Библиографическое описание:

Горшков Е. А., Косоногова В. И. Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников // Молодой ученый. — 2015. — №23.2. — С. 51-55.

 

В статье рассматривается проблема выявления синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников. Приводятся результаты диагностики эмоционального выгорания среди студентов 4-5 курса Арзамасского филиала ННГУ. Сопоставляются результаты исследования по половому  признаку и по критерию успеваемости.

Ключевые слова: эмоциональное истощение, деперсонализации, редукция личных достижений, профессиональная эффективность, интегральный показатель выгорания.

 

Исследование синдрома эмоционального выгорания студентов старших курсов педагогического вуза необычайно актуальна. Понятие синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) было введено в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером (Freudenberger) в 1974 году. Ученый определял данное явление как нарастающие эмоциональное истощение, ответную реакцию на продолжительные стрессы в сфере межличностного общения [1].

В дальнейшем феномен «эмоционального выгорания» был детализирован Маслач, Пельманом и Хартманом в 1982 году которые  выделили три главных его компонента: 1) эмоциональное (или физическое истощение), 2) деперсонализация, 3) сниженная рабочая продуктивность. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям. Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности, недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности [2].

Если говорить о студентах, то на развитие данного синдрома оказывают влияние многие факторы: стремление к хорошей успеваемости, повышенной стипендии, неправильно организованная работа с учебным материалом, организационные и профессиональные стрессы. Эмоциональное выгорание старшекурсников сильно влияет на личность студента, подрывая его здоровье и желание успешно учиться и в перспективе мотивационный интерес к профессии педагога. Период обучения на 4-5 курсах педагогического вуза связан с прохождением студентами активной педагогической практики, близким знакомством с профессией, интенсивным общением и взаимодействием с учащимися. К тому же это время окончания вуза, написания выпускных квалификационных работ и ответственных экзаменов. Вполне естественно это вызывает сильные психоэмоциональные нагрузки. По данным исследований И.В. Вачкова, В.М. Кузиной, М.M. Митиной, студенты уже в период профессиональной подготовки приобретают характерные черты, свойственные лицам, занимающимся педагогической деятельностью [цит. по: 3].

Таким образом, проблема выявления психологического синдрома эмоционального выгорания в процессе подготовки будущих педагогов представляет теоретический и практический интерес, обусловленный поиском возможностей предупреждения его развития, снижения уровня его последствий.

Цель исследования – выявить наличие синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1) провести диагностику эмоционального выгорания среди студентов 4-5 курсов; 2) сопоставить результаты исследования по половому признаку и по критерию успеваемости.

Гипотеза: мы предполагаем, что эмоциональное выгорание среди студентов педагогического вуза может проявиться в заключительный период профессионального обучения; выраженность синдрома будет отличаться в зависимости от пола и успеваемости студентов.

Выборка: студенты 4-5 курсов историко-филологического факультета Арзамасского филиала ННГУ. Объем выборки – 25 человек. Среди них 6 юношей и 19 девушек в возрасте от 20 до 22 лет.

Для диагностики синдрома эмоционального выгорания и выявления его структурных составляющих нами был использован модифицированный и адаптированный вариант опросника «Maslach Burnout Inventory» (MBI) – «Профессиональное выгорание» [4].

Опросник имеет 3 шкалы «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы испытуемого оцениваются по баллам. «Эмоциональное истощение» - максимальная сумма баллов – 54. «Деперсонализация» максимальная сумма баллов – 30. «Редукция личных достижений» – максимальная сумма баллов – 48.

Результаты исследования представлены в таблице №1.

По результатам опроса интегральный показатель выгорания в высокой и  крайне высокой степени был выявлен у 16 человек. Среди них преобладают лица женского пола – 12 человека и 4 из них мужского.

Таблица 1

Результаты методики MBI

Студенты

Эмоциональное истощение

Деперсонализация

Редукция личных достижений

1

28

14

26

2

24

9

27

3

21

6

32

4

36

13

18

5

23

11

35

6

21

7

35

7

21

6

29

8

27

16

24

9

33

15

17

10

31

11

25

11

33

16

15

12

19

10

39

13

32

16

25

14

28

14

24

15

24

8

13

16

20

10

19

17

24

12

25

18

21

4

37

19

31

8

27

20

14

6

26

21

28

9

21

22

30

11

31

23

23

15

42

24

30

15

30

25

27

7

33

Среднее:

26

11

27

 

Согласно результатам высокий и очень высокий уровень по 3 шкалам выявлен у 52% опрошенных по шкале «эмоциональное истощение»; у 36% – шкале «деперсонализация»; 60% – «редукция личных достижений» (рис. 1).

Рис. 1. Результаты опросника MBI среди студентов 4-5 курсов

 

Согласно значению интегрального показателя выгорания (рис. 2) низкая степень представлена у 1 опрошенного, средняя степень у 8 респондентов – 32 %,  высокая степень - у 10 студентов – 40% и крайне высокая степень – 6 студентов – 24%.

Рис. 2. Интегральный показатель выгорания

 

При этом важно отметить, что некоторую степень эмоционального истощения можно считать нормальным возрастным изменением, а определенный уровень деперсонализации является важным механизмом психологической защиты для профессии педагога, которая отличается высокой плотностью коммуникативных контактов. Высокие показатели по различным аспектам эмоционального выгорания среди студентов старших курсов могут быть связаны с процессом адаптации студентов в сфере педагогической профессии (анкетирование проводилось в преддверии производственной практики на 4 курсе и в период практики на 5 курсе). Поэтому особое внимание следует уделить группе студентов с крайне высокой степенью выгорания.

Сопоставив результаты опроса студентов 4 курса (таблица 2) с результатами опроса на 5 курсе (таблица 3) мы выявили следующие тенденции:

                    среди студентов 5 курса крайне высокая степень эмоционального выгорания выявлена у 20% опрошенных, на 4 курсе – у 30%;

                    средние значения по всем 3 шкалам опросника примерно равны среди студентов 4 и 5 курсов, при этом имеется слабо выраженная тенденция к снижению всех показателей на 5 курсе.

Можно констатировать, что студенты 4 курса более подвержены проявлениям различных аспектов синдрома эмоционального выгорания.

По критерию полового признака среди студентов с крайней степенью эмоционального выгорания 67% девушек и 33 % юношей.

По критерию успеваемости студенты были разделены на 2 группы по критерию получения или неполучения стипендии. В группе студентов, получающих стипендию (16 человек) почти 69% отличаются высокой или крайне высокой степенью эмоционального выгорания. В группе студентов не получающих стипендию (9 человек) этот показатель незначительно ниже – 55%. При этом, студенты, получающие повышенную стипендию, имеют очень высокие показатели по шкале «эмоциональное истощение».

Таблица 2

Результаты методики MBI среди студентов 4 курса

Студенты

Пол

Показатель успеваемости

Эмоциональное истощение

Деперсонализация

Редукция личных достижений

Интегральный показатель выгорания

1

М

Повышенная стипендия

28

14

26

Высокая степень

2

Ж

Обычная стипендия

24

9

27

Средняя степень

3

М

Обычная стипендия

21

6

32

Средняя степень

4

Ж

Повышенная стипендия

36

13

18

Крайне высокая степень

5

Ж

Обычная стипендия

23

11

35

Низкая степень

6

Ж

Не получает

21

7

35

Средняя степень

7

Ж

Не получает

21

6

29

Средняя степень

8

Ж

Не получает

27

16

24

Крайне высокая степень

9

М

Не получает

33

15

17

Крайне высокая степень

10

Ж

Повышенная стипендия

31

11

25

Высокая степень

Среднее:

-

-

26,5

10,8

26,8

-

 

Таблица 3

Результаты методики MBI среди студентов 5 курса

Студенты

Пол

Показатель успеваемости

Эмоциональное истощение

Деперсонализация

Редукция личных достижений

Интегральный показатель выгорания

1

Ж

Повышенная стипендия

33

16

15

Крайне высокая степень

2

М

Обычная стипендия

19

10

39

Средняя степень

3

М

Обычная стипендия

32

16

25

Крайне высокая степень

4

М

Обычная стипендия

28

14

24

Высокая степень

5

Ж

Обычная стипендия

24

8

13

Высокая степень

6

Ж

Обычная стипендия

20

10

19

Высокая степень

7

Ж

Не получает

24

12

25

Высокая степень

8

Ж

Обычная стипендия

21

4

37

Средняя степень

9

Ж

Обычная стипендия

31

8

27

Высокая степень

10

Ж

Не получает

14

6

26

Средняя степень

11

Ж

Обычная стипендия

28

9

21

Крайне высокая степень

12

Ж

Не получает

30

11

31

Высокая степень

13

Ж

Не получает

23

15

42

Средняя степень

14

Ж

Не получает

30

15

30

Высокая степень

15

Ж

Обычная стипендия

27

7

33

Высокая степень

Среднее:

-

-

25,6

10,7

27,1

-

 

Таким образом, подводя итоги нашего исследования можно сделать следующие выводы:

1. Завершающий период обучения в вузе вполне уместно назвать начальным этапом профессиональной адаптации студентов – будущих педагогов, который неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это проявляется в довольно невысокой оценке своих педагогических способностей, коммуникативных навыков и умений, низкой самооценке, которая проявляется опосредованно – лишь при анализе уровня своей компетентности, а не оценке личности в целом.

2. Синдром эмоционального выгорания (отдельные его компоненты) может проявляться у студентов старших курсов педагогических специальностей. Более подвержены «выгоранию» представители женского пола. Риск развития синдрома выше у студентов с высокими показателями успеваемости.

 

Литература:

  1. Freudenberger H.J. Staff burn-out // Journal of Social Issues. – 1974. – Т. 30. – № 1. – С. 159-165. 
  2. Maslach C., Jackson S. E. The measurement of experienced burnout // Journal of Occupational Behavior. 1981. – P. 26-34
  3. Кустова В.В. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика у студентов - социальных педагогов. Дис. … канд. псих. наук. – Иркутск, 2007. – 166 с.
  4. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер. – 2005. – 336 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle