Библиографическое описание:

Кандальникова П. И. Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков // Молодой ученый. — 2015. — №23.2. — С. 58-61.

 

В статье приведены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей учебной мотивации у подростков. В ходе исследования были выявлены существенные различия внутренней направленности учебной мотивации у мальчиков и девочек.

Ключевые слова: гендерные особенности, подростковый возраст, учебная мотивация.

 

Обществу всегда необходима личность, способная к самосовершенствованию, саморазвитию, к творческому преобразованию действительности. Эта потребность может быть реализована только в том случае, если школьник мотивирован на изучении различных дисциплин. Поэтому в настоящее время в педагогической теории и практике актуальной является проблема формирования учебной мотивации учащихся.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой совокупность, систему психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека [2].

В подростковом возрасте проблема учебной мотивации является особенно актуальной по причине возрастных особенностей учащихся: смены ведущего типа деятельности, формирования чувства взрослости и так далее. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося. Данной проблематикой  занимались  и занимаются многие ученые, в частности, такие как Л. И. Божович, изучал развитие личности и ее формирование в детском возрасте; Е. П. Ильин, считает, что невозможно достичь взаимопонимания в том случае, если учитель не учитывает свои психологические и гендерные особенности оценки учащихся. М.В. Матюхин, А.К. Маркова, В.Г. Асеев особое внимание уделяли изучению мотивационной сферы учащихся. Все они искали и продолжают искать способ повышения учебно-познавательной заинтересованности учащихся в получении новых знаний.

В настоящее время публикуется все больше работ, посвященных изучению гендерных особенностей личности подростков. И это не случайно, ведь приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек отличаются. В результате гендерной социализации мальчики и девочки овладевают различными, специфическими качествами, формируется определенный стиль поведения, предпочтения, отношения к окружающему миру. Поэтому изучение данной темы является актуальным, так как учет гендерных особенностей при анализе учебной мотивации подростков представляется важнейшим принципом для совершенствования учебного процесса [1].

В этой связи, нами было проведено эмпирическое исследование гендерных особенностей учебной мотивации у подростков.

Цель работы: изучение гендерных особенностей учебной мотивации у подростков.

Объект исследования: учебная мотивация.

Предмет исследования: гендерные особенности учебной мотивации подростков.

В исследовании применялись следующие методы:

  1.                Методика диагностики отношения учащихся к учебным предметам;
  2.                Методика диагностики мотивации учебной деятельности.

В исследовании приняли участие учащиеся 9-го класса МБОУ СОШ №3 им. В.П. Чкалова г. Арзамаса, в количестве 22 человек, из них 14 мальчиков и 8 девочек.

Для изучения отношения учащихся к учебным предметам нами была предложена «Методика диагностики отношения учащихся к учебным предметам», анкета с записью самого любимого и нелюбимого предметов, и выбором из списка причины (не более трех), с чем он был связан. По обобщению диагностического материала были выявлены явные различия между мальчиками и девочками (рис. 1).

Рис.1. Выбор любимых предметов учащимися

 

Из рисунка 1 видно, что мальчики предпочитают предметы естественнонаучного цикла. Девочки ориентированы, в равной степени, как на естественные, так и на гуманитарные дисциплины. Из этого можно сделать вывод, что девочки разноплановы, уделяют внимание в равной степени ко всем предметам и заинтересованы в получении знаний по каждому из них.

Рис.2. Причина выбора любимых предметов учащимися

 

Рисунок 2 наглядно показывает, что выбор любимого предмета обусловлен тем, что он одновременно позволяет подготовиться к будущей профессии, и формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.

Рис.3. Причина выбора нелюбимых предметов учащимися

 

В ходе опроса по категории нелюбимого предмета (рис.3) было выявлено, что выбор у мальчиков, так и у девочек определяется тем, что он не пригодится в будущем. На втором месте, по рейтингу, негативное отношение мальчиков к предмету вызвано, в большей степени, недоступностью в понимании объяснений учителя. В то же время, девочки в меньшей степени разделили данную точку зрения, и поставили ее на 4 место.

Далее, с целью выяснения причины мотивации к учению, нами была проведено исследование по методике «Мотивы учебной деятельности». Учащимся была предложена анкета, из которой они должны были выбрать пункты, соответствующие их стремлениям и желаниям учиться [3]. В результате диагностики материала, были выявлены гендерные  особенности учебной мотивации подростков (рис.4).

Рис.4. Мотивы учебной деятельности

 

По итогам теста было установлено, что у девочек, и у мальчиков существенно отличаются мотивационные идеи обучения в школе. Мужская половина класса отдают свои предпочтения мотивации подготовиться к будущей профессии, желания понравиться учителю. Девочки свой приоритет отдают стремлению узнать новое, пополнить свои знания, в связи с тем, что им нравиться мыслить, думать, соображать (данный пункт у мальчиков стоит на предпоследнем месте).

Проанализировав полученные данные, мы пришли к заключению, что в области учебной мотивации подростков мужского и женского пола действительно есть различия по типам и по степени их выраженности. Девочкам более свойственно проявление собственной активности в процессе учебной деятельности. Они нацелены на познание нового и неизвестного, на творческое саморазвитие по изучаемому предмету. В то время, как мальчики воспринимают учение, скорее, как вынужденный долг, привычное функционирование. Данный выбор ответов учащимися можно объяснить тем, что, хотя каждая сторона стремится подготовиться к будущей профессии, девочки в большой степени заинтересованы в получение новых знаний и умений, нежели чем мальчики.

Таким образом, гендерные особенности учебно-познавательной мотивации старших подростков отличается внутренней направленностью и доминированием познавательной активности. Педагогу важно помнить об особенностях формирования мотивации учения на протяжении всего подросткового возраста, так как к концу его у учащихся сформируются устойчивое доминирование какого-либо мотива, который может повлиять на дальнейшую жизнь ребенка.

 

Литература:

  1.                Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. – 240 с.
  2.                Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. – М.: Наука, 2004. – 176 с.
  3.                Горшков Е.А. Интеракционистский подход Ч.Х. Кули к определению предмета и метода социальной психологии // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 11-2 (39). – С. 80-86.
  4.                Трухманова Е.Н. Личностные особенности подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, как фактор их дезадаптации (на материалах сельских детских домов). Дисс. … канд. псих. наук. – М., 2004. – 288 с.
  5.                Трухманова Е.Н. Личностные особенности подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, как фактор их дезадаптации. Автореф. дисс. … канд. псих. наук. – М., 2004. – 26 с.
  6.                Трухманова Е.Н. Интернет-коммуникации как фактор социализации современных подростков и юношей // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 11-2 (39). – С. 186-190.
  7.                Трухманова Е.Н., Гузнищева М.В. Психологические аспекты формирования гендерных особенностей самосознания подростков в условиях сельской социокультурной среды // Культура и образование. – Июнь 2014. – № 6 [Электронный ресурс]. – URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/06/1979 (дата обращения: 05.06.2014).
  8.                Трухманова Е.Н., Яшина К.О. Психологические аспекты формирования профессиональных интересов современных старшеклассников в условиях городской социокультурной среды // Культура и образование. – Июнь 2014. – № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/06/1981 (дата обращения: 04.06.2014).
Основные термины: учебной мотивации, учебной мотивации подростков, гендерных особенностей, особенностей учебной мотивации, гендерных особенностей учебной, особенности учебной мотивации, гендерные особенности, учебной деятельности, Трухманова Е.Н, учебной мотивации учащихся, направленности учебной мотивации, проблема учебной мотивации, анализе учебной мотивации, области учебной мотивации, мотивации старших подростков, будущей профессии, гендерные особенности учебной, Формирование познавательной мотивации, частный вид мотивации, Личностные особенности подростков-сирот

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle