Библиографическое описание:

Марина А. В., Гусева М. В. Формирование универсальных учебных действий курса биологии 6 класса: проблемы и пути их решения // Молодой ученый. — 2015. — №23.2. — С. 24-29.

 

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с формированием системы универсальных учебных действий средствами школьного курса биологии 6 класса.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, система универсальных учебных действий школьного курса биологии 6 класса, учитель биологии, анкетирование, сложности и проблемы в работе учителя при формировании системы универсальных учебных действий.

 

Стремительные темпы развития общества, а также постоянные перемены, происходящие в нем, требуют совершенствования образовательного процесса, ведь школа должна готовить учеников, успешно социализирующихся в новых быстро меняющихся условиях жизни. В связи с этим вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования, основной акцент при реализации которых сделан на всестороннее развитие личности в образовательной системе, и данное развития идёт через формирование универсальных учебных действий (УУД) [26].

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения рассматривает УУД как «целостную система, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития» [13].

Овладение учащимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Вместе с тем в настоящее время практически полностью отсутствуют специализированные методические пособия по данной проблематике, а те, которые есть [25], не в полной мере раскрывают специфику процесса формирования системы УУД с учетом содержания школьного курса биологии.

В этой связи мы предприняли попытку выявления реального состояния готовности школьного учителя биологии к формированию у школьников системы УУД средствами учебного предмета биология.

Для изучения состояния исследуемой проблемы в практике работы массовой школы нами было проведено анкетирование учителей по специально разработанной анкете. Наше исследование продолжило изучение состояния данной проблемы, начатой в 2013 году [7].

Анкетирование было проведено среди учителей общеобразовательных учреждений города Арзамаса, Арзамасского, Ардатовского, Кулебакского районов Нижегородской области. В анкетировании приняли участие 17 педагогов.

При организации нашего исследования мы руководствовались положением о том, что к настоящему времени все респонденты должны быть знакомы с понятием «универсальные учебные действия», ведь процесс их формирования начнется уже с 2015-2016 учебного года. Нас интересовало, что именно учителя понимают под УУД. Ответы участников анкетирования на данный вопрос анкеты представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Графическое соотношение ответов на вопрос анкеты об определении УУД

 

По сравнению с полученными данными предшествующего анкетирования все 100% учителей знакомы с классификацией универсальных учебных действий. Эти данные мы получили, проанализировав 3 вопрос анкеты. 82,36% учителей назвали все 4 группы универсальных учебных действий (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные), а 17,64% знакомы только с 3 группами УУД (личностные, познавательные и коммуникативные). Более наглядно полученные результаты представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Графическое соотношение ответов на вопрос анкеты о классификации УУД

 

Из литературных источников, связанных с формированием системы УУД, известных учителям, были названы ФГОС (6,7%), фундаментальное ядро содержания общего образования (86,6%), работы А.Г. Асмолова и его соавторов (6,7%).Анкетирование показало, что 11,8% респондентов не знакомы с литературными источниками, связанными с формированием системы УУД.

Нас заинтересовало, в чем видят учителя значение формирования УУД для учащихся. Ответы представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Графическое соотношение ответов на вопрос анкеты о значении системы УУД

 

47,0% учителей отмечают сложности при формировании УУД в организации школьников на уроке и внеурочное время. 53,0% опрошенных считает, что основная сложность в работе заключается в отсутствии единого алгоритма формирования УУД.

Таким образом, наше исследование свидетельствует о том, что практически все учителя, принявшие участие в анкетировании, знакомы с понятием УУД, их классификацией. Они имеют представления о литературных источниках, связанных с формированием УУД. Объективно оценивают значение формирования УУД для учащихся в развитии самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактулизации, формировании ключевой компетенции образования как «научить учиться». Эти выводы во многом совпадают с результатами исследования, проведенного в 2013 году.

Полученные результаты побудили нас к выявлению системы УУД школьного курса биологии 6 класса для отдельных вариантов программ, рекомендованных МОиН РФ к использованию в учебном процессе по ФГОС основного общего образования, их соотнесению с системой формируемых сегодня в условиях действия ГОС школьного биологического образования общеучебных умений. Все это составило основное содержание нашего исследования на тему «Система универсальных учебных действий школьного курса биологии 6 класса в условиях перехода к реализации ФГОС основного общего образования».

Мы предприняли попытку выявления системы УУД школьного курса биологии 6 класса для программ авторских коллективов, возглавляемых А.А. Вахрушевам [4], В.В. Пасечником [10; 16], И.Н.Пономаревой [3], Н.И. Сониным [14; 15], Н.И.Романовой [19; 20], Л.Н. Сухоруковой [23]. Выбор именно этих программ из известных нам 15 вариантов, рекомендованных к использованию в учебном процессе по ФГОС, обусловлен наличием соответствующих им школьных учебников [1; 2; 6; 11; 22] и рабочих учебных программ [17; 18].

Анализ рабочих учебных программ и известных нам методических пособий, разработанных к данным программам [8; 9; 24], позволил выявить систему УУД каждой из них. Оказалось, что далеко не все авторы с одинаковой степенью детализации прописывают в своих рекомендациях для учителей систему УУД, выделяя конкретные группы с учетом существующей классификации.

К сожалению, на страницах рассмотренных рабочих учебных программ мы не нашли конкретных методических рекомендаций по формированию различных видов УУД. А именно эти рекомендации необходимы школьному учителю в его практической деятельности.

В этой связи мы проанализировали действующие методические руководства для учителя по изучению курса биологии 6 класса в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов [5; 12; 21] и предприняли попытку выделения системы формируемых в опыте учителей общеучебных умений. При этом мы исходили из того, что многие виды общеучебных умений весьма близки по своему содержательному наполнению УУД разных групп (таблица), и, как следствие, предполагают использование хорошо известного педагогам методического инструментария их формирования и развития.

Таблица

Соотношение общеучебных умений и УУД

Общеучебные умения

УУД

Учебно-организационные:

• определение индивидуальных и коллективных учебных задач;

• выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;

• сравнение полученных результатов с учебной задачей;

• владение различными формами самоконтроля;

• оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;

• определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;

• постановка цели самообразовательной деятельности;

• определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности.

Регулятивные действия

  •                  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что еще не известно;
  •                  планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
  •                  составление плана и последовательности действий;
  •                  прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

 

Учебно-информационные:

• работа с основными компонентами учебника;

• использование справочной и дополнительной литературы;

• различение и правильное использование разных литературных стилей;

• подбор и группировка материалов по определенной теме;

• составление планов различных видов;

• создание текстов различных типов;

• владение разными формами изложения текста;

• составление на основе текста таблицы, схемы, графика;

• составление тезисов, конспектирование;

• подготовка рецензии;

• владение цитированием и различными видами комментариев;

• подготовка доклада, реферата;

• использование различных видов наблюдения;

• качественное и количественное описание изучаемого объекта;

• проведение эксперимента;

• использование разных видов моделирования.

Познавательные действия (общеучебные, знаково-символические):

  •         поиск и выделение необходимой информации;
  •                  умение структурировать знания;
  •                  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  •                  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  •                  определение основной и второстепенной информации;
  •                  понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  •                  умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;
  •                  составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста

Учебно-интеллектуальные:

• определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;

• выявление существенных признаков объекта;

• определение соотношения компонентов объекта;

• проведение разных видов сравнения;

• установление причинно-следственных связей;

• оперирование понятиями, суждениями;

• классификация информации;

• владение компонентами доказательства;

• формулирование проблемы и определение способов ее решения.

Познавательные действия (логические):

  •                  анализ объектов с целью выделения признаков;
  •                  выбор основной и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  •                  подведение под понятия, выделение следствий;
  •                  установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
  •                  Выдвижение гипотез и их обоснование.

Учебно-коммуникативные:

• выслушивание мнения других;

• владение различными формами устных публичных выступлений;

• оценка разных точек зрения;

• владение приемами риторики;

• организация совместной деятельности;

• владение культурой речи;

• ведение дискуссии.

 

Коммуникативные действия:

  •                  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  •                  разрешение конфликтов;
  •                  управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  •                  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

Личностные действия:

  •                  жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;
  •                  действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

 

Обсуждение этого соотношения, осуществленное при работе со слушателями программ повышения квалификации учителей естественнонаучного цикла, работающих в южных районах Нижегородской области, показало нам востребованность данной методической идеи, и необходимость разработки методических рекомендации для учителей по формированию системы УУД для курса биологии 6 класса.

 

Литература:

1.                  Биология. Живой организм: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я. Колесникова и др.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007. – 128 с.

2.                  Биология. 5-6 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С. Калинова и др.; под ред. В.В.Пасечника: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.

3.                  Биология: 5-9 классы: программа / авт. И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 304 с.

4.                  Вахрушев А.А. Рабочая программа «Биология» 5-9 классы / А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан. – М.: Баласс, 2013. – 37 с.

5.                  Дубинин Н.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии. Грибы, растения»: Пособие для учителя / Н.В.Дубинин, В.В.Пасечник. – М.: Дрофа, 2001. – 96 с.

6.                  Исаева Т.А. Биология: Растения. Бактерии. Грибы: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Т.А.Исаева, Н.И. Романова. – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 216 с.

7.                  Марина А.В. Сложности в работе учителя биологии при формировании универсальных учебных действий познавательной направленности с использованием современных УМК / А.В.Марина, Н.Г.Шишкина // Проблемы современного школьного учебника биологии в соответствии с требованиями ФГОС ООО; материалы Всероссийского научно-практического семинара с международным участием (Новосибирск, 20-21 марта 2014г.) / под ред. А.В. Сахарова, О.Б. Макаровой; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – С. 25-29.

8.                  Методические рекомендации к учебнику Е.Т. Тихоновой, Н.И. Романовой «Биология». 6 класс. Линия «Вектор» / А.В.Марина. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 128 с.

9.                  Методические рекомендации к учебнику Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой «Биология». 6 класс. Линия «Ракурс» / Авт-сост. А.В.Марина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 272 с.

10.              Пасечник В.В. Биология. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» / В.В.Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова и др. – М.: Просвещение, 2011.– 80 с.

11.              Пасечник В.В. Биология: 6 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С. Калинова; под ред. В.В.Пасечника: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008. – 127 с.

12.              Пономарева И.Н. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 кл.: Методическое пособие / И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко, Л.В.Симонова. – М.: Вентана-Граф, 2002. – 144 с.

13.              Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Составитель Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.

14.              Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы Линейный курс (авторы Н.И.Сонин, В.Б. Захаров) // Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013. – С. 151-239.

15.              Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы Концентрический курс (авторы Н.И.Сонин, В.Б. Захаров) // Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013. – С. 3-150.

16.              Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы (авторы В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов) // Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013. – С. 240-281.

17.              Рабочая программа к учебнику Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой «Биология». 6 класс. Линия «Ракурс» / авт.-сост. С.Н.Новикова, Н.И.Романова. – М.: Русское слово, 2012.– 46 с.

18.              Рабочая программа к учебнику Е.Т.Тихоновой, Н.И.Романовой «Биология». 6 класс. Линия «Вектор» / авт.-сост. С.Н.Новикова, Н.И.Романова. – М.: Русское слово, 2013. – 46 с.

19.              Романова Н.И. Программа курса «Биология». 5-9 классы. Линия «Ракурс». – М.: Русское слово, 2013. – 63 с.

20.              Романова Н.И. Программа курса «Биология». 5-9 классы. Линия «Вектор». – М.: Русское слово, 2013. – 64 с.

21.              Семенцова В.Н. Биология. 6 класс. Технологические карты уроков: Методич. пособие. – СПб.: Паритет, 2002. – 165 с.

22.              Сухорукова Л.Н. Биология. Живой организм. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с прилож. на электрон. носителе / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я. Колесникова: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2013. – 143 с.

23.              Сухорукова Л.Н. Биология. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы» / Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко. – М.: Просвещение, 2011. – 97 с.

24.              Уроки биологии. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, С.В. Суматхин, Г.С. Калинова и др. / под ред. В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.

25.              Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под. ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

26.              Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. пед. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle