Библиографическое описание:

Щелина Т. Т., Чудакова А. О. Использование возможностей социальных сетей в формировании установки на ведение здорового образа жизни // Молодой ученый. — 2015. — №23.2. — С. 41-43.

 

В статье обращается внимание на педагогический потенциал социальных сетей в формировании позитивных мотивов и способов ведения здорового образа жизни. В качестве примера приводится обзор онлайн-проекта «Здоровая семья – счастливая семья», анализируются его содержание и особенности проведения.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, социальные сети, педагогический потенциал интернет-ресурсов.

 

В настоящее время немало говорится как о негативном влиянии социальных сетей, так и о позитивных возможностях их использования. Среди причин привлекательности социальных сетей можно выделить следующие предоставляемые ими пользователям возможности: получение информации (в том числе обнаружение ресурсов) от других членов социальной сети; верификация идей через участие во взаимодействиях в социальной сети; социальная выгода от контактов (сопричастность, самоидентификация, социальное отождествление, социальное принятие и другие) [1].

Минусами социальных сетей можно назвать публикацию в свободном доступе личной информации о человеке; снижение общего уровня культуры из-за иллюзии вседозволенности; потоки недостоверной информации; замену личного общения, реальныхдостижений виртуальной презентацией своего идеального вымышленного образаодновременно с развитием нарциссизма и эгоцентризма; явление демагогии по вопросам, требующим немедленных действий в реальной жизни.

Стоит ли использование социальных сетей своих минусов и плюсов или нет, однако мы вынуждены признать, что они плотно вошли в нашу жизнь. В настоящее время социальная сеть – это особое социокультурное пространство, глобальное неформальное сообщество, основной особенностью которого является стихийность.

Невозможность полноценно обеспечить информационную и, как следствие, психологическую безопасность в случае большинства видов СМИ склоняет некоторых педагогов и родителей к выводу, о том, что детей и подростков необходимо до определённого возраста ограждать от интернет-пространства [4]. Однако данный подход спорен и весьма проблематичен в своей реализации.

В случае невозможности тотального ограничения подрастающего поколения в пользовании интернет-ресурсами возникает вопрос об относительном социальном контроле пространства социальной сети. Как показывает практика, успех от введения возрастных ограничений при входе на сайты нежелательного содержания столь же минимален как перенос трансляции телевизионной рекламы алкогольсодержащих напитков на более поздний час. В настоящее время, дети и подростки всё чаще лучше своих родителей ориентируются в информационных и коммуникационных технологиях. А, следовательно, на первый план выходит обязательное повышение ИКТ-грамотности старшего поколения.

Кроме того, говоря о необходимости развития не только образовательного, но и воспитательного потенциала социальных сетей, ряд педагогов отмечает, что ещё никогда педагоги не получали столь мощного средства.

Описывая потенциал социальных сетей, следует рассмотреть контекст действия сети, а именно, различные социальные практики, например, практики социальной поддержки и социальной защиты личности в современных нестабильных социально-экономических условиях, а также и образовательные практики индивидов. Действие таких социальных сетей осуществляется через поиск участников - "союзников" сети с целью решения различных задач, центральными из которых являются задачи, связанные с освоением социокультурного опыта, знаний, формирования профессионального и научного мировоззрения. В этой связи необходимо признать необходимость формирования не только профессиональных компетенций, но и социального интеллекта [2].

Если исходить из понимания образования как социокультурного института, то в контексте действия социальных сетей важно понять, насколько социальные сети могут обеспечить возможность формирования, освоения и трансляции социокультурного опыта поколений [2].И если принципы действия социальных сетей в целом понятны и активно исследуются, то вопрос об их характере в образовательном контексте остается открытым.

Важно помнить, что кроме новых проблем прогресс и развитие инфраструктуры открывает новые педагогические возможности. Социальные сети могут быть задействованы при реализации различных направлений педагогической деятельности: волонтёрской, конкурсной, проектной, творческой и даже исследовательской.

Благодаря ресурсам, предоставляемым той же социальной сетью вконтакте, появляется возможность использования фото, видео, аудио материалов, разнообразных приложений.

Раздел группы и сообщества открывает образовательным учреждениям широкие возможности для создания объединений, пабликов с перспективой организации ученического или студенческого самоуправления. На подобных страницах молодые люди и педагогики могут делиться своими знаниями и опытом, дискутировать на самые различные темы, искать и оказывать помощь, организовывать мероприятия определённой направленности.

Сделаем акцент также на том, что социальная сеть выступает как пространство конструирования социального образа. Многие люди стремятся выглядеть, а в отдельных  случаях быть лучше, чем они есть. И выражается это если не в их поступках, стремлениях, то, в рассматриваемом нами случае, в презентуемом профиле вконтакте, на facebook, instagram и других социальных сетях. Страница, предоставляющая о своём владельце пусть даже ложную или приукрашенную информацию, может дать материал для психологического анализа. Особенно если он будет подкреплён анализом проявлений личности вне интернет-пространства. Но не стоит забывать, о том, что не только дети и подростки подвергаются тщательному анализу и воздействиям. Образ педагога, призванный служить примером и воплощением того, что должно быть воспитано в будущем поколении также подвергается критической оценке со стороны учащихся и их родителей. И здесь возникает вопрос: насколько свободно себя может чувствовать в социальной сети работник образовательной сферы, насколько допустима демонстрация им некоторых сторон личности, настроений, реакций, мировоззренческих суждений? Данный вопрос выходит за рамки этического, в связи с тем, что примерявляется сильнейшим методом воспитания. Формирующееся сознаниешкольника постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые им идеи и идеалы. Подражание у подростков сопровождается более или менее самостоятельными суждениями, носит избирательный характер [3].

В контексте социальной сети могут быть использованы как активные, так и традиционные методы и формы обучения и воспитания. Такие как мозговой штурм, онлайн-квест, коллективно-творческое дело, например, флешмоб, создание и анализ социальной рекламы и прочие.

В качестве примера чуть подробнее рассмотрим педагогический потенциал социальных сетей в рамках реализации валеологического воспитания. Прежде всего, отметим, что социальные сети обладают ресурсами для воздействия сразу на три структурных компонента установки на здоровый образ жизни:

  1.                Когнитивный может формироваться, с помощью информации предоставляемой сетью, видеоматериалам, дискуссиям, ведущимся участниками отдельных групп.
  2.                Аффективный компонент предполагает в первую очередь замотивированность на ведение ЗОЖ. Многие паблики в социальных сетях пестрят мотивирующими цитатами, мемами, фото и видеоизображениями, историями, основанными на жизненном опыте  участников.
  3.                Поведенческий компонент реализуется с помощью конкретных действий, тренировок, развития навыков ЗОЖ вне интернет-пространства, однако он также может быть стимулирован через социальную сеть, благодаря различным конкурсам, онлайн-квестам, флешмобам, предполагающим контроль через фото или видеоотчёт со стороны участников, выкладываемый в социальную сеть.

В тех же социальных сетях распространяется информация о способах ведения ЗОЖ, стихийно возникают и разрешаются дискуссии по вопросам здоровьесбережения и создаются отдельные сообщества (например, группы «вконтакте», пестрящие мотивационными лозунгами, призывающими к ведению здорового образа жизни). Следует отметить, что многие девушки состоят в интернет-сообществах, пропагандирующих похудение. Нередко данные паблики предлагают различные способы борьбы с лишним весом, утверждая свою компетентность в вопросе правил питания, полностью отвергая такой мотив ведения здорового образа жизни как самосохранение и культивируя лишь внешнюю привлекательность, как конечный результат самосовершенствования. Не случайно в условиях изменившейся психологии современного детства и ситуации его развития к педагогам предъявляется требование уметь разрабатывать и осуществлять программы и технологии обеспечения информационной безопасности детей, мониторинга и психолого-педагогической экспертизы популярной среди учащихся информационной продукции [5].

Примером позитивного опыта использования интернет-ресурсов в формировании установок на здоровый образ жизни может служить разработка студентами психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского творческого проекта «Здоровая семья – счастливая семья», предполагающего развитие четырёх направлений (блоков) работы с семьями: Правильное питание, Физическая культура (Активность), Досуг или Хобби и Семейные традиции.

В задачи проекта входит: осознание участниками своей причастности к семье, сплочение, воспитание командного духа и гордости за свою семью;формирование установки на ведение здорового образа жизни; знакомство участников с различными видами подвижной позитивной деятельности;развитие общей активности и навыков здорового образа жизни; поддержание благополучного психологического климата семьи; помощь в реализации ряда функций семьи: воспитательной, эмоциональной, коммуникативной, психотерапевтической, культурологической.Особое внимание уделяется функции духовного (культурного) общения – удовлетворения потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, так как наличие хобби у человека уже само по себе является одним из показателей психологического здоровья.

Деятельность по реализации проекта можно разделить на три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

В рамках подготовительного этапа будет осуществляться поиск социальных партнёров. В перспективе в городе Арзамасе среди потенциальных партнёров были выделены администрация города Арзамаса, ФОБ «Снежинка», ФОК «Звёздный», фитнес-клубы г. Арзамаса, телеканал «Доброе-ТВ», фотостудия. Параллельно ведётся подготовка волонтёров от студенческого самоуправления психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ имени Н. И. Лобачевского к организации проекта; создание блога «Здоровая семья – счастливая семья», где будут выкладываться задания, новости проекта и семейные отчёты. Распространение информации о проекте для желающих участвовать посредством Арзамасского телевидения, газет, социальных сетей, администраций школ, комитета управления микрорайонами. Планируемое число участников: 20 семей. От желающих требуется подать заявку на сайт проекта на участие в конкурсе «Здоровая семья – Счастливая семья», а точнее предоставить фото или видеопрезентацию команды – семьи.

После того, как семьи подтвердят свое участие, а студенты будут подготовлены, станет возможным переход к основному этапу реализации проекта. В течение 4 недель каждые выходные в блог будут выкладываться задания для команд, в выполнении которых должны участвовать все заявленные члены семьи. Выполнение задания должно быть зафиксировано в виде фото или видеоотчёта в свободной форме и выложено на сайт проекта не позднее понедельника следующей недели.

Каждая неделя имеет свою тему, слоган, перечень заданий с разъяснениями и ориентирующими подсказками, а также план воскресного финала, предполагающего встречу семей на специально подготовленной территории. Так, 1 неделя Детства ориентирована на активизацию творческого потенциала участников; 2 неделя посвящена спорту и призвана расширить границы знаний и практического опыта семей в спортивном досуге. Примером задания второй недели может служить следующее: составить топ спортивных игр, поучаствовав в каждой из них. Следующая неделя Нептуна затрагивает тему безопасности и правил поведения на воде, продолжает развивать креативность, сплочённость в командах. Последняя неделя Гармонии обращается к теме экологии. Акцент ставится на единении человека с природой, своей историей, культурой и с окружающими людьми. Не случайно финал завершающей недели представляет собой не просто оглашение победителя, но и групповое осмысление полученного опыта, его обсуждение, обмен впечатлениями.

На протяжении месяца проводится интернет-голосование на выбор одного победителя и 4 семей-номинантов в категориях «Самые креативные», «Самые зажигательные», «Самая крепкая семья» и «Династия вкуса». Наградой для участников могут стать абонементы на посещение спортзала, ледовой арены, бассейна и фотосессии для всей семьи. Остальные участники получат сувениры.

Критериями эффективности данного проекта могут служить специально подготовленные анкеты, опросники, которые будут предложены конкурсантам на последней воскресной встрече или же на сайте и выявят уровень сплочённости, психологический климат семьи, самочувствие и компетентность в вопросах здоровьесбережения, замотивированность участников.

В перспективе разрабатываемый онлайн-конкурс может быть использован студентами в ходе летней практики или же психологами и педагогами при планировании досуга семей и детей в каникулярное время.

Проект также может стать сезонным и расширить масштабы за счёт онлайн работы сайта до района города или области.

Большинство из рассматриваемых выше форм и методов воспитания, в конечном итоге предполагает выход за пределы интернет-пространства. Таким образом, педагогический процесс не переносится в социальные сети, а лишь открывает новые возможности. Именно в этом, на наш взгляд и состоит первостепенная задача: научить детей не жить в социальных сетях, а использовать их с целью реализации потенциала жизни offline, вне интернет-пространства.

 

Литература:

  1.                Губанов Д.А. Модели влияния в социальных сетях / Д.А. Губанов, Д.А. Новиков, А.Г. Чхартишвили // Управление большими системами: сборник трудов. – 2009. – Вып. 27. – С. 205-281.
  2.                Дегтярёва В. В. Образовательный потенциал социальных сетей // Философия образования. – 2010. – Вып. 3. – С. 30-35.
  3.                Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов /под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.
  4.                Щелина Т.Т., Маслова В.С. Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков // Молодой ученый. – 2014. – № 21-1 (80).– С.143-145.
  5.                Щелина Т.Т. Проблема профессиональной компетентности социального педагога в условиях изменившейся ситуации развития детства // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. – № 36. – С.102-109.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle