Библиографическое описание:

Губанихина Е. В., Шикина К. Д. Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через стимуляцию тактильных ощущений // Молодой ученый. — 2015. — №23.2. — С. 3-5.



 

В статье рассматриваются способы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности, стимулирующих тактильные ощущения.

Ключевые слова: моторика; мелкая моторика; тактильные ощущения; продуктивно-творческая деятельность, дошкольники.

 

Развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего развития каждого ребёнка. В целом под «моторикой» понимается вся сфера двигательных функций организма человека [1, с. 284]. Различают крупную и мелкую моторику. По мнению Грэйса Крайга мелкая моторика представляет собой умение использовать возможности рук и пальцев [6, с. 424].

Многие педагоги и психологи говорят о необходимости развития мелкой моторики пальцев рук и её значимости для развития личности. Чем же это обусловлено? Исследования ученых разных областей знаний показывают, что развитие функций рук и функций речевого аппарата идёт одновременно. Данную взаимосвязь объяснил нейрохирург Пенфилд. Он установил, что речевая область в коре головного мозга расположена рядом с двигательной. Именно близость этих зон позволила сделать вывод о том, что тренировка мелкой моторики пальцев рук играет большую роль в становлении речи. Позднее влияние мелкой моторики на развитие речи изучали такие ученые как А.В. Антакова-Фомина, М.И. Кольцова, Е.И. Исенина и др.

Но не только речь зависит от уровня развития мелкой моторики. Известный педагог В.А. Сухомлинский говорил о том, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». А это значит, что во время манипуляций с предметами у ребёнка развивается не только речь, но и мышление, память, внимание и другие психические процессы.

Специалистами восточной медицины ещё до нашей эры было доказано, что игры и манипулятивные действия с участием пальцев рук позволяют приводить в гармоничное отношение разум и тело, поддерживая при этом мозговые системы в отличном состоянии. Таким образом, развитие мелкой моторики влияет не только на умение совершать различные движения пальцами и кистями рук, но и на общее состояние организма человека. Этим обусловлена необходимость начинать работу по развитию мелкой моторики ребенка с самого раннего детства.

На протяжении первого полугодия жизни у ребенка постепенно формируются организованные движения рук в результате действий с предметами. Основным способом знакомства с окружающей действительностью в этом возрасте являются прикосновения. Поэтому учёные рекомендуют побуждать детей к действиям с игрушками, координировать направление рук к игрушке, захват и удержание ее из разных положений. При этом необходимо менять игрушки, предлагать ребенку для предметно-манипулятивной и игровой деятельности игрушки разные по форме, материалу и величине. Поскольку чувственное познание внешнего мира является важнейшим звеном в системе познавательного развития ребёнка в этом возрасте, мы можем говорить о том, что чем шире ощущения, тем полнее восприятие, тем большей информацией может овладеть ребёнок об окружающем мире.

Под тактильными ощущениями Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко понимают один из видов кожной чувствительности, включающий в себя ощущения прикосновения, вибрации, фактурности, давления [1, с. 587].

В психологическом словаре И.М. Кондаков тактильные ощущения определяет как форму кожной чувствительности, обусловленную работой двух видов рецепторов кожи: нервных сплетений и соединительной ткани капсул [4, с. 193].

Учёные доказали, что в головном мозге находятся участки, которые отвечают именно за тактильное воздействие (прикосновение к телу). Было замечено, что при недостаточной тактильной стимуляции у детей снижается иммунитет и общая активность, развиваются депрессивные состояния и серьёзные заболевания.

Ощущения, которые ребенок получает от мамы – первый опыт тактильной чувствительности. Именно они дают начало развитию тактильного восприятия и стимуляции умственной деятельности. По мнению большинства ученых, для детей нахождение на руках у матери и тактильный контакт с ней являются физиологической потребностью, которая необходима для полноценного психического, физического и эмоционального развития. Нехватка тактильного ощущения может негативно отразиться на физическом развитии ребенка, снизить настроение и общий эмоциональный фон, может способствовать повышению уровня тревожности. Каждое же прикосновение к коже стимулирует умственные процессы, посылая в мозг определенный импульс. Поэтому чем чаще мы прикасаемся к малышу, обнимаем и ласково с ним разговариваем, тем раньше он начнёт говорить, быстрее будет усваивать информацию и, соответственно, быстрее развиваться.

Ребенок растет и изменяется его восприятие окружающей действительности, формы его общения с окружающим миром. Так при восприятии предмета дети младшего дошкольного возраста чаще всего выделяют наиболее выдающиеся, яркие, броские свойства предмета. А иногда и вовсе называют только одно из них. Дети дошкольного возраста уже более точно начинают определять форму, цвет, величину, температуру и свойства поверхности окружающих предметов. Этому способствует постепенное развитие мелкой моторики рук и накопление сенсорного опыта.

Существует множество способов стимуляции тактильных ощущений и развития мелкой моторики при этом. Их выбор и многообразие зависит в первую очередь от фантазии и терпения взрослого. Если педагог и родители будут поощрять стремление ребёнка прикасаться к окружающим его предметам, изучить их свойства, то и развитие мелкой моторики будет идти более успешно. Это могут быть травинки, камешки, вода, снег, деревья, различные текстильные материалы. Можно предложить потрогать попеременно горячие и холодные предметы. Ребенок при этом учится описывать свои ощущения от контакта с изучаемым предметом [2, с. 168].

При стимуляции тактильных ощущений необходимо руководствоваться методикой «погружающей среды» Марии Монтессори. Она считала, что ребёнок должен самостоятельно изучать среду, а педагог при этом не навязывает то или иное занятие, а лишь наблюдает и подталкивает к открытиям новых свойств рассматриваемого объекта. В такой ситуации у ребенка возникает желание совершить то или иное действие без принуждения. [5, с. 111].

С двух лет ребенок начинает проявлять активный интерес к изобразительной деятельности, который поддерживается и стимулируется взрослыми. Манипуляции с карандашами, фломастерами и кисточкой также способствуют развитию мелкой моторики и позволяют на самых ранних стадиях готовить руку к письму. На данном возрастном этапе происходит усложнение в содержании предметной деятельности. Дети выполняют более тонкие действия с предметами, у них совершенствуются орудийные действия с предметами, происходит формирование сенсомоторных координаций «глаз-рука». Именно в это время становится возможным обучение ребёнка элементарным навыкам самообслуживания – застегивание пуговиц, шнурование и др. [3, с. 69].

Идеальную развивающую среду для развития мелкой моторики представляет песочница. Игра с песком является одной из естественных форм деятельности ребенка, они благотворно действуют на регуляцию эмоционального состояния, позволяют творить без боязни сделать что-то не так или сломать без возможности восстановления. Песок, состоящий из отдельных крупинок, позволяет создавать эффективные условия для стимуляции тактильных ощущений, для развития тактильной чувствительности и тактильного восприятия. Для стимуляции тактильных ощущений используется как сухой, так и мокрый песок.

Как и в любом другом виде игры, взрослый поддерживает интерес ребенка созданием игровой среды. Ребенку необходимы формочки, совочки, различные мелкие игрушки для развития сюжета игры. Совместное со взрослыми создание построек из песка также стимулирует интерес ребенка, у него появляется желание создать постройку самостоятельно. Дополнительный интерес и новые тактильные ощущения возникают при одновременном использовании песка и воды. Сухой и сырой песок обладают совершенно разными свойствами. Игры с песком можно организовать как во время прогулки, так и в группе детского сада.

Знакомство с песком в младшем дошкольном возрасте лучше начинать во время прогулки. Педагог обращает внимание детей на песочницу и предлагает рассмотреть песок, потрогать сначала одним пальцем, а затем всеми. После чего совершаются поочерёдно следующие манипуляции с песком: сжимание и разжимание кулачка в песке, пересыпание его из одной ладони в другую, рисование на песке кончиками пальцев. Рисовать на песке лучше одновременно обеими руками. Такой способ рисования считается наиболее эффективным средством развития тактильной чувствительности. Рисование кончиками пальцев обеих рук способствует снятию эмоционального напряжения, развитию тонких движений пальцев, развитию двух полушарий головного мозга одновременно и повышению тактильной чувствительности кончиков пальцев. Следует просить детей описывать те ощущения, которые они получают в процессе прикосновений к песку. Педагогами было отмечено, что если занятия организованы систематически, то в результате дети начинают чувствовать каждую песочную крупинку, что говорит о высоком уровне развития тактильной чувствительности.

Зимой вместо песка можноиспользовать снег. Лепка снеговиков, постройка горок и домиков, игры в снежки полезны для общего развития ребенка и, конечно же, для развития мелкой моторики рук. Наибольший интерес представляют игры со снегом в помещении. Игры со снегом в помещении очень непривычны, поэтому вызывают несомненный интерес у ребенка младшего дошкольного возраста. Из снега в домашних условиях можно лепить, на нём можно попробовать рисовать пальчиками, окуная их в краску и используя снег вместо листа бумаги. Рисуя кончиками пальцев, полураскрытым кулачком, кулачком ребёнок прикладывает различные усилия при нажатии,при этом происходит массаж руки, развивается зрительно-моторная координация рук.Стимуляция тактильных ощущений в данном случае происходит еще и за счет контрастности температур.

Когда снег начнёт таять, можно предложить окунуть руку в воду и спросить, что он чувствует. Затем предложить согреть руку и окунуть в воду комнатной температуры. Малыш должен почувствовать, что при опускании рук в воду, температура которой равна температуре тела, давление ощущается только в месте соприкосновения с водой. Можно предложить сделать под водой массаж пальчиков. Тёплая вода способствует расслаблению мышц рук, что позволяет снять напряжение и подготовить руку к дальнейшим действиям.

В 3-4 года у детей практически пропадает потребность в знакомстве с предметами через пробу «на зубок». Поэтому можно соорудить пальчиковый бассейн, насыпав в глубокую миску разные крупы, фасоль, горох, чечевицу, мелкие камушки или шарики. Его основное назначение – это механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.На начальном этапе ребенок выполняет задания взрослого – опускает руки в бассейн, совершает вращательные движения, откапывает спрятанные взрослым предметы и др. Затем ребенок может действовать самостоятельно. Пальчиковый бассейн может быть наполнен песком, тогда его развивающие функции будут идентичными с песочницей.

Необходимость и важность развития тактильных ощущений является безусловной. Рука и пальцы являются непосредственными проводниками и посредниками между ребенком и окружающим его миром.Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Хорошо развитая мелкая моторика руки – это залог полноценного интеллектуального и речевого развития ребенка. Конечно, следует помнить, что любое занятие, любое действие должно совершаться с удовольствием. Следует выбирать те действия по стимуляции тактильных ощущений, которые будут интересны ребёнку и, конечно же, будут безопасны.

 

Литература:

  1.                Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Олма – пресс, 2004. – 666 с.
  2.                Губанихина Е.В., Шикина К.Д. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности // Молодой ученый. – 2014. – №21.1. – С. 167-170.
  3.                Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
  4.                Кондаков И.М. Психологический словарь. – М. Академический проект, 2000. – 240 с.
  5.                Монтессори М. Дети – другие / Пер. с нем. / Вступ. и закл. статьи, коммент. К.Е. Сумнительный. – М.: Карапуз, 2004. – 336 с.
  6.                Психология развития. Грэйс Крайг, Дон Бокум. 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle