общие административные права (полномочия), ограничения этих прав, административные обязанности и общие условия привлечения ее к юридической ответственности за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения.

Общим административно-правовым статусом обладают, в частности, большинство предприятий.

Общий административно-правовой статус возникает у предприятия с момента ее создания (государственной регистрации в качестве юридического лица). Одновременно с возникновением общего административно-правового статуса у предприятия возникает и общая административная правосубъектность (правоспособность, дееспособность и деликтоспособность) [3].

Специальный административно-правовой статус предприятия представляет собой специальную административно-правовую характеристику этого предприятия и включает в себя, в частности, специальные административные права (полномочия), ограничения этих прав (полномочий), административные обязанности этого предприятия и др.

Унитарное предприятия осуществляют свою деятельность на основании положений гражданского, налогового законодательства, а также отдельных норм административного законодательства.

В связи с этим сущность административно-правового регулирования хозяйственной деятельности унитарных предприятий выражается в воздействии на них органов государственной власти и местного самоуправления. При этом воздействие заключается в осуществлении отдельных видов контроля или надзора (налогового, валютного, метрологического, таможенного, транспортного), государственной регистрации, принудительной ликвидации, предотвращении монопольной и иной деятельности, направленной на ограничение конкуренции, предоставлении гарантий и поддержки, применении мер юридической ответственности [9].

Создание предприятий является правом собственника имущества или уполномоченного им органа.

Таким образом, особенность административно-правового статуса унитарных предприятий состоит в том, что такие предприятия учреждаются на базе государственной собственности, предназначены для реализации деятельности, направленной на удовлетворение публичных интересов.

Наиболее предпочтительной и применимой, на наш взгляд, к унитарным предприятиям нам видится предложенная Д. Н. Бахрахом структура административно-правового статуса коллективных субъектов, которая представляет собой три основных блока: а) целевой; б) структурно-организационный; в) компетенционный [2].

 

Литература:

 

  1. Бабай А. Н., Пархоменко А. Г. Административное право: лекции / А. Н. Бабай, А. Г. Пархоменко. — М., Воронеж: МОДЭК, МПСУ, 2012. — 456с.
  2. Бахрах Д. Н. Административное право России / Д. Н. Бахрах: Учебник для вузов. — М.: Издательская группа «НОРМА-ИНФРА-М», 2002. — 640 с.
  3. Калугина Л. В. Административный механизм обеспечения правового статуса унитарных предприятий по законодательству Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Л. В. Калугина. — Тюмень, 2007. — 20 с.
  4. Киселева Н. В. Особенности правового статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий / Н. В. Киселева // Источники частного и публичного права: сборник научных трудов по материалам III ежегодной Международной научно-практической конференции 28 марта 2014 г. — Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2014. — С. 140–144.
  5. Кононов П. И. Основные категории административного права и процесса: монография / П. И. Кононов. — М.: Юрлитинформ, 2013. — 416 с.
  6. Мазурин В. В. Статус унитарных предприятий в финансовом праве РФ / В. В. Мазурин // Российское законодательство в современных условиях. Материалы IX ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. — Брянск: ООО «Изд-во «Курсив», 2011. — С. 170–177.
  7. Мартынова Т. Н. Административно-правовой статус государственных унитарных предприятий: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 / Т. Н. Мартынова. — М., 2003. — 178 с.
  8. Овчарова Е. В. Административная ответственность юридических лиц в Российской Федерации: дис.... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Е. В. Овчарова. — М., 2001. — 214 с.
  9. Палладина М. И. О некоторых проблемах правового статуса сельскохозяйственных унитарных предприятий и кооперативов / М. И. Палладина // Государство и право. — М.: Наука, 2009. — № 5. — С. 48–54.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle