Библиографическое описание:

Юдина Н. А. Метод проектов в обучении элементам теории графов // Молодой ученый. — 2015. — №23.2. — С. 44-45.



 

В данной статье был рассмотрен метод проектов, позволяющий построить обучение на активной деятельности ученика. Подробно описаны проект на тему «Графы вокруг нас» и организация работы над ним. Этот проект можно предложить учащимся 5-6 классов в рамках математического кружка «Элементы теории графов». Представлены возможные критерии оценки проекта.

Ключевые слова: деятельностный подход, метод проектов, формирование универсальных учебных действий, теория графов.

 

Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. Реализовать данный подход как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности позволяет метод проектов.

Термин проектно-ориентированное обучение (project based learning) широко используется в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей. В настоящее время под проектно-ориентированным понимается обучение в условиях организованной преподавателем совместной, самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся, завершающейся созданием творческого продукта [2].

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся и творческого мышления, умения самостоятельно планировать свою деятельность и отслеживать результаты своей работы, умения ориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, используя метод проектов, учитель формирует у учащихся универсальные учебные действия, которые прописаны в ФГОС.

Метод проектов возник в начале XX века в США. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Уже тогда Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. А для того чтобы интерес появился, необходима проблема,взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, решая которую необходимо приложить не только полученные знания, но и новые знания, которые еще предстоит приобрести [1, с. 39].

Таким образом, работа над проектом включает в себя следующие этапы:

1)     проблематизация (выявление проблемы);

2)     целеполагание (цель - проектный продукт);

3)     планирование (формулирование задач; определение способов, которыми эти задачи будут решаться; составление графика выполнения проекта, выбор исполнителей);

4)     реализация проекта (сбор, систематизация и анализ полученных данных);

5)     рефлексия (оценка работы, сравнение полученного результата с первоначальным замыслом);

6)     презентация работы (оформление конечных результатов, защита продукта) [3, с. 10].

Необходимо заметить, что использование метода проекта на практике ведет и к изменению роли учителя в образовательном процессе. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. В целом при работе над проектом учитель

-  помогает ученикам в выделении проблемы, в поиске источников информации, способных помочь им в работе над проектом,

-  координирует весь процесс,

-  поддерживает непрерывную обратную связь.

Также учителю необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Например, для учащихся 5-6 классов трудно дается выделение проблемы, формулирование цели работы, планирование деятельности. Все это предполагает, что значительный объем работы над проектом учителю придется осуществлять вместе с ребенком. Для учащихся 7-8 классов основной проблемой является сохранение интереса и мотива к деятельности на протяжении всей работы. Учащиеся 9-11 классов имеют уже достаточно знаний и опыта, чтобы самостоятельно справится с работой. Поэтому помощь, оказываемая учителем, на данном возрастном этапе становится минимальной [3, с. 16].

Для типологии проектов предлагаются следующие признаки:

1)      Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная;

2)      Предметно-содержательная область: монопроект, межпредметный проект;

3)      Характер контактов: среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира;

4)      Количество участников проекта: индивидуальные, групповые, коллективные проекты;

5)      Продолжительность проекта: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные [1, с. 42].

Рассмотрим пример проекта на тему «Графы вокруг нас», который можно предложить учащимся 5-6 классов в рамках математического кружка «Элементы теории графов».

Теория графов в настоящее время является интенсивно развивающимся разделом математики. При этом учащиеся не знают, что графы применяются не только в математике, но и окружают нас в повседневной жизни. Интернет, телефонная сеть, схемы движения городского транспорта и авиалиний, карта звездного неба - все это является примерами графов, которые используются в современном мире. Поэтому работа над проектом «Графы вокруг нас» позволит учащимся ближе познакомиться с понятием графа и узнать его сферы применимости в разных областях науки и жизни.

Тип проекта - информационно-поисковый.

Продолжительность проекта - 4 недели.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос:

Нужны ли графы?

Проблемные вопросы:

Что такое граф?

Какова история происхождения теории графов?

Какие виды графов существуют?

В каких областях науки и сферах жизни используются графы?

Этапы проведения проекта

Подготовительный этап.

1.       Представление ученикам краткой информации (в форме презентации) об учебных проектах.

2.       Выбор темы, постановка задач.

3.       Обсуждение основополагающего и проблемных вопросов с учащимися.

4.       Формирование групп для работы над проектом.

5.       Обсуждение плана работы в каждой из созданных групп.

6.       Создание критериев оценивания проекта и ознакомление с ними учащихся.

Основной этап.

  1.    Самостоятельная работа в группах, распределение обязанностей.
  2.    Поиск информации в разных источниках, анализ найденной информации, выбор главного.
  3.    Подготовка информации для использования в работе.
  4.    Просмотр и обсуждение подготовленных материалов с учителем.
  5.    Корректировка проектов с помощью обсуждения в группах.
  6.    Создание презентации для выступления.

Заключительный этап.

  1.    Защита проекта перед классом.
  2.    Подведение итогов. Рефлексия.

Среди критериев, по которым будет оцениваться проекты учащихся, наиболее важными можно считать следующие:

-        значимость и актуальность выдвинутых проблем;

-        активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

-        характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта (при групповом проекте);

-        необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

-        умение аргументировать свои заключения, выводы;

-        эстетика оформления результатов проведенного проекта [1, с. 46].

Таким образом, метод проектов предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, который позволяет учащимся научиться самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, используя для этого знания из разных областей, развивать свой творческий потенциал, а учителю - эффективнее организовать учебный процесс.

 

Литература:

  1.    Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования»; вып. 2 / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. – Мн.: РИВШ БГУ, 2003. – 240 с.
  2.    Сангалова М.Е. Проектно-ориентированное обучение математической логике // Тенденции и перспективы развития математического образования. Материалы XXXIII Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов, посвященного 100-летию ВятГГУ. Киров, 2014. – С. 248-250.
  3.    Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2010. – 44 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle