Библиографическое описание:

Сабитов Ж. М. Казахские ханы в монгольских источниках второй половины XVII века // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 851-854.



 

Сообщения о казахских ханах и Казахском ханстве в монгольских источниках скудны. Можно встретить всего несколько сообщений в различных источниках. Такими источниками являются Алтан Тобчи Лувсанданзана, Эрдинийн Тобчи Саган-сэцэна и Шара-туджи. Ниже мы рассмотрим известия всех этих первоисточников о Казахских ханах. У Саган-сэцэна сохранился целый эпизод о вражде казахского Ахасар-хана и монгольских Чингизидов[1]. Данный отрывок издавался на немецком языке в 1829 году Исааком Яковом Шмидтом. Ниже мы приводим перевод этого отрывка:

1. Эрдинийн Тобчи:

«По истечению этого времени случилось то, что два младших брата Хутугтай Сэцэн Хунтайджи (правил в Ордосе в 1540–1586 годах — Ж.С.), по имени Буяндара Хулачи Багатур, рожденный в году Барса (Тигра, Пантеры) (1542) 31 года, и Саин Дара Чинг Багатур, рожденный в году Змеи (1545) 28 лет, в год Обезьяны (1572) энергично выступили против Тогмака (Монгольское название Дашт-и Кыпчака — Ж.С.). В местности Шира Мурэн (Сарысу — Ж.С.) напали они на Аксар-хагана и отняли разбоем людей и скот. Среди пленных находилась также и супруга Хагана по имени Чиоки (Чэугэй), которую Чинг Багатур взял для себя. После этого они отступили; но Аксар Хаган поспешил за ними во главе войска из сотни тысяч мужчин и нагнал их на местности Нитсюгюн Хасулук, где и разразилась сама битва. Двадцати восьми летний Чинг Багатур, рожденный в год лошади (1546) двадцати семи летний Борсай Дайчинг, старший сын Сэцэна Хунтайджи, рожденный в год дракона (1556) семнадцатилетний Ольдшей Ильдучи, эти трое, возглавляя своих, столкнулись на правом крыле врагов, нанесли удар, и привели его в беспорядок. Хулачи Багатур напал на центр врага, причем его лошадь под ним была застрелена; в то время, когда он собирался запрыгнуть на другую лошадь, стрела вонзилась ему в колено, и он упал и те, кто скакал за ним обскакали его. Чинг Багатур спрыгнул с лошади, чтобы спасти брата, и его постигла та же участь. Борсай Дайчинг, Тёрёбай Багатур сын Бухаса и Тодадаха Тайджи сын Характана также потеряли своих лошадей, и пробивали себе путь, сражаясь на шпагах. И у Ольдшей Ильдучи была пристрелена его лошадь, и он вооруженный с головы до ног, вынужден был защищаться пешим, пока некий Абагай Килукен не узнал его и не пришел к нему на помощь со стремянной лошадью, на седло которой он вскочил с обратной стороны. Но и эта лошадь была убита, так что ему снова пришлось сражаться пешим. Тут в рукопашном бою столкнулся он с телохранителем по имени Саин Хайнук из Характанов, который тотчас спешился и передал свою лошадь Ольдшей Ильдучи. После того как он сел на лошадь, он придержал поводья и приказал, чтобы Саин Хайнук сел за ним, но последний возразил ему: «Разве нет у меня сына по имени Базар? Которого я отдаю под твое покровительство и после себя я достойнее тебя не вижу никого» — сказав это, он бросился в рукопашный бой и пал в бою. Но Ольдшей Ильдучи удалось на лошади Саин Хайнука пробиться в бою и убежать. Чтобы отомстить за смерть своих братьев, совершил Сэцэн Хунтайджи в год Петуха (1573) священный поход в возрасте 34 лет в сопровождении четырех сыновей от своей прекрасной супруги и своих пяти воевод, называемых Пять Кегели и окруженный охраной, состоящей из 700 отборных воинов. Когда войско достигло местности Хасулук встретился ему Аксар-хаган из Тогмака во главе войска из 100 000 воинов. И на вершине горы Ессен Дайбо произошла битва. До того Сэцэн Хунгтайдши дал следующий приказ: «Чтобы никто не осмелился нападать раньше меня! Я сам возглавлю войско и поведу его против врага». После этого он покрыл себя броней из кожи слона в золоте, сел на рыжую лошадь по имени Боро Хутсайын Сайын Агола Сарбай, стал во главу войска и бросился на врага. Хотя из-под бровей и бороды врага исходил огонь и из-под копыт двух вражеских черных лошадей исходили искры огня, бросил он врага ниц и пробил путь среди вражеских рядов и напал со спины. Он узнал броню Чинг Багатура и отвоевал ее, также поймал он трех султанов, сыновей Аксара, живыми и отправил их в плен» [1, 213–217].

Ранее на этот отрывок обращали внимание исследователи. К примеру, Аристов А. Н. писал:

«В 1572 году, братья Сэцэна Буяндара и Саиндара ходили войной на Токмак (Togmak); на Шира-мурени (Сары-су вероятно), встретили они Аскар хагана и захватили у него много людей и скота, но во время обратного пути монгольских богатырей Аскар хаган с 100 т.ч. напал на них на высотах Ницзюгюн Хасулук; монгольское войско было истреблено и едва успело спастись бегством несколько человек. В следующем 1573 году Сэцэн хуньтайджи сам пошел на Токмак, чтобы отомстить за гибель братьев; когда он достиг страны Хасулук, то Аскар хаган встретил его со стотысячным войском; в битве на высотах Эссень Даибо (?) монголы одержали по-видимому верх, потому что Сэцэн взял в плен трех султанов, сыновей Аскара, и увел их к себе. Узнав во время обратного пути, в 1574 году, что Баян-багатур хуньтайджи воюет четырех ойратов» [6, 402]. Далее Аристов А. Н. пишет: «Отсюда надо заключить, что Токмак Санан Сэцэна обнимал не только удел Джучи, но и улус Джагатая, стало быть все тюркские племена на запад от Монголии, т. е. в XVI столетии Токмаком он именовал казачью орду. Государем казацким в 1562 и 1572 годах был Хакк-Назар-хан: он стало быть и назван у монгольского историка Аскар-хаганом. Но едва ли не вероятнее, что Аскаром монголы именовали Тугум-хана, двоюродного брата Хакк-Назар-хана, ибо, по автору «Сборника летописей», писавшему в XVII веке, Тугум-хан, сын Ядика, сына Джанибек-хана, погиб на границе Джагата со всем родом своим, всего 37 султанов. По тому же автору род Тогум-хана назывался тогуз-сары, т. е. девять рыжих. Не невозможно, что Тугум-хан носил прозвище Ак-сары, был ханом северо-восточных казачьих родов и погиб на границе Джагатаева улуса, вместе с сыновьями и родственниками, в бою с Сэцэном. Из числа местностей, упоминаемых в приведенных сказаниях Санан Сэцэна, было бы особенно интересно определить Хасулук. Судя по тому, что на обратном пути Сэцэн шел через Баркуль, надо полагать, что Хасулук находится более или менее к северу от Тяньшаня, поход же Сэцэна от Баркюля на ойратов, вероятно в монгольский Алтай, дает основание думать, что Хасулук лежал к западу от Алтая. Упоминается местность Хасулук в другом памятнике монгольской письменности, именно в биографии Зая-пандиты. Тут значится, что зиму 1643 года Зая-пандита провел у Конделен-Убаши, кочевавшего в Хасулуке; лето 1644 года пробыл он у Очирту, а затем приглашен был Дархан-Дорчжием в храм, находящийся на Иртыше; в 1645 году отправился к торгоутам. Вероятно, этот Хасулук есть горы Казылык в верховьях р. Нуры» [6, 403].

Здесь мы не согласны с Аристовым А. Н., который отождествляет Аксар-хана с Тугум-ханом. По нашему мнению этим ханом (Аксар-хан) был Хак-Назар-хан

Другой исследователь Лыткин Ю. писал:

«В 1574 году ордосский Буян Батур хун тайчжи с младшими братьями своими пошел войною на ойратов; ордосский хутукту Сецен хун тайчжи, возвращавшийся в это время с похода против токмакского хана Аксара, узнав о том, оставил свою добычу в Баркюле и также пошел на ойратов» [2, 407]. Далее он в 78-ом примечании отмечает:

«Хасулук известен с 1573 года, когда ордосский Хутуктай Сэцэн хун тайчжи предпринимал поход против токмакского Аксар хана. По русским источникам Хасулук или Каслик известен с 1641 года. В «Истории Сибири» Фишера на страницах 418 и 419 читаем: «Некоторые тобольские козаки, посланные к некоему тайше, по возвращении привели всех в страх, объявляя, что в местечке Каслике собралось много калмыцких тайшей, которые имели до 100.000 войска, но старались скрывать свои умышления, однако это был простой слух». Определение местности Хасулук важно для истории; я не нашел его ни во 2-м томе «Землеведения Азии» Риттера, ни на картах, у меня имеющихся..».. [2].

К сожалению, в Казахстанской историографии не обращали внимания на этот отрывок. Аксар из этого источника, по нашему мнению (такое мнение ранее высказывал монгольский историк Natsagdorj Tsongol Battsengel на сайте www.eurasica.ru [5]),

2. Шара Туджи.

В Шара Туджи даны следующие сведения:

«Старшего сына Чингис-хана Джучи потомство было такое: Тэукэ-хан, его сын Султан-хан, его сын Багатур-хан, его сын Джанхир-хан, его сын Хасак-хан. Джучи царствовал в Токмоке. Анхасар, Хасалбиш, Тарбиш, Шихэн, Улан-Махиш, Тугус, Мангус — это улус Джучи» [3, 422].

Здесь, конечно же, Хасак хан — это не личное имя, а титул казахский хан, чье имя видимо, еще не было известно авторам Шара туджи. Здесь, под Тэукэ-ханом надо иметь в виду Тауекель-хана (1583–1598), чье имя не отличалось по написанию с именем Тауке-хана. Под Хасак-ханом надо иметь в виду, скорее всего, сына Джангир-хана (предположительно Тауке-хан).

3. Алтан Тобчи

В Алтан тобчи даны следующие сведения:

«Сыновьями владыки Джочи были Ордана, Бату, Бэркэ, Тангут, Чобай, Хонхочар, Бэркэчэр. Была у него и одна дочь по имени Холайган» [4, 243]. И спустя два абзаца и короткий стих в Алтан Тобчи написано:

«Потомство владыки Джочи, старшего сына августейшего владыки, владело [страной] кыпчаков и Тогмоком: Агасар-хан, Тарбис-хан, Шибан, Искэр, Туху, Сангхуд, — [все] они владели и ведали городами, находящимися в тех [землях]». [4, 243]. После этого идет перечисление детей Чагатая [4, 244].

Хэйссиг В. в своей монографии 1959 года полагал, что Агасар-хан — это Беркечар, Тарбис-хан — Тангут, Искэр — Шингкур, Туху — Туга-Тимур, Сангхуд — Шингкум [4, 374]. Таким образом, список детей Джучи упомянут в двух разных отрывках Алтан тобчи. По нашему мнению, второй список «детей Джучи» таковым не является. Во втором списке, по нашему мнению, перечисляются потомки Джучи, правившие в Восточном Дашт-и Кыпчаке.

Сопоставив списки потомков Джучи Алтан тобчи и Шара туджи, мы видим, что они восходят к одному источнику. Ниже мы предлагаем свою версию отождествления этих потомков Джучи с известными казахскими Джучидами.

Эрдинийн Тобчи

Алтан тобчи

Шара туджи

Версия отождествления Сабитова Ж. М.

Аксар-хаган, известный по событиям 1572–1573 годов

Агасар-хан

Анхасар

Акназар-хан (Хак-Назар)

Не известен

Не известен

Хасалбиш

Суламиш-хан, сын Тахир-хана или Буйдаш-хан

Не известен

Тарбис-хан

Тарбиш

Тахир-хан

Не известен

Шибан

Шихэн

Шигай-хан

Не известен

Искэр

Не известен

 

Не известен

Не известен

Улан-Махиш

Мамаш, сын Касым-хана

Не известен

Туху

Тугус

Тауекель (Тауекель) или Тугум-хан

Не известен

Сангхуд

Мангус

Мангытай, сын Хак-Назар-хана

 

Безусловно, при переписи имен потомков Джучи, были допущены некоторые ошибки (lapsus calami) и имена некоторых Джучидов очень сильно изменились. К примеру, Сангхуд по нашему мнению, является искаженным вариантом имени Мангуд или Мангус (как в Шара туджи), что в свою очередь очень сильно похоже на имя Мангытай (сын Хак-Назар-хана).

Так как мы знаем, что эти источники написаны во второй половине XVII века, мы можем предположить, что сведения о потомках Джучи (казахских Чингизидов) из Алтан Тобчи и Шара Туджи восходят к одному источнику второй половины XVI века. Таким образом, в монгольских источниках самым известным казахским ханом является Хак-Назар, который под разными вариантами (Аксар, Агасар, Анхасар) упоминается в трех монгольских источниках второй половины XVII века. Отождествление этого имени с именем Беркечар, по нашему мнению не обосновано. Вполне возможно, со временем, в монгольских источниках, найдутся больше сведений о Казахских ханах и Казахском ханстве.

 

Литература:

 

  1.      GeschichtederOst-MongolenundihresFürstenhauses, verfasstvonSsanangSsetsenChungtaidschiderOrdus; ausdemMongolischen übersetztundmitdemOriginaltexte, nebstAnmerkungen, ErläuterungenundCitatenausandernunedirtenOriginalwerkenherausgegeben, St. Petersburg, Leipzig 1829. http://books.google.at/books?id=C2oiAQAAMAAJ&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false
  2.      Лыткин Ю. Материалы для истории ойратов//Лунный свет. Калмыцкие историко-литературные памятники. Элиста. Калмыцкое книжное издательство. 2003. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Lunnij_svet/frametext13.htm
  3.      Шара-туджи. Монгольская летопись XVII века (перевод Н. П. Шастиной). Москва. АН СССР. 1957. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Sara_Tudzi/frametext.htm
  4.      Алтан тобчи. (перевод Н. П. Шастиной). Москва. Наука. 1973. 440 с.
  5.      http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4689-chto-za-voina-proizoshla-mezhdu-vost-mongolami-i-ka/?hl= %D0 %B0 %D1 %85 %D0 %B0 %D1 %81 %D0 %B0 %D1 %80
  6.      Аристов Н. А. Усуни и кыргызы или кара-кыргызы: Очерки истории и быта населения западного Тянь-Шаня и исследования по его исторической географии. Бишкек: Илим, 2001. 582 с.

[1] Хотелось бы выразить благодарность монгольскому историку Нацагдоржу Цонгол Баттсэнгэлуза то, что он обратил мое внимание на это сочинение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle