Библиографическое описание:

Горшков Е. А., Коротина Л. Д. Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе // Молодой ученый. — 2015. — №23.2. — С. 46-51.

 

В статье рассматривается проблема экзаменационной тревожности студентов на разных этапах обучения. Приводятся результаты диагностики ситуативной и личностной тревожности студентов I и III курсов Арзамасского филиала ННГУ.

Ключевые слова: тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, адаптация, самооценка.

 

В процессе обучения в вузе студенты сталкиваются со множеством проблем и трудностей, которые вызывают у них чувство тревоги. Чувство тревоги сопровождает учебную деятельность человека, активная познавательная деятельность студентов часто сопровождается тревогой, так как ситуация зачета или экзамена всегда содержит в себе определенную степень неопределённости. Влияние тревоги на результативность деятельности зависит и от свойств личности, в первую очередь от типологических и характерологических особенностей человека [1]. Исследование психических состояний тревожности человека является актуальной проблемой современной психологической науки. Вопросами, связанными с изучением уровней тревожности занимались как отечественные так и зарубежные психологи (А. Прихожан, З. Фрейд, К. Хорни, Дж. Тейлор и др.). Именно тревожность, как было замечено многими психологами [2; 3], лежит в основе целого ряда различных трудностей.

Тревожность понимается какиндивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Данное понятие рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо как и то и другое одновременно.

В стрессовых ситуациях, к которым без сомнения относится ситуация сдачи экзаменов (в особенности в период первой сессии), негативные психологические состояния у студентов наблюдаются задолго до начала самих экзаменов и постепенно прогрессируют, достигая максимума к моменту получения экзаменационного билета [1].

По мнению исследователей, тревожности соответствуют такие личностные проявления, как беспокойство, напряженность, чувство страха перед предстоящими экзаменами, мнительность, преувеличение значимости воспринимаемой информации, ожидание опасности [4].

Многие исследователи сходятся во мнении, что тревожность является необходимым условием развития личности. Однако, психологов (В.М. Астапов, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан и др.) беспокоит высокий уровень тревожности, который отрицательно влияет на адаптацию личности (в частности студента-первокурсника), ведет к негативным личностным изменениям, вызывает различные психосоматические нарушения [5], и как следствие дезадаптацию в образовательном пространстве вуза. Ситуацию усугубляет тот факт, что динамические тенденции развития современного общества наряду с позитивными эффектами актуализировали и ряд проблем, связанных с адаптивными возможностями субъекта. Дополнительные сложности к процессу адаптации студентов добавляют информационная плотность современного образования, повышенный ритм жизни, насыщенность коммуникативных взаимодействий.Именно этим определяется актуальность исследований тревожности студентов.

Для разграничения ситуаций проявления тревожности были введены понятия личностной (ЛТ) и ситуативной тревожности (СТ). Если личностная тревожность трактуется как повышенная склонность к переживаниям, тревоге и беспокойству без достаточных оснований, то о реактивной или  ситуативной тревожности говорят при описании состояния человека в данный момент времени, которое характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности, динамичным во времени [6].

В настоящем исследовании мы предприняли попытку проанализировать тревожность у студентов, обучающихся на педагогической специальности, на разных этапах обучения, сравнить уровень ситуативной и личностной тревожности между студентами первого и третьего курса.

Цель исследования: выявить уровень тревожности студентов на разных этапах обучения в вузе

Предмет: уровень тревожности студентов на этапе адаптации к учебной деятельности вуза

Объект: тревожность как психологическая категория.

Гипотеза: мы предполагаем, что ситуативная тревожность студентов I курса будет выше, чем тревожность у студентов 3 курса. СТ и ЛТ студентов гуманитарных специальностей зависит от курса во время сессии.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучение психологической литературы по проблеме тревожности.

2. Выявление уровня тревожности у студентов на разных ступенях обучения.

3. Выполнение количественного и качественного анализа полученных эмпирических данных

4. Формулировка выводов по теме исследования.

База исследования: исследование проводилось среди студентов I и III курсов историко-филологического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Объем выборки составил 80 человек (40 студентов первого курса и 40 студентов третьего курса). Возраст от 17 до 20 лет.

В своем исследовании мы использовали тест, разработанный Ч.Д. Спилбергером и адаптированный Ю.Л. Ханиным [6; 7]. Данный тест представлен в виде опросника из 40 вопросов. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). По результатам диагностики уровня тревожности с помощью методики мы получили следующие результаты (таблица 1).

Таблица 1

Выявление тревожности у студентов 1 курса

Студенты

I курса

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

  1.                 

14 (низкая)

37 (умеренная)

  1.                 

50 (высокая)

36 (умеренная)

  1.                 

36 (умеренная)

63(высокая)

  1.                 

34 (умеренная)

34 (умеренная)

  1.                 

45 (высокая)

35 (умеренная)

  1.                 

10 (низкая)

30 (низкая)

  1.                 

39 (умеренная)

35(умеренная)

  1.                 

46 (высокая)

29 (низкая)

  1.                 

31 (умеренная)

33 (умеренная)

  1.             

26 (низкая)

33 (умеренная)

  1.             

52 (высокая)

35 (умеренная)

  1.             

35 (умеренная)

45(высокая)

  1.             

23 (низкая)

32 (умеренная)

  1.             

32 (умеренная)

43 (умеренная)

  1.             

61 (высокая)

40 (умеренная)

  1.             

48 (высокая)

40 (умеренная)

  1.             

40 (умеренная)

27(низкая)

  1.             

52 (высокая)

45 (высокая)

  1.             

30 (низкая)

31(низкая)

  1.             

43 (умеренная)

39 (умеренная)

  1.             

24 (низкая)

20(низкая)

  1.             

61 (высокая)

40 (умеренная)

  1.             

51 (высокая)

31 (умеренная)

  1.            

35 (умеренная)

25(низкая)

  1.            

39 (умеренная)

24(низкая)

  1.            

33 (умеренная)

33 (умеренная)

  1.            

33 (умеренная)

28(низкая)

  1.            

42 (умеренная)

36 (умеренная)

  1.            

38 (умеренная)

34 (умеренная)

  1.            

34 (умеренная)

36 (умеренная)

  1.            

42 (умеренная)

37 (умеренная)

  1.            

40 (умеренная)

37 (умеренная)

  1.            

33 (умеренная)

35 (умеренная)

  1.            

38 (умеренная)

19(низкая)

  1.            

22 (низкая)

19(низкая)

  1.            

65 (высокая)

60 (высокая)

  1.            

66 (высокая)

50(высокая)

  1.            

46 (высокая)

25(низкая)

  1.            

50 (высокая)

29(низкая)

  1.            

54 (высокая)

46(высокая)

Среднее

39,825

35,15

 

Согласно результатам (таблица 2) у 17,5% (7 человек) студентов I курса наблюдается низкий уровень ситуативной тревожности, у 47,5% опрошенных (19 человек) наблюдается средний уровень ситуативной тревожности. У 35% (14 человек) респондентов отмечается высокий уровень ситуативной тревожности. Если говорить о личностной тревожности, то низкий уровень ЛТ представлен у 30% (12 человек) студентов I курса, умеренный уровень – у 55% (22 человека), высокий – у 15% (6 человек).

 

Таблица 2

Процент студентов I курса с различным уровнем тревожности

Тревожность

СТ (%)

ЛТ (%)

Низкая

17,5

30

Умеренная

47,5

55

Высокая

35

15

 

На первом курсе в предсессионный период у 35% опрошенных студентов выявлен высокий уровень ситуативной тревожности. Сравнив уровень СТ с уровнем ЛТ у данной группы студентов (рис. 1), мы выяснили, что лишь у 2 студентов с высоким уровнем СТ отмечается и высокая ЛТ, у 8 студентов – умеренная ЛТ и у 2 студентов – низкая ЛТ. Таким образом, можно сделать вывод, что высокие показатели СТ у данных студентов с большой долей вероятности обусловлены ситуативным фактором – сдачей экзаменов.

 

Рис. 1. Сопоставление СТ и ЛТ у студентов I курса с высокой СТ

 

В результате диагностики студентов III курса нами были получены следующие результаты (таблица 3).

Таблица 3

Выявление тревожности у студентов 3 курса

Студенты

III курса

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

  1.                 

12 (низкая)

34 (умеренная)

  1.                 

17 (низкая)

32 (умеренная)

  1.                 

36 (умеренная)

63 (высокая)

  1.                 

28 (низкая)

50 (высокая)

  1.                 

17 (низкая)

24 (низкая)

  1.                 

24 (низкая)

55 (высокая)

  1.                 

32 (умеренная)

56 (высокая)

  1.                 

41 (умеренная)

55 (высокая)

  1.                 

45 (высокая)

45 (высокая)

  1.             

47 (высокая)

32 (умеренная)

  1.             

16 (низкая)

45 (высокая)

  1.             

28 (низкая)

30 (низкая)

  1.             

14 (низкая)

27 (низкая)

  1.             

12 (низкая)

23 (низкая)

  1.             

29 (низкая)

29 (низкая)

  1.             

30 (низкая)

40 (умеренная)

  1.             

32 (умеренная)

37 (умеренная)

  1.             

40 (умеренная)

55 (высокая)

  1.             

34 (умеренная)

50 (высокая)

  1.             

28 (низкая)

21 (низкая)

  1.             

12 (низкая)

33 (умеренная)

  1.             

12 (низкая)

38 (умеренная)

  1.             

14 (низкая)

24 (низкая)

  1.             

40 (умеренная)

43 (умеренная)

  1.             

33 (умеренная)

49 (высокая)

  1.             

17 (низкая)

18 (низкая)

  1.             

12 (низкая)

37 (умеренная)

  1.             

39 (умеренная)

38 (умеренная)

  1.             

12 (низкая)

12 (низкая)

  1.             

50 (высокая)

52 (высокая)

  1.             

15 (низкая)

30 (низкая)

  1.             

19 (низкая)

57 (высокая)

  1.             

15 (низкая)

37 (умеренная)

  1.             

19 (низкая)

29 (низкая)

  1.             

20 (низкая)

39 (умеренная)

  1.             

17 (низкая)

50 (высокая)

  1.             

16 (низкая)

48 (высокая)

  1.             

14 (низкая)

43 (умеренная)

  1.             

32 (умеренная)

35 (умеренная)

  1.             

12 (низкая)

34 (умеренная)

Среднее

24,55

38,725

 

У большинства опрошенных студентов (таблица 4) III курса (27 человек) низкая СТ – 67,5%; умеренная СТ – у 25% (10 человек); высокий уровень отмечен у 7,5% студентов (3 человека). Высокая личностная тревожность отмечается у 35% респондентов (14 человек), умеренная ЛТ – у 37,5% (15 человек), низкая ЛТ – 27,5% (11 человек).

Таблица 4

Процент студентов III курса с различным уровнем тревожности

Уровень тревожности

СТ(%)

ЛТ(%)

Низкая

67,5

27,5

Умеренная

25

37,5

Высокая

7,5

35

 

При сопоставлении результатов уровня тревожности студентов I и III курсов (рис. 2,3) видно, что на первом курсе значительно выше процент студентов с высоким уровнем ситуативной тревожности, в то время как на III курсе число студентов с высокой СТ минимально, при этом у данных студентов отмечается и высокая ЛТ.

Рис. 2.Количественный анализ уровня СТ среди студентов I и III курсов

Рис. 3. Количественный анализ уровня ЛТ среди студентов I и III курсов

 

Таким образом, гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение. В результате исследования мы пришли к следующим выводам.

1. Проанализировав результаты теста, мы пришли к выводу, что уровень ситуативной тревожности выше у студентов первого курса, чем у студентов третьего. Эти отрицательные переживания студентов первокурсников связаны с адаптацией, неуверенностью в своих знаниях, недостаточной психологической подготовкой к профессии. Среди факторов, способствующих появлению тревожности можно назвать: неумение студентов правильно распределять свое время и силы, неготовность работать с большой информацией, выполнять просьбы преподавателей, неготовность к обучению, основанному на самостоятельности.

2. Высокий уровень ситуативной тревожности отмечен у 35% первокурсников. Между показателями уровня тревожности существует сильная связь. Личности, с высоким уровнем тревожности, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизненной деятельности, они реагируют весьма выраженным состоянием тревожности, чем личности с низким уровнем.

3. Согласно результатам диагностики уровня тревожности, количество студентов с низкой ситуативной тревожность на III курсе больше на 50% чем на I курсе; студентов с высокой тревожностью меньше на 27%. Это говорит об успешной адаптации студентов III курса за время их обучения в вузе и существенном влиянии процесса адаптации на эмоционально-волевую сферу личности студента.

 

Литература:

  1. Смирнов Ю.А. Стиль жизни у лиц с разным уровнем личностной тревожности. Автореф. дис. … канд псих. наук. – М., 2007. – 34 с.
  2. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – СПб.: Питер, 2002. – 224 с.
  3. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 1998. – №2. – С. 21-29.
  4. Мойкин Ю.В. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения / Ю.В. Мойкин, А.И. Киколов, В.И. Тхоревский, Л.Е. Милков. – М.: Медицина, 1987. – 256 с.
  5. Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса. Автореф. ... дис. д-ра биол. наук. – СПб, 2001. – 32 с.
  6. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. – Ленинград: ЛНИИФК, 1976. – 18 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle