Библиографическое описание:

Ахраменко Е. В. Здоровьесберегающие технологии: здоровье учащихся // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 910-912.



 

В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка. Планирование и правильная организация учебно-воспитательного процесса, использование различных средств здоровьесберегающих технологий, таких как физкультминутки, песни, игры, элементов аутогенной тренировки помогает предупредить нарушения в здоровье обучаемых.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие технологии, физкультминутки, дыхательные упражнения, релаксация, аутогенная тренировка.

 

Здоровье является показателем физического, душевного благополучия человека. Актуальной является проблема сохранения здоровья учащихся, использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Cреди факторов, влияющих на состояние здоровья учащихся, можно выделить следующие:

                    наследственность, особенности развития обучаемого, воспитание в дошкольном возрасте и т. п.;

                    образ жизни учащихся, воспитание и образование в период школьного обучения;

                    обстоятельства жизни учащегося (доход, жилищные условия, наличие стрессовых ситуаций);

                    своевременное обращение за медицинской помощью, соблюдение правил гигиены и т. п.) [1].

К школьным факторам, негативно влияющим на здоровье учеников, можно отнести следующие:

  1.                нерациональный режим жизнедеятельности;
  2.                дефицит свободы движений;
  3.                недостаточная компетентность учителей в вопросах здоровьесбережения;
  4.                неправильное питание обучаемых;
  5.                интеллектуальные и физические перегрузки;
  6.                неправильная организация сна и отдыха детей;
  7.                проблемы взаимоотношений со сверстниками [2].

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья человека на всех этапах его развития.

Цель здоровьесберегающих технологий — помочь учащимся сохранить здоровье на протяжении всего периода обучения в школе, сформировать у них необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в жизни.

Принципы здоровьесберегающей педагогики:

                    принцип ненанесения вреда;

                    принцип приоритета действительной заботы о здоровье учащихся и педагогов;

                    принцип непрерывности и преемственности;

                    принцип субъект-субъектного взаимодействия педагога с учащимися;

                    принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся;

                    принцип приоритета позитивных воздействий над негативными;

                    принцип приоритета активных методов обучения;

                    принцип отсроченного результата.

Для сохранения здоровья учащихся большое значение имеет организация учебного процесса.

Выдвигаются следующие требования к уроку в условиях здоровьесберегающих технологий:

                    учет закономерностей учебно-воспитательного процесса при построении урока;

                    использование правил здорового образа жизни с учетом конкретных условий проведения урока;

                    использование различных средств здоровьесберегающих технологий, таких как физкультминутки, игры, песни и т. д.;

                    планирование и контроль урока с учетом особенностей развития учеников.

Для снятия усталости учащихся на уроке английского языка могут быть использованы следующие физкультминутки:

1. Look left, right

Look up, look down

Look around.

Look at your nose

Look at that rose

Close your eyes

Open, wink and smile.

Your eyes are happy again.

2. Clap, clap, clap your hands.

Clap your hands together.

Nod, nod, nod your head.

Nod your head together.

Stand up! Stand straight! Hands up! Hands down!

Hands to the sides! Hands forward! Hands backward!

Turn to the left! Bend right!

Stretch yourselves! Move your fingers!

Для снятия мышечного напряжения обучаемых целесообразно использовать следующие дыхательные упражнения.

Упражнение «Шарик». Ученики представляют, что они воздушные шарики. На счет «1, 2, 3, 4» ребята делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. На счет «1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8» медленно выдыхают.

Упражнение «Обдуваем плечи». Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо. Делаем вдох, поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот. Продолжать выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо — «вдох», голова повернута направо — «выдох», голова прямо — «вдох», голову опускаем к подбородку — «выдох», голова прямо — «вдох», голову поднимаем вверх — «выдох». Выполняется упражнение 4–6 раз.

Хорошим видом релаксации на уроке признается игра. Можно использовать следующие игровые задания.

  1.                Ученики двигаются по кругу, изображая движения какого-либо животного или сказочного героя. Когда учитель говорит «Стоп», учащиеся застывают в позе воображаемого героя, чувствуя напряжение всех мышц. Затем учитель говорит слово «солнце», обучаемые начинают «таять», расслабляя свои мышцы.
  2.                Учащиеся встают в круг, выбирают партнера, бросают ему мяч и произносят одно из усвоенных ранее слов по любой теме [3].
  3.                Рассказ по рисунку. Каждая пара получает рисунок с изображением комнаты, в которой находятся разные вещи, характеризующие ее хозяина. Нужно составить рассказ о том, чем занимается хозяин комнаты. Выигрывает пара, составившая самый интересный рассказ.

Чтобы помочь учащимся средних и старших классов снять напряжение и усталость, рекомендуется использовать элементы аутогенной тренировки.

Аутогенная тренировка — это приемы саморегуляции функций организма. Она позволяет управлять высшими психическими функциями, улучшает внимание, нормализует дыхательный ритм, в результате чего повышается работоспособность.

Перед аутогенной тренировкой рекомендуется включить спокойную музыку. Учащимся следует психологически настроить себя, расслабиться.

Sit comfortably. Close your eyes slowly. Breathe in. Breathe out. You haven’t problems. Your brain relaxes. Your troubles are flying away. You are happy. You are full of energy. Youre ready to work.

Забавные истории, лимерики также помогают преодолеть переутомление школьников. Например,

A fly and a flea

Flew into a flue,

Said the fly to the flea

“What shall we do?”

“Let us fly” said the flea. Said the fly “shall we flee?”

So they flew through a flaw in the flue.

Еще одним видом релаксации на уроке является песня. Песня воздействует на чувства и эмоции учащихся. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, повышается эмоциональный тонус, активизируется познавательная деятельность. Ниже предлагается текст песни “Yellow submarine”, которая может помочь учащимся снять напряжение и восстановить работоспособность.

Yellow submarine

(by Paul McCartney)

In the town where I was born lived a man

who sailed the sea,

And he told us of his life in the land of submarines

So we sailed up to the sun till we found the sea of green

And we lived beneath the waves in our yellow submarine

We all live in a yellow submarine, yellow submarine,

yellow submarine.

We all live in a yellow submarine, yellow submarine,

yellow submarine.

And our friends are all on board,

Many more of them live next door,

And the band begins to play

We all live in a yellow submarine, yellow submarine,

yellow submarine.

We all live in a yellow submarine, yellow submarine,

yellow submarine.

And we live a life of ease,

Everyone of us has all we need

Sky of blue the sea of green in our yellow submarine

We all live in a yellow submarine, yellow submarine,

yellow submarine.

We all live in a yellow submarine, yellow submarine,

yellow submarine.

Таким образом, организация урока с учетом здоровьесберегающих технологий помогает обучаемым снимать эмоциональное напряжение и предупреждать нарушения в их здоровье.

 

Литература:

 

  1.                Науменко, Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Ю. В. Науменко // Педагогика. ‒ 2005. ‒ № 6. ‒ С. 37–44.
  2.                Способы преодоления психоэмоционального напряжения педагога / Е. А. Земцова. ‒ Мн. ‒ 2012.
  3.                Поповицкая, Н. В. Тренировка голоса и дыхания на уроке иностранного языка / Н. В. Поповицкая // Иностр. яз. в шк. ‒ 2010. ‒ № 2. ‒ С. 66–70.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle