Стилистические особенности образа врача в англоязычных сериалах (на материале сериала «House M.D.») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Баронова, Е. В. Стилистические особенности образа врача в англоязычных сериалах (на материале сериала «House M.D.») / Е. В. Баронова, О. Е. Коратаева, М. В. Сенина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23.2 (103.2). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24344/ (дата обращения: 25.04.2024).



 

В статье анализируются стилистические особенности образа врача в популярном американском сериале HouseM.D. Авторы задались целью показать, как портретная характеристика персонажа, особенности его речи, специфика его морально-нравственных ориентиров складываются в итоге в единое целое, которое соответствует или не соответствует культурно-этическому архетипу.

Ключевые слова: доктор, образ, речь, портретная характеристика, архетип.

 

Искусство портрета достаточно тонко и многомерно. Оно требует от художника слова, чтобы наряду с сходством во внешности в облике человека отражались его нравственные запросы, социальный статус, типические черты его эпохи. К тому же автор или сценарист, режиссер, как правило, не безразличный свидетель того, что происходит во внутреннем мире портретируемого. Личное отношение писателя или создателей фильма к герою, собственное мировоззрение, творческая манера накладывают на творение зримый отпечаток. Характер портрета и, соответственно, его роль в произведении могут быть самыми разнообразными. В литературе чаще встречается психологический портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер [6]. Наша задача – рассмотреть насколько созданный образ расходится или совпадает со сложившимся в сознании нации архетипом Целителя.

Несомненно, для людей, которые когда-либо смотрели сериал «Доктор Хаус», главный герой является гением. Гениальность делает его исключительным. К сожалению, гениям трудно найти место среди обычных людей. Грегори трудно адаптироваться к жизненным условиям, жестким рамкам в системе. Но в сериале показано, что друзья сами приспосабливаются к нему, ради сохранения отношений. С остальными окружающими отношения Хауса можно назвать провокацией. Провокация, как известно, совершается с целью вызвать реакцию в ответ на свои действия. Это дает возможность управлять поведением других людей, утверждать и сохранять свою власть над любой ситуацией. В своих поступках он считается только с собственным мнением, потому что всегда думает, что все люди лжецы, которые ничего не могут сделать правильно. Его любимая фраза «Everybodylies». Многим коллегам тяжело из-за сложного и противоречивого характера Хауса. С одной стороны, он ставит сложнейшие диагнозы, принимает очень трудные решения, каждый день встречается с человеческой болью и смертью. С другой – не носит даже пресловутый атрибут врачей – белый халат. Грегори делает это для того, чтобы его не узнали пациенты. Он постоянно прячется от главврача и затевает споры с коллегами. Однако если люди находятся в отношениях долгие годы, значит, они подходят друг другу. И когда он ведет себя как подросток, то другой вынужден занимать рядом с ним более взрослую позицию. Именно так и происходит в отношениях Грегори с его близкими. Они постоянно решают за него его проблемы. Хаус часто использует чувства других людей в своих целях. Но в собственных переживаниях предпочитает не признаваться никому, в том числе и себе. Все это приводит к разрушительным последствиям из-за выбора привычной для Хауса линии поведения, хотя он сам прекрасно понимает: «отчуждение, отстраненность всегда безопаснее и мудрее, но они не имеют ничего общего с идеей любви» [1, с. 26]. «GregoryHouseisasortofsuperman, butwaymoreNietzschethanClarkKent», – писала о его роли и мировоззрении Мэри МакНамара в Лос Анжелес Таймс [4, с. 42].

Хаус блестящий диагност со специализацией в двух основных областях, но из-за некоторых особенностей характера он не является любимцем пациентов и коллег: замкнут, резок и циничен, склонен к бунтарству. Он не обременяет себя соблюдением правил хорошего тона, и временами кажется, что он полностью лишён чувства сострадания, но это только на первый взгляд.По сериалу Хаус перенёсоперацию мышцыправого бедра, и теперь испытывает постоянные сильные боли в ноге, от которых спасается, принимая викодин. Ходит, опираясь на трость, принимает обезболивающее зачастую в присутствии пациентов, без наркотика он не в состоянии ни работать, ни просто жить; фактически он – наркозависимый, знающий о своем состоянии, но не желающий от него избавляться. Инвалидность и наркотики влияют на стиль поведения Хауса, он склонен часто оправдывать свою язвительность и бестактность болью. Врач активно интересуется теми из своих пациентов, кто, подобно ему, испытывают хронические сильные боли. Значительная часть сериала посвящена теме наркозависимости Хауса и попыткам немногочисленных друзей заставить его вылечиться от неё: «OnHouse, HughLauriescharacterdealswithpainandstressbypoppingVicodinpills» [4, с. 47].

Конечно, все могло бы быть по-другому. Из серии в серию Хаус мог бы постигать уроки жизни, смиряться с разочарованиями, набираться мудрости, личностно расти, духовно развиваться и стремиться к целостности. Например, вместо общения с проститутками он бы молился, вместо употребления викодина – медитировал, вместо просмотра порносайтов – читал духовную литературу. Нотогдананегобылобыневыносимоскучносмотреть [5].

Как, заметилаМакНамара, «self-deprecating remarks about his looks aside, Hugh was able to provide a certain kind of subtle eye-candy appeal that was not lost on the average viewer, but had at the same time to be kept in check. “The sexiness has been suitably acknowledged by various plot developments (none of which involve so much as a kiss — the kiss must be saved for ‘a very special House,’ possibly a holiday episode) ….but it can’t become the staple of the show or the seductive power of the non-romantic romantic lead will be lost”» [4, с. 43].

Описывая психологический портрет доктора Грегори Хауса, мы не могли не уделить внимание особенностям его речи.

Речь – это один из важных компонентов образа, способ описания действительности и выражения мыслей персонажа. На тему значимости речи было создано множество трудов: речь сделала человека человеком и во многом определила способы взаимодействия людей друг с другом. Создавая образ, автор передает его манеру общаться, степень использования жестов, особенности построения и содержания предложений. Все это необходимо для выделения черт характера, уровня образованности, взаимодействия с окружающей действительностью.

Существует большое количество составляющих речевого образа:

- темп речи, интонация, с которой произносятся фразы, громкость, расстановка акцентов, сложность, содержательность, объем, образность, эмоциональность,

- отступления от литературной нормы (жаргон, обсценная лексика, слова-паразиты, сленг, диалектные особенности), архаизмы, цитаты, затуманивание смысла, уместность, смысловые дефекты речи,

- экстралингвистическое оформление (жесты, мимика).

Речевая характеристика героя включает в себя монолог и диалог. Монолог – речь персонажа, обращенная к другому персонажу или к читателю без расчета на ответ. Диалог – речевое общение между действующими лицами, которое, в свою очередь, служит способом характеристики персонажа и мотивирует развитие сюжета [3].

В сериале главную роль исполняет актер Хью Лори. Он играет неординарного врача. Среди многочисленных особенностей доктора Хауса есть и особенности речи: темп речи у главного героя средний, но сразу слышится ярко выраженный американский акцент: «LauriesauditionforthepartofaquirkyAmericandoctorcompletewithNewJerseyaccentendedupbeingawinner» [4, с. 39]. У доктора был акцент Нью Джерси, например он говорил: warder вместо water или tawk вместо talk.Также речь его по громкости типична для речи американцев, которые предпочитают говорить более громко. Также в речи встречаются специфичные слова, которые характерны только для людей, говорящих на американском варианте английского языка: nope. Междометия: yeah, gee, ouchy, um, hmm. «Um, she has lots and lots of palpable lymph nodes», «Gee, is this the remote from the doctor’s longue?», «Patient’s in cardiac arrest. Ouchy», «Yeah, if her daddy hadn’t been drunk».Интонация меняется в зависимости от типов предложения.

Так как мы анализируем речь врача, то, конечно, здесь использовано большое количество жаргонизмов и научных терминов таких, как anemia (анемия), bradycardia (брадикардия), abdominalpain (боли в животе), hallucination (галлюцинации), possiblememoryloss(возможная потеря памяти), hematoma (гематома), amphetamine (амфетамин), slightfever (повышение температуры), palpablelymphnodes (пальпируемые лимфатические узлы), anastomosis (шунтирующий кровеносный сосуд), lymphoma (лимфома), ganglioma (неврома), sigmoid (сигмовидная ободочная кишка), Peptostreptococcus (неподвижный гаммоположительный кокк), fetus (плод), huntingtonschorea (хорея Гентингтона), choriocarcinoma (хориокарцинома), rheumatoidarthritis (артрит ревматоидный), heartrate (частота пульса), calciumchloride (хлорид кальция), tropicaldesease (тропическая болезнь), shiver (дрожь), blinking (моргание), ultrasound (ультразвук).

«Anemya, bradycardia, and abdominal pain aren’t psychiatric symptoms». «Hallucinations, possible memory loss. Tests show anemia, slow heart rate and a stubborn refusal to shave her pits», «could be amphetamine abuse», «Is Wilson’s hallucinating ants crawling all over him too?», «severe B12 deficiency could cause all her symptoms», «she has an insulanoma in her pancreas», «I was tested for huntington’s, and my life span’s been cut in half», «Sorry, parient’s got a rectal bleed», «you did the endoscopy? And a colonoscopy», «the ultrasound shows no trace of a baby at all», «choriocarcinoma, would’ve triggered pregnancy hormones», «Yank the fetus», «Amp of calcium chloride», «I’d explain bradycardia and blinking», «Did you just shiver?», «You’re running a slight fever», «Peptostreptococcus could explain the blinking…» «On the anastomosis, that little bump. – it’s a hematoma», «You’re through the sigmoid», «It’s not a ganglioma».

Речь доктора очень эмоциональна и красочна, он использует вульгаризмы: ass, slut, penis, idiot. «You’re being an idiot», «metaphorically raped her by having a penis», «Yesterday’s sluts are today’s empowered women», «today’s sluts are celebrities».Онупотребляетразговорныеграмматическиеформы: gonna, gotta, wonna: «you’ve gotta what’s right for you», «what, are you gonna take another two months?».Ругательныепросторечныеслова: shut up!  Go to hell! Hell out «get the hell out of here». Сравнения: is a dog wearing a cape, when the eggs lands in the oven, we lost those training wheels, may be you have wings, tox screen’s cleaner then the windows she won’t do. Сарказм: « – Treating professional sports injuries now? – no, I’m not… – familiar with the concept of sarcasm» [5].

В результате исследования был составлен концептуальный образ врача на материале сериала «HouseM.D.». Он показал, что образ доктора Грегори Хауса необычен и во многом расходится с существующим ныне архетипом: это циничный, резкий и прямолинейный в своих суждениях диагност, мало считающийся с чувствами других. Отсюда – сарказм как основное стилистическое средство в речевой характеристике. Он прекрасно понимает человеческую натуру, но не склонен видеть в людях положительное начало. Благодаря глубокому знанию психологии он умело манипулирует людьми. Для него профессионализм – превыше всего, спасение жизни – постановка диагноза – увлекательный квест, решение задачи с применением технологий критического мышления. Его образ трагичен, поскольку из-за своего нигилизма он выгорает сам и в итоге теряет всех, кто его любил.

 

Литература:

  1.                Баронова Е.В. Мультикультурный аспект поэзии Дерека Уолкотта // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – №4-2. – С. 25-26.
  2.                Виноградова Ольга. Ролевые игры живого действия [Электронный ресурс]. – URL: http://lib.rpg.ru/ (дата обращения: 27.07.2015).
  3.                Крутова А. UniversalChannel [Электронный ресурс]. – URL: http://www.universalchannel.ru/(дата обращения: 27.07.2015).
  4.                Challen, Paul. The House that Hugh Laurie built: an unauthorized biography and episode guide. – N.Y.: ECW Press, 2007. – 337p.
  5.                DoctorHaus.ru [Электронный ресурс]. – URL: http://doktorhaus.ru/(дата обращения: 27.07.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): Хаус, внутренний мир, главный герой, друг, речь, темп речи.


Ключевые слова

образ, речь, архетип, доктор, портретная характеристика

Похожие статьи

Средства создания речевой портретной характеристики героя...

Основные термины (генерируются автоматически): разговорная речь, часть предложения, главный герой романа, самый автор, речь, речевое поведение, речевая характеристика героя, речевая манера, отрицательное местоимение, языковая личность.

Речевая характеристика подростка в романе Н. Хорнби...

Основное внимание автора сосредоточено на тексте романа, а именно, на речи главного героя — подростка Маркуса Брювера с целью создания его речевого портрета. Для достижения данной цели автором была использована схема создания речевого портрета...

Фонетические средства как часть социокультурного портрета...

Это понятие также отражает состояние внутреннего мира человека.

Кроме того, мы проанализировали речь Элизы Дулиттл, главной героини музыкального фильма «Моя прекрасная леди» режиссера Джорджа Кукорома.

Анализ речевого поведения одаренной личности и ее спутников

3. Вербально — информация о герое транслируется через речевой акт. С одной стороны, особенности характера ОЛ могут быть переданы авторами кинофильмов непосредственно через речь главного героя и используемые им уникальные языковые приемы.

Языковая специфика внутренней речи | Статья в журнале...

Ключевые слова: внутренняя речь, разговорная речь, языковая специфика внутренней речи.

Для реализации своего отношения к окружающим людям главная героиня произведения С. Моэма «Театр» Джулия активно использует в своей внутренней речи...

Формирование речевой культуры как средство личностного...

3. Представьте себе, что мама просит вас рассказать ей о герое произведения, которое вы читаете дома.

Это достигается за счет тех возможностей, которые заложены в самом содержании предметов, внутренне присущи им.

Сленг как индикатор ментального состояния героя в романе...

Лирическая исповедь главного героя открывает ранимый и чувствительный внутренний мир трудного подростка.

В заключение можно сказать, что бранные слова и вульгаризмы встречаются с наибольшей частотой в разговорной речи главного героя данного...

Идейные особенности режиссеров «Новой волны» во французском...

Главный герой «На последнем дыхании» Мишель — одиночка, «лишний человек», который боролся с окружающим миром, как и Антуан в

В фильмах «Мужское-женское», «Китаянка» он использовал нетрадиционную драматургию, где чередовалась уличная разговорная речь с...

Непунктуированные атрибутивные последовательности...

Чаще всего такое употребление ритмических последовательностей встречается в несобственно-прямой речи[6] (внутренних монологах) героев.

В данном примере, представляющем собой несобственно-прямую речь главной героини романа «Театр», последовательности poor old...

Похожие статьи

Средства создания речевой портретной характеристики героя...

Основные термины (генерируются автоматически): разговорная речь, часть предложения, главный герой романа, самый автор, речь, речевое поведение, речевая характеристика героя, речевая манера, отрицательное местоимение, языковая личность.

Речевая характеристика подростка в романе Н. Хорнби...

Основное внимание автора сосредоточено на тексте романа, а именно, на речи главного героя — подростка Маркуса Брювера с целью создания его речевого портрета. Для достижения данной цели автором была использована схема создания речевого портрета...

Фонетические средства как часть социокультурного портрета...

Это понятие также отражает состояние внутреннего мира человека.

Кроме того, мы проанализировали речь Элизы Дулиттл, главной героини музыкального фильма «Моя прекрасная леди» режиссера Джорджа Кукорома.

Анализ речевого поведения одаренной личности и ее спутников

3. Вербально — информация о герое транслируется через речевой акт. С одной стороны, особенности характера ОЛ могут быть переданы авторами кинофильмов непосредственно через речь главного героя и используемые им уникальные языковые приемы.

Языковая специфика внутренней речи | Статья в журнале...

Ключевые слова: внутренняя речь, разговорная речь, языковая специфика внутренней речи.

Для реализации своего отношения к окружающим людям главная героиня произведения С. Моэма «Театр» Джулия активно использует в своей внутренней речи...

Формирование речевой культуры как средство личностного...

3. Представьте себе, что мама просит вас рассказать ей о герое произведения, которое вы читаете дома.

Это достигается за счет тех возможностей, которые заложены в самом содержании предметов, внутренне присущи им.

Сленг как индикатор ментального состояния героя в романе...

Лирическая исповедь главного героя открывает ранимый и чувствительный внутренний мир трудного подростка.

В заключение можно сказать, что бранные слова и вульгаризмы встречаются с наибольшей частотой в разговорной речи главного героя данного...

Идейные особенности режиссеров «Новой волны» во французском...

Главный герой «На последнем дыхании» Мишель — одиночка, «лишний человек», который боролся с окружающим миром, как и Антуан в

В фильмах «Мужское-женское», «Китаянка» он использовал нетрадиционную драматургию, где чередовалась уличная разговорная речь с...

Непунктуированные атрибутивные последовательности...

Чаще всего такое употребление ритмических последовательностей встречается в несобственно-прямой речи[6] (внутренних монологах) героев.

В данном примере, представляющем собой несобственно-прямую речь главной героини романа «Театр», последовательности poor old...

Задать вопрос