Библиографическое описание:

Сабитов Ж. М. К вопросу о родоплеменном составе кыпчаков в начале XIII века // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 854-857.



 

Существует ряд источников, повествующих о родоплеменном составе домонгольских кыпчаков.

  1.      Сведения Ан-Нувейри (умер в 1332 году), переведенные д'Оссоном А. К. (судя по сообщению, Ан-Нувейри заимствовал данный список из летописи Рукн ад-Дина Байбарса Давадар ал-Мансури (умер в 1325 году)): Токсоба, Йета, Бурджоглы, Илбарили (Бурлы), Кангуоглы, Анджоглы, Дурут, Карабароглы (Кулабаоглы), Джузнан, Карабиркли, Котян [5, 64].
  2.      Булакское издание Ибн Халдуна (умер в 1405 году): Токсоба, Сета, Бурджогла, Элбули, Канааралы, Оглы, Дурут, Калабаалы, Джерсан, Кадкабиркли, Кунун [5, 65–66]. Судя по датам жизни Ибн Халдуна, а также искаженным названиям (Китмир вместо Котян, сета вместо Йета, Оглы вместо Анджоглы и т. д.) названия кыпчакских племен у Ибн Халдуна менее достоверны, чем названия Ан-Нувейри. Также у Ибн Халдуна сказано, что «племя Дурут из Кыпчаков, а племя Токсоба из Татар» [5, 66]. Многие авторы воспринимают этот отрывок не критично [7, 77]. По нашему мнению «из татар» это личная вставка Ибн Халдуна, осуществленная во второй половине XIV века (У Ан-Нувейри данного тезиса нет). Это предложение по его мысли обозначало, что Токсоба подчиняется татарам (Джучи и Угедея).
  3.      Ибн Дукмак (умер в 1407 году). Его отличия от списка Ан-Нувейри минимальны: Джортан вместо Джузнан и Кангароглы вместо Кангуоглы [5, 64]
  4.      ад-Димашки (умер в 1327 году). Факсимиле ад-Димашки опубликовано [1]. На странице 264 там опубликован список кыпчакских племен..Существуют разные варианты перевода ад-Димашки.

4.1. Кузеев Р. Г., ссылаясь на Навширванова Ш. [13, 83–84], пишет: «лишь Ад-Димашки (XIII—начало XIV в.), отмечая приход части кыпчаков в Хорезм, перечисляет их разветвления: тау(таF), бузанки, башкырд, и др». [12, 172]. По нашему мнению, тут Навширванов Ш. допустил ошибки при переводе ад-Димашки.

4.2. Ахинжанов С. М. приводил свой вариант племен кыпчаков на основе сведений ад-Димашки: «К крупным племенам и родам он относит баргу, токсоба, итоба, барат, ильарас, бурджоглы, манкуроглы, йемек, а к мелким — таг, башкурт, куманку, бузанку, баджна, караборикли, уз, шортан» [2, 263].

4.3. Кумеков Б. Е. приводит свой перевод: «борили, токсоба, иетиоба, дурут (дуртоба), аль-арс, бурджоглы, манкуроглу, имек (про имеков Кумеков Б. И. пишет (на основе сведений ад-Димашки): они (имеки) уже стали хорезмийцами), среди мелких подразделений: таг, башкурт, куманлу, базанак (баджанак), баджна, карабориклу, уз, джортан» [6, 426–427]

При этом Кумеков Б. Е. пишет, что «в сочинениях арабских ученых ат-Тыни (1235–1318) и ад-Димашки (1301–1349) содержатся конкретные данные о родоплеменном составе кыпчаков Восточного улуса» [6, 425]. Здесь стоит отметить несколько моментов:

А. Нигде не приведены ни название труда ат-Тыни, ни какие-нибудь извлечения или переводы, а также не указаны ссылки на лист сочинения ат-Тыни, откуда были взяты сведения о кыпчаках. Крачковский И. Ю. предположил, что ал-Ватват и Ахмад ат-Тини ал-Варрак, на которого ссылался ад-Димашки в своей космографии, — одно и то же лицо. Мухаммад ибн Ибрахим ибн Йахйа ал-Ансари Джамал ад-дин ал-Ватват ал-Кутуби ал-Варрак родился в 632/1235 году и умер в 718/1318 году. Его труд назывался: «Мабахидж ал-фикар ва манахидж ал-'ибар» («Красоты мыслей и пути вразумлений») [8].

В описании труда ад-Димашки сказано, что «Источники свои ад-Димашки частично называет, частично они угадываются по своему содержанию и передаче. Упомянут автор Ахмад ал-Варрак с его книгой «ал-Мабахидж», в котором, по нашему мнению, надо видеть Мухаммада ибн Ибрахима ибн Йахиу ал-Ансари ал-Кутуби ал-Варрака ал-Ватвата (1235–1318), а в сочинении «ал-Мабахидж» — книгу названного Мухаммада ал-Варрака «Мабахидж ал-фикар ва манахидж ал-'ибар» («Красоты мыслей и пути вразумлений»). Ошибка, вероятно, была вызвана тем, что Мухаммад ал-Варрак имел еще второе имя и нисбу, возможно, как псевдоним, а именно — Ахмад ат-Тини» [9]

При этом стоит отметить, что Ан-Нувейри был знаком с трудом ат-Тини: «Книга ан-Нувайри, как уже ясно, написана на основании сочинений его предшественников. В отрывках, посвященных Африке, он ссылается на сочинения Мухаммада ибн Ибрахима ал-Ватвата ал-Кутуби ал-Варрака» [10].

Также Крачковский И. Ю., говоря об идентичности Ат-Тини (лучше использовать это общепринятое написание, а не ат-Тыни) и ал-Варрака ал-Ватвата, писал: «считать работу ад-Димашки только извлечением из труда этого автора, как иногда высказываются, все же нет оснований» [11, 384]. В связи с тем, что существовала научная традиция, считавшая сочинение ад-Димашки полной компиляцией Ат-Тини, а также в связи с отсутствием каких-либо ссылок на текст или страницу сочинения Ат-Тини, где он писал, про кыпчакские племена, можно сомневаться в существовании сообщения Ат-Тини о кыпчакских племенах. Кроме этого можно сомневаться в том, что Шамс ад-Дин писал только о кыпчаках восточного Дешти-Кыпчака, а западные кыпчаки отличались от восточных.

Б. Даты жизни Шамс ад-Дина ад-Димашки указаны не верно. Видимо Кумеков Б. Е. спутал двух людей носивших одинаковую нисбу. Шамс ад-Дин ад-Димашки родился в 1256 году и умер в 1327 году [11, 382]. Ал-Омари, имевший полное имя Шихаб ад-Дин Ахмед ибн Йахйа ибн Фадлаллах ал-Омари ад-Димашки родился в 1301 году и умер в 1349 году [11, 405]

4.4. Питер Голден привел свой список кыпчакских племен из сообщения ад-Димашки: Брт (Барат/Берет/Барак), Бурджоглу, Бзанки, Джиртан (Джортан, Озун Джортан), Итба (Итоба), Каракориклу, Куманку (Куманлу), Минкузоглы, Беджене, Токсоба, Таг Йаскут (Таг Башкурт), аль-Урус, Имек [3, 26–30]. Здесь стоит отметить, отличия от более ранних прочтений. Питер Голден объединяет два слова в один этноним (у Ахинжанова С. М. и Кумекова Б. Е. два племени Таг и Башкурт, у Голдена П. одно племя Таг Башкурт, у Ахинжанова С. М. и Кумекова Б. Е. два племени Уз и Джортан, у Голдена П. одно племя Озун Джортан). Скорее всего, здесь Голден П. не прав и читать надо эти этнонимы отдельно.

4.5. Ильясова З. перевела отрывок из Шамс ад-Дина ад-Димашки следующим образом: «Кыпчак — общины, все они из тюрок и бараку (брку), токсоба (тксба), йасаба (исба), барат, ал-арс, бурджоглу (бржаглу), манкуроглу (мнкураглу), йимак (имк). Они стали хуаразмиты (хорезмийцы). Из них еще есть другие поменьше племена таг (тг), башкут (ишкут), куманку (кмнку), базанки (бзанкий), бажна (бжна), караборуклу(крабуклу), уз (аз), жортан (жртн) и другие» [4].

Если вчитаться в этот отрывок станет ясно, что вполне возможно последние 8 наименований не имеют отношения к кыпчакам: Кыпчак — общины, все они из тюрок… Они стали хуаразмиты (хорезмийцы). Из них еще есть другие поменьше племена.

Слово из них, можно понимать не как «из Кыпчаков», а как «из Хорезмийцев» или как «из Тюрков», тогда становится ясным, что вполне возможно перечисленные 8 этнонимов это были не кыпчакские рода, а отдельные народы, которые размером были меньше, чем кыпчаки (башкурт, уз (или ас), печенеги, черные клобуки и др.). Также «они стали хорезмийцами», судя по переводу, касается не столько племени имак, а сколько всех кыпчаков вместе взятых (точнее их 8 перечисленных родов). Под хорезмийцами, мы, конечно, подразумеваем не жителей Хорезма, а остатки армии Хорезмшаха и Джалал ад-Дина, которое долгое время на Ближнем востоке и в Малой Азии играла большую роль.

Таким образом, по нашему мнению, список ад-Димашки включает в себя только 8 кыпчакских родов. Вполне возможно найдутся в будущем источниковедческие связи между этим списком родов и списком родов из 11 кыпчакских племен.

Подводя итоги статьи, стоит отметить, что вполне возможно, что «8 мелких кыпчакских племен» из ад-Димашки, на самом деле являются 8 мелкими народами (из тюрков или хорезмийцев)

Списки же Ан-Нувейри, ибн Халдуна и Ибн Дукмака являются более поздними, возможно в них есть заимствования из Шамс ад-Дина Димашки. Данный вопрос трудно будет решить, без перевода и введения в научный оборот более полных отрывков о кыпчакских племенах из летописей Рукн ад-Дина Байбарса, Ан-Нувейри, ибн Халдуна и Ибн Дукмака.

Ниже можно видеть сводный список кыпчакских племен согласно арабским авторам.

Написание ад_Димашки

Написания Ан Нувейри

Возможны интерпретации

Брку

 

Баргу (Ахинжанов С. М.)

Борили (Ильбари) (Кумеков Б. Е.)

Баргу — перекочевавшее в Дешти-Кыпчак племя Байырку (Баргут) (Сабитов Ж. М.)

Тксба

Токсоба

Токсоба — (девять родов — Кумеков Б. Е.), Тухсиоба (род Тухси — Голден П.)

Исба

Йета

Иетиоба (семь родов — Кумеков Б. Е.), Итоба («сын собаки» — Голден П.)

Барат

 

Барат, Бурет, Барак (Голден П.)

ал-арс

 

Асы, родственники Алан (Кумеков Б. Е.),

Урусоба (ал-урус) (Голден П.)

Бржаглу

Бурджоглы

 

Мнкураглу

 

 

Имк

 

Имак (Имек, Кимак)

Тг

 

Таг — огузское племя (Кумеков Б. Е.)

Ишкут

 

Башкурт (Ахинжанов С. М., Кумеков Б. Е.)

Кмнку

 

Куманлу (Кумеков Б. Е.)

Базанки

 

Берендеи (Рашоньи)

Баджанак (Печенег) (Кумеков Б. Е.)

Баджна

 

Баджна (входил в печенежский союз с Базанки и Башкурт) (Кумеков Б. е.)

Аз

 

Уз — Огуз (племя Огуз), Аз — Ас (племя Ас — Яс)

 

Ильбарили

Ильбари

 

Кангуоглы

Канглы

 

Анджоглы

Иланоглы («дети змеи») (Голден П.)

 

Дурут

Дуртоба (четыре рода — Кумеков Б. Е.)

 

Кулабаоглы

(от слова кул — раб) (Голден П.)

Джортан

Джузнан

(от слова «щука»)

Крабуклу

Карабиркли

Черные клобуки

 

Котян

 

 

Литература:

 

  1.      Ад-Димашки Нухбат ад-дахр фи аджаиб ал-барр ва-л-бахр. издательство Мерена. Санкт-Петербург. 1866. http://books.google.ru/books?id=CQ0ZAAAAYAAJ&pg=PT6&hl=ru&source=gbs_toc_r&cad=3#v=onepage&q&f=false
  2.      Ахинжанов С. М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алма-Ата, 1989. С. 263
  3.      Голден П. Б. К вопросу о происхождении племенных названий кыпчаков // Сборник материалов международной научной конференции ’’Кыпчаки Евразии: история, язык и письменные памятники’’ посвященный 1100-летию Кимекского государства в рамках Дней тюркской письменности и культуры. Астана, 2013. С. 22–36
  4.      Ильясова З. Сабитов Ж. М. «Сведения Нухбат ад-дахр фи аджаиб ал-барр ва-л-бахр ад-Димашки о тюркских племенах Дешт-и Кипчака»// Золотоордынское обозрение. (в печати)
  5.      История Казахстана в арабских источниках. Том 1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. 711 с.
  6.      История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Том 1. Алматы, 1996. 544 с.
  7.      Исхаков Д. М., Измайлов И. Л. Этнополитическая история татар (III — середина XVI вв.). Институт истории АН РТ. Казань: Школа, 2007. 356 с.
  8.      Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Т. 4. Арабские источники XIII-XIV вв. М. Восточная литература. 2002. С. 173–174. http://www.drevlit.ru/docs/egipet/XIII/Vatvat/text1.php
  9.      Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Т. 4. Арабские источники XIII-XIV вв. Восточная литература. 2002. С. 291–293. http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Dimaschki/frametext1.htm
  10. Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Т. 4. Арабские источники XIII-XIV вв. М. Восточная литература. 2002. С. 382.http://www.drevlit.ru/docs/egipet/XIII/Nuvajri/text1.php
  11. Крачковский И. Ю. Арабская географическая литература.Москва. Восточная литература. 2002. 919 с.
  12. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа.Этнический состав, история расселения. Москва. Наука. 1974. 572 с.
  13. Навширванов В. Ш. Предварительные заметки о племенном составе тюркских народностей, пребывавших на юге Руси и в Крыму // Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии. Том 3. Симферополь, 1929.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle