Библиографическое описание:

Троицкая И. Ю., Карпова И. И., Чалкова Г. В. Специфика формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №23.2. — С. 74-76.

 

Статья посвящена формированию нравственных понятий у детей дошкольников. Особое внимание уделено важности формирования данных понятий у детей подготовительной группы. В статье подчеркивается, что общение дошкольников в этом возрасте имеет социальную направленность, но система нравственных ценностей у детей еще не совсем сформирована.

Ключевые слова: нравственность, старшие дошкольники, представления о добре и зле, система ценностей, опрос, общение.

 

«Воспитать человека интеллектуального, не воспитав его нравственно, –

значит, вырастить угрозу для общества».

Теодор Рузвельт

 

Пожалуй, трудно назвать проблемы, которые также давно волнуют человечество, как проблемы нравственности. Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах его жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живет и какое воспитание получает. В нашей  стране есть немало семей, где нравственное здоровье, уважение и забота друг о друге становятся главным жизненным ориентиром для растущего человека.

Нравственный мир человека – это мир ценностей, которые выражаются моральными категориями. В число основных категорий морали традиционно включаются добро и зло – центральные понятия морального сознания. Первое обозначает несомненные положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек, а второе – абсолютные негативные. Представления людей о добре и зле, долге и совести исторически менялись, выражая интересы разных классов, слоев, политических режимов, меняющихся эпох и форм религий.

Особую роль в формировании таких нравственных понятий как добро и зло, играет дошкольный возраст, в течение которого происходит развитие нравственных качеств личности и усвоение примеров и норм культурного поведения. В настоящее время проблема формирования представлений о добре и зле у детей дошкольного возраста стала наиболее актуальной и значимой, в связи с требованиями, предъявляемыми Законом РФ «Об образовании» и ФГОСами ДО к воспитанию личности.

Проблема понимания, соотношения и изучения нравственных понятий  добра и зла интересовала людей с давнего времени. Проблемой изучения занимались многие философы и учёные, такие как Аристипп, Эпикур, Бентам, Вольтер, Аристотель, Дьюи, Пирс, Милль, Айер, Расстел, Стивенсон, Кант, Шестов, Бердяев, Хайдеггер, Бубер, Сартр, Марсель, Камю, Фрейд, Фромм, Хорни и многие другие. Все они внесли большой вклад в понимание данной проблемы.

В своей работе мы бы хотели изучить специфику формирования нравственных понятий, таких как добро и зло, у детей старшего дошкольного возраста. Основным методом в нашей работе стал устный опрос – один из самых распространенных методов получения информации. Учитывая специфику возраста наших испытуемых, при проведении диагностики мы придерживались следующих правил:

•вопросы составлялись простыми, понятными и, в тоже время, не содержали подсказок и указаний на конкретный тип ответа;

•перед началом опроса мы давали время ребенку приспособиться к новой обстановке и расположить его к общению приветливой мимикой и добрыми словами;

•беседу с ребенком старались вести неофициально и доверительно;

•если ребенок испытывал затруднения, мы его подбадривали, не торопили, оказывали парциальную помощь;

•время проведения беседы не более 10-15 минут, после этого времени у детей снижался интерес и устойчивость внимания;

• после окончания опроса каждого ребенка необходимо было похвалить, поблагодарить (Молодец! Отлично! Хорошо, постарался!)

В нашем исследовании участвовали 27 детей подготовительной к школе группы. В ходе устного индивидуального опроса детям были заданы следующие вопросы:

•Что такое добро? Что такое зло?

•Какого человека мы называем добрым, какого злым?

•Ты считаешь себя злым или добрым? Почему?

Обратимся к анализу результатов.

На первый вопрос были получены следующие ответы: 24% детей сказали  «добро – никого не обижать, не жадничать, делиться, дарить подарки», 43% понимают добро как помощь родителям, хорошее поведение, совершение добрых поступков, 33% детей понимают добро как «дружбу, игру с другими, веселье» (Диаграмма 1).

Зло дети понимают как противоположность понятия добра.

Диаграмма 1

Анализируя ответы детей на первый вопрос, можно прийти к выводу, что для детей изучаемые понятия имеют социальную направленность.  57% опрошенных детей считают, что добро и зло – понятия, определяемые общением с окружающими людьми и социально приемлемым поведением. 43% детей характеризуют данные понятия общением с близкими взрослыми. Исходя из ответов детей, можно убедиться, что данные понятия для детей старшего дошкольного возраста в первую очередь социально ориентированы.

Ответы детей на второй вопрос «Какого человека мы называем добрым» распределились следующим образом: 31% детей ответили, что добрый/злой человек это тот кто помогает другим, играет с ними, любит окружающих, никого не обманывает /вредит окружающей его природе, смеется над другими, обижает других; 23% детей ответили, что добрый человек это тот, кто со всеми дружит, всегда придет на помощь, честный и добрый, со всеми делиться. 15% под добрым и злым человеком понимают героев родного края – Илью Муромца /Соловья Разбойника; 7% сказали добрый/злой человек это тот, кто делиться игрушками, конфетками /кидает фантики на улице, обижает других; 24% сказали добрый/злой человек это тот, кто ни с кем не дерется, помогает маме и папе /дерется, обижает других, жадничает, не помогает.  Как показывает анализ ответов детей на второй вопрос, ответы так же носят социальный характер. Большинство опрошенных наделяют доброго человека коммуникативными качествами, героизмом и щедростью; злого – насмешливостью, грубостью и неуважением к окружающим. Остальные дети подчеркивают важность общения с родителями. Сформированность представлений о добром или злом человеке – необходимое условие социальной адаптации детей, так как малыш должен научиться разбираться в людях и находить с ними общий язык (Диаграмма 2)..

 

Диаграмма 2

 

На последний вопрос дети ответили, что они считают себя добрыми, и объясняли это тем что: они помогают маме и папе (50% ответов); они честные, делятся игрушками, никого не обижают, не жадничают (34% ответов); они тихие и послушные (8% ответов); они хорошие и их всегда хвалят (8 %ответов) (Диаграмма 3).

 

Диаграмма №3 

При ответе на третий вопрос 100% опрошенных нами детей назвали себя добрыми. Из диаграммы видно, что на первый план выходят семейные ценности (50% всех опрошенных ответили, что они добрые, потому что помогают маме и папе), а общение со сверстниками и личностные особенности детей (честность, послушность и примерное поведение, щедрость и др.) отходят на второй.

Примечательно, что дети без особых затруднений высказали свое понимание добра и зла, они с радостью шли на контакт с нами, смогли отнести себя к одной из предложенных категорий.

Таким образом, проанализировав результаты всех ответов детей по составленным нами вопросам, можно прийти к выводу, что общение дошкольников на этом этапе развития имеет социальную направленность, но система нравственных понятий и ценностей у детей еще не сформировалась. Мы выяснили, что на первый план для дошкольников выступают  отношения со сверстниками, а отношения с родителями постепенно отходят на второй план. У старших дошкольников еще не устоявшаяся система представлений о добре и зле. В дальнейшем с помощью бесед, личного опыта и специализированной литературы педагог поможет ребенку сформировать полноценное развитие системы нравственных понятий и системы социальных ценностей, которые в будущем помогут ему адаптироваться в социуме.

 

Литература:

  1. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. Л. А. Венгера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
  2. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение,1995. – 496 с.
  3. Карпова И.И. Формирование представлений старших дошкольников о добре и зле как условие социальной адаптации / И.И. Карпова, Г.В. Чалкова // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса / Под общ. ред. В.Н. Крылова. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2014. – С. 254-259.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle