Библиографическое описание:

Щелина Т. Т., Гроздова Е. М. Потенциал волонтерского движения в формировании ЗОЖ у подростков в условиях образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2015. — №23.2. — С. 1-2.



 

В статье раскрывается потенциал волонтерского движения молодежи в формировании здорового образа жизни у подростков. Анализируются возможности программ и мероприятий по профилактике аддиктивного поведения подростков, вовлечение их в организацию активной волонтерской деятельности, пропаганду здорового образа жизни среди сверстников.

Ключевые слова: волонтерское движение, профилактика, аддиктивное поведение, подростки, здоровый образ жизни, ПАВ.

 

Распространение аддиктивного поведения среди несовершеннолетних привлекает внимание не только общественности, психологов, социальных педагогов, наркологов, деятелей правоохранительных органов, государства, но и представителей молодежных социально активных движений, организаций и объединений. В этом смысле ценно, что волонтерская деятельность рассматривается как комплексная система воздействий и влияний (на духовно-нравственное, социокультурное, правовое, физическое и умственное развитие), предлагающая детям здоровую альтернативу в доступе и выборе возможности к социально-активному и позитивному поведению [2].

В науке особое место занимают исследования, раскрывающие проблематику добровольческой деятельности на основе принципов альтруизма, свободы воли, добра, бескорыстия, благотворительности (С.В. Алещенок, Л.И. Багрянцева, Н.В. Черепанова, Е.И. Холостова, И.Н. Айнутдинова, Б. Левайн, Р. Кроу, Т.Н. Мартынова, П. Джордан, Р. Вайнола, М. Очмани др.). Весьма важными являются и научные работы, раскрывающие психологическую сущность активности человека как социального существа (Б.Г.Ананьев, В.В. Давыдов, А.А.Деркач, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин). Теоретические положения и обобщенный анализ в области изучения сущности и потенциала волонтерства акцентируют внимание на целостной теории общественно-полезной деятельности, которая в основном рассматривается как свойство социальности (Ю.М. Забродин, Л.Г. Лаптев, С.К. Сергиенко, П.Н. Шихирев и др.) [1].

В настоящее время волонтерское движение как средство воспитания, социализации, профилактики асоциального поведения приобретает всё большее значение и популярность среди молодого поколения и активно поддерживается государством. Согласно мировому рейтингу благотворительности, проведенному международной благотворительной организацией Charities Aid Foundation (CAF), Россия вошла в топ-10 стран по волонтерству в 2013 году [3]. Причем особую актуальность волонтерское движение приобретает в профилактике аддиктивного поведения подростков и в формировании мотивов, способов здорового образа жизни как альтернативы аддикции.

Анализ литературы, массовой практики профилактической деятельности с учащимися в условиях образовательного учреждения обусловили необходимость исследования, которое направлено на изучение потенциала волонтерской деятельности в формировании здорового образа жизни сверстников и адекватного отношения к употреблению психоактивных веществ в молодежной среде. С этой целью нами разработана программа профилактики аддиктивного поведения подростков, участниками которой стали учащиеся ГБОУ СПО АТСП г. Арзамаса Нижегородской области. Программа включает в себя следующие блоки: 1. блок «Просветительский», 2. блок «Протяни руку помощи», 3. блок «Моя альтернатива СПОРТ и ЗОЖ», 4. Блок «Агитация и творчество», 5. Блок «Окружающая среда и экология».

Для реализации программы на базе техникума было создано добровольное волонтерское объединение «ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ», в состав которого вошли молодежь и подростки, а форма взаимодействия, скорее, напоминает клуб по интересам.

Разрабатывая каждый блок, мы опирались на принцип системности, согласно которому, именно цель является системообразующим компонентом любой деятельности, определяет содержание, средства и способы. Цель просветительского блока заключалась в информировании учащихся об аддиктивном поведении и сопряженных с ним проблемах. Работа построена не на «стратегии запугивания», а на актуализации осознанного здоровье сберегающего потенциала личности каждого, на развитии у подростков коммуникации, рефлексии, творческого самовыражения, самостоятельности и ответственности за свои поступки, свою жизнь. В ходе работы применялись информационно-комуникацивные технологии (создание презентаций, видеороликов), было организовано взаимодействие с другими молодежными движениями и организациями (молодежной организацией «СТОП НАРКОТИК!» организовано лекционное занятие). Активом волонтерского движения организованы классные часы и мероприятия, спектакли для сверстников на профилактическую тематику; для этого были привлечены родители, законные представители учащихся, педагоги, наркологи, представители правоохранительных органов.

Блок «Протяни руку помощи» направлен на воспитание у учащихся доброты, чуткости, сострадания, милосердия по отношению к другим людям, особенно нуждающимся. С этой целью были организованы выезды в детские дома с гуманитарной помощью и игровыми программами; помощь неуспевающим сверстникам; встречи с ветеранами войны; помощь переселенцам из Украины, Донбасса и всем, кто оказался в трудной жизненной ситуации и др.

Блок «Моя альтернатива – СПОРТ и ЗОЖ» направлен на проведение мероприятий по профилактике курения, алкоголизма, наркомании; на распространение информационно-просветительской продукции на территории образовательного учреждения; проведение классных часов для учащихся образовательного учреждения. Этот блок направлен на пропаганду и рекламу здорового образа жизни, занятий спортом; содействие утверждению в жизни молодого поколения духовно-нравственной красоты и физического совершенствования; проведение спортивных командных соревнований («Педагоги и студенты ВМЕСТЕ!»), проведение акций «Нет – «Табачному дыму!», спортивных эстафет.

Блок «Агитация и творчество» направлен на организацию конкурсов рисунков, плакатов, презентаций, видеороликов, творческих работ, поделок («Жизнь и ПАВ несовместимы!», «Выбор за тобой», «Моя альтернатива – ЗОЖ»). Особое место в этом блоке занимает месячник «За здоровый образ жизни!», в ходе которого учащиеся всех групп готовят и участвуют в спектакле «Ангел и Демон».

Блок «Окружающая среда и экология» направлен на воспитание бережного отношения к природе, защиту и охрану природы. Подростки и молодежь участвуют в благоустройстве территории образовательного учреждения; готовят выпуск стенгазет о защите окружающей среды и природных ресурсов; проводят акции («Мы за чистый воздух!», «Твой выбор», «Жизнь или ПАВ?» и др.); участвуют с другими волонтерскими объединениями в акции «Чистые берега» и т.д.

Непосредственно перед проведением просветительского блока был проведен опрос «Твоё отношение к ПАВ». Результаты показали, что 19% активных сторонников употребления ПАВ ведут «работу» по расширению своих рядов за счет ребят, не определивших своего отношения к данным веществам.

6% – «жертвы», которые продолжают употреблять ПАВ; 22% – равнодушные противники, которые не берут на себя активной роли, но лишь до тех пор, пока не столкнутся с фактом употребления ПАВ знакомыми и друзьями.

19% – «не определившиеся», которые пополняют ряды потребителей и равнодушных к данной проблематике. 34% – «активные противники», у них проявляется острый протест по отношению к сложившейся ситуации, они готовы активно противодействовать распространению данных веществ, прежде всего, в своей среде.

Полученные результаты со всей очевидностью подтверждают возможность использовать потенциал волонтерского движения в организации профилактики зависимого от ПАВ поведения подростков. Это обусловлено, как минимум, объективно присущей молодым людям потребности в реализации активности, в общении и взаимодействии со сверстниками и теми, кто значим (референтен) из старших, возможностью стать нужным, полезным, получить импульс и шанс стать лучше. В то же время наличие в среде учащихся 19% «не определившихся» по отношению к употреблению ПАВ (фактически лояльных, потенциальных потребителей) и 22% «равнодушных до определенного момента» создает реальные возможности вовлечения именно этих категорий учащихся в активную профилактическую деятельность.

 

Литература:

1.                  «Детские и молодежные социальные инициативы», общероссийская, общественная организация. Документы и материалы ДИМСИ – М.: Academia, 2008. – 75 с.

2.                  Ершова Н.Н. Модель привлечения волонтеров к социально-профессиональной работе в подростковой и молодежной среде // Беспризорник. – 2007. – №2. – С. 20-23.

3.                  Мировой рейтинг благотворительности 2013. Charities Aid Foundation (CAF). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cafrussia.ru/files/blocks/WGI2013_RUS.pdf (дата обращения: 21.10.2015).

4.                  Перцовский А.Н. Особенности подготовки волонтеров для работы в учреждениях соцзащиты // Работник социальной службы. – 2010. – №5. – С.45-49.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle